о корнях

Jan 19, 2015 14:33

Я уже некоторое время назад обещала Сашке ответить на её пост о предках своим!) Подняла перчатку -- придётся отвечать)



Я гораздо больше знаю о своей семье со стороны мамы, почему-то исторически так сложилось.
Мой прапрадед, дед бабушки, прожил жизнь недлинную, но интересную. Александр Архипов был красным командиром, женился на девушке редкой красоты, выделили им целый этаж в доме на ул. Чайковского. Моя прабабушка вспоминала, как выглядывала папу из окна -- он приезжал обедать верхом, в сопровождении денщика. Помимо Галочки, было у него ещё двое детей, мальчик и девочка, которые умерли ещё в детстве. С Галочкой же случилась беда, когда ей было три года. Она играла на брёвнах во дворе, брёвна скатились и повредили ножку. Операцию почему-то делать не решились, и всю жизнь моя прабабушка хромала, хоть и научилась ходить так, чтобы этого никто не замечал. А отец её внезапно скончался от сердечного приступа в начале тридцатых годов, и было ему чуть больше сорока...
Прабабушка моя, Галина Александровна, напротив, прожила долгую жизнь -- родилась она 1 марта 1922г, а умерла 1 апреля 2008г. Она очень рано выскочила замуж, и в мае 1941г родила дочку, мою бабушку, Ларису Николаевну. Муж её, Николай Поляк, служил инженером на заводе, эвакуировался в начале войны на Урал и собирался вызвать жену с ребёнком к себе. Не успел -- погиб при странных обстоятельствах, будто бы рвануло что-то в их цеху... А Галина Александровна ждала от него вестей в Ленинграде, и пережила страшную блокадную зиму 1941-1942гг с грудным ребёнком на руках и, лишь получив похоронку, чудом уехала по апрельскому льду Ладожского озера. Дальше -- звакуация в Вельск, на границе Вологодской и Архангельской областей, встреча со вторым мужем, Николаем Морозом, рождение дочери Ирины, выступления в агитансамблях для работников тыла, возвращение в Ленинград в 1946г, развод. И тут открывается для неё совершенно новая, счастливейшая страница в жизни: она поступает работать в Театр Марионеток им. Е.С. Деммени. Ещё жив был мэтр, передававший ей свои знания, и ставились чудесные спектакли, и моя талантливая прабабка скоро стала звездой, ведущей актрисой театра. Больше сорока лет она проработала там, и со слезами уходила на пенсию в начале девяностых -- ещё я ходила к ней в театр на спектакли, и она после представления приводила меня за кулисы, и можно было (только очень осторожно!) прикасаться к куклам, брать их в руки.
Яркая, живая, харизматичная, она была как огонёк для всей семьи, могла веселить всех до упаду, помогала решить любую проблему, и люди тянулись к ней. На похороны пришли все актёры театра, с которыми она работала...
Моя бабушка первым браком была замужем за Фёдором Николаевичем Житенёвым, известным советским альпинистом, моим дедом (о нём я расскажу позже). К сожалению, через несколько лет совместной жизни они разошлись, хотя у них уже была дочь -- моя мама. Впрочем, примерно через год после развода бабушка встретила того мужчину, которого любила всю свою жизнь -- Андрея Леонидовича Натадзе. Они прожили вместе 25 счастливых лет, ходили в байдарочные походы на Ладогу, ездили лазать на красные скалы Импилахти и серые скалы Ястребиного. Андрей Леонидович тренировал мальчишек и девчонок, и воспитал много прекрасных людей. Там, на ладожских скалах, он и разбился летом 1992г. Лариса Николаевна так никогда до конца и не оправилась от этой потери. В голодные, безумные 90е годы она крутилась как могла: открыла частный детский сад, дважды ездила на заработки в Штаты, продавала Гербалайф. А потом дочь Ольга, выйдя замуж в Париже за одноклассника, попросила её приехать помочь с ребёнком. Так она там и осталась, уже 15 лет живёт в пригороде Парижа.
Моя мама в чём-то повторила судьбу своей мамы. Мама занималась скалолазанием в секции у отчима, была двукратной чемпионкой Ленинграда среди юниоров. Там-то она и познакомилась с моим отцом. Но после 10 лет брака с папой они развелись, и, наверное, мы никогда не узнаем, что именно произошло -- у каждого своя версия. На тот момент уже родились и я, и моя сестра Тошка. Мы остались с отцом, а мама вышла замуж за Мишеля, француза, с которым познакомилась в школе, где она преподавала русский язык и литературу, а он -- французский и английский языки. Она переехала во Францию и родила нам брата, а спустя ещё несколько лет развелась и с Мишелем, но осталась в Бордо, хотя разговоры о том, что может стоит вернуться в Питер ведутся до сих пор.
Мой дед, дед Фёдор, как я уже говорила, был классным альпинистом. Дважды (в 1970 и 1971г) он становился чемпионом СССР в высотно-техническом классе. Конечно, вся его жизнь была подчинена спорту, и на семью или детей (дочь и сына) времени оставалось не так уж много. Через несколько лет после развода с моей бабушкой он встретил женщину, с которой прожил больше 20 лет и вырастил ещё одну дочку. Несколько лет назад они разошлись, и сейчас дед живёт один. Он ездит на рыбалку, принимает гостей, пишет воспоминания...

Со стороны отца совсем другой коленкор. К сожалению, я совсем ничего не знаю про своего прадеда или прабабушку, и моя история начинается сразу с деда.
Дед, Виктор Михайлович, родился и вырос в Уфе, в большой семье -- у него было 3 сестры. Учился в Новосибирске, а всю карьеру строил в Иркутске. Он женился на бабушке, в честь которой меня и назвали, и у них родилось трое сыновей, мой отец старший. А потом она погибла в аварии, и дед остался один с тремя мальчишками на руках. Скоро в его жизни появилась Софья Абдусалимовна, баба Соня. Она приняла мальчишек как родных, и родила им и сестрёнку. И несмотря на то, что папа был уже взрослым, когда погибла мать, и помнит её, он называет бабу Соню мамой. Дед у меня учёный, всю жизнь занимается солнечной физикой. По молодости они ездили в экспедиции в Саянах, у папы хранятся фотографии, где они, пацаны, сидят верхом на лошадках -- довольныееее! Лето, горы, лошади! Гораздо лучше любого лагеря. Сейчас дед уже не ездит ни в какие экспедиции, бабушка его и в командировки редко отпускает, разве что на заседания Академии Наук. Но работу он бросать не хочет, говорит, ещё повоюем. Хотя возраст потихоньку начинает брать своё, в этом году ему исполнилось 77 лет.
Папа решил продолжить династию и тоже пошёл в науку -- он у меня занимается теоретической астрономией. Учиться он приехал в Питер, тут и познакомился с мамой, и остался. После развода с мамой он, как ни странно, познакомился в гостях у общей подруги с француженкой, Изабель, и женился на ней. Как результат -- у меня появилось ещё две сестрёнки, Алиса и Камий. Карьерные планы заставили отца переехать сначала в Москву, а потом и в Париж, где он пока и осел, думаю, надолго. На скалодром он уже давно не ходит, зато иногда участвует в разных пробегах, потом мы сравниваем результаты (мне есть к чему стремиться).

Получилось ужасно длинно, и это я ещё не рассказала про своего брата и сестёр, кузин и кузенов, тёть и дядь... Ну, это уже как-нибудь в другой раз)

семья

Previous post Next post
Up