Заранее прошу извинить за "простыню" и свинячий фанатский восторг. Копирую свой отзыв, который написала для одного из сообществ любителей Болливуда.
Я люблю фильмы, где Шахрукх другой, непохожий на себя самого. То есть, он везде классный, конечно - всё-таки мой любимый индийский актёр. Но вот те роли, где словно незнакомца видишь - они особо ценны для меня. Где у него даже голос иной, и походка, и жесты, и мимика.
В список таких фильмов у меня входят, конечно же, "Меня зовут Кхан" (роль аутиста с синдромом Аспергера), "Эту пару создал Бог" (роль очкастого и робкого ботаника) и "Фанат" (роль одержимого поклонника звезды Болливуда - ну да, пластический грим имел место, но так ещё надо было сыграть - чтобы все критики обалдели!!!).
Со вчерашнего дня в этот список вошёл ещё один фильм и ещё один герой Шаха. Это Раис.
Отзыв о фильме написался не сразу. Нужно было переварить и осмыслить увиденное. "RAEES" долго не хотел меня отпускать.
При этом я не могу сказать, что сам сюжет ах как уникален и история неподражаема. Но совокупность множества удачно соединившихся компонентов - режиссура, операторская работа, музыка и, конечно же, актёрская игра - моментально сделали этот фильм бесценным для меня.
О чём, собственно, "Богатей"?
Это криминальная драма о нелегальном бизнесе в Гуджарате восьмидесятых - девяностых. Гуджарат - штат, где запрещена продажа любого алкоголя (кстати, до сих пор). Раис - главный герой фильма - занимается подпольным изготовлением и продажей спиртного. При этом, хоть бизнес его и под запретом, во всём остальном он соблюдает законы чести и совести, никому не причиняя вреда, в том числе и конкурентам... до тех пор, пока они его не трогают.
Многие критики и зрители видят в образе главного героя реальный прототип - Абдула Латифа, гуджаратского алкодилера и криминального авторитета. Он с детства варился в алкогольном бизнесе и в зрелом возрасте стал его королём. Сделался легендой бандитского мира. Был убит полицией.
Однако создатели фильма опровергают факт, что образ Раиса списан с Абдула. Они говорят, что их сценарий оригинален, а все совпадения случайны. Я, конечно, понимаю, почему они подстраховываются - чтобы потомки Абдула не били копытом и не таскали съёмочную команду по судам.
Итак, перед нашими глазами проходит история Раиса - мальчишки из бедной мусульманской семьи, у которого не хватает денег даже на то, чтобы купить себе очки (из-за сильной близорукости он не видит того, что написано на школьной доске, и мадам учительница нещадно лупит его за неусвоенный урок). Раис всего лишь ребёнок, но у него живой ум - ум настоящего бизнесмена. Благодаря своей смекалке и недюжинной храбрости он получает работу у главаря гуджаратских алкоторговцев.
Очки, к слову, он потом всё-таки покупает. И бьёт смертным боем всех тех, кто смеет обозвать его "очкариком" - что в детстве, что во взрослом возрасте. Кстати, вот он - секрет вечно подведённых глаз Раиса! Ему, конечно, эта сурьма безумно идёт, придавая взгляду особую красоту, опасность и даже роковую порочность, если хотите. Но объясняется всё прозаически - сурьма полезна для глаз, тем более больных.
Очень понравилась натуралистичность картинки - интерьеры без отретушированного глянца, простая одежда, обычные индийские улочки, незатейливая еда... События происходят в вымышленном городе Фатехпура, но он выглядит абсолютно реальным, типичным индийским городком с его звуками, красками и, кажется, даже запахами.
Замечательные песни, очень гладко вписывающиеся в канву фильма. Разве что ZAALIMA несколько выбивается из общей тональности повествования. Спору нет, номер красивый и романтичный, но как-то не в кассу.
LAILA MAIN LAILA в контексте сюжета воспринимается совершенно иначе, чем просто клипец на YouTube. Во время просмотра фильма эта песня наполняет зрителя внутренним напряжением и заставляет съёживаться в ожидании развязки. Санни Леоне очень горяча и притягательна в этом номере. Я уже выкладывала видео, как зрители беснуются в кинотеатрах во время песни. К слову, у официального видеоклипа уже более 85 миллионов просмотров!
Click to view
А моим любимым номером по-прежнему остаётся UDI UDI JAYE. Шах с Махирой тут ужасно милые и трогательные, и очень красочно показан традиционный гуджаратский фестиваль воздушных змеев.
Click to view
Ну, и ещё один из любимых номеров в фильме - песня DHINGANA (о подноготной нелегального бизнеса - Раис в самом начале своей карьеры), она реально крута!
Click to view
Диалоги - отдельная ценность фильма. Изящные, лёгкие, ироничные словесные дуэли, похожие на игру в теннис или бадминтон - один подаёт, другой отбивает. "Бизнес - в самом воздухе Гуджарата. Вы можете запретить мне дышать, но как запретить воздух?"
Много доброго и неожиданного юмора, парадоксальных и нелепых ситуаций - кража очков у статуи Махатмы Ганди, драка в мясном ряду козлиной головой, подпольная алко-вечеринка, где переодетый в Майкла Джексона полицейский отплясывает на танцполе...
Актёры прекрасны все, без исключения.
И мама Раиса, и сам он в детстве - классный пацанчик, и добрый дедушка доктор, и младший друг Раиса...
И, конечно, - Асия, жена главного героя. Я очень рада, что несмотря на давление прессы и общества, на напряжённые отношения Индии с Пакистаном, Шах всё-таки отбил для участия в фильме именно эту девушку, хотя достаточно было только свистнуть - и любая болливудская звезда с радостью согласилась бы на роль. В итоге никому особо не известная пакистанка Махира Кхан предстала на экране в качестве спутницы Раиса - нежная, строптивая, гордая, любящая и готовая всегда поддержать мужа. "Маленькая сильная гангста-леди", - говорит о своей роли Махира Кхан.
Вишенка на торте - восхитительный Навазуддин Сиддики в роли полицейского Маджмудара. Я давно слежу за творчеством Навазуддина, он потрясающий характерный актёр - чисто внешне не дотягивает до амплуа героя-любовника, но тем интереснее образы ему достаются. Вспомнить его роли в "Расследовании", "Ланчбоксе", "Братце Баджранги", "Манджхи" - какой он везде разный и неожиданный!
Шах... Честное слово, даже не знаю, что о нём можно написать. Эмоций много, но в слова они как-то не укладываются. Как по мне - потрясающе красивый мужик, ну правда. И чем старше - тем лучше становится. Эпизод его появления в "Богатее" - Ашура, день траура у шиитов. Обнажённый до пояса, он хлещет себя цепью. Эта сцена такого высоченного градуса накала и эмоционального напряжения, что экран аж дымится. Я смотрела видюшки на YouTube, снятые в кинотеатрах во время премьеры - в этот момент зрители свистят, орут, хлопают, топочут ногами и практически падают в обморок. И я, чёрт побери, их понимаю!!!
5 баллов из 5, однозначно!