Как вы помните по фотографиям II-й части рассказа погода в Ольянтайтамбо стояла вполне солнечная. Запечатлев шамана, мы перешли ко второй части построек и тут набежали тучи. Виракоча по-прежнему улыбался, когда упали первые капли дождя. Я остановилась, чтобы фотографировать Ольянтайтамбо, пока мы не обогнули гору, и порадовалась опытности нашего гида Ольги. По лестнице, ведущей к Храму Десяти Ниш поднимались группы туристов. Не полчища, конечно, но весьма приличное количество людей.
Какой же тут комфортный осмотр древней крепости. Кстати, нашу группу тоже уже догоняли :) Хотя скорее это я, как обычно, замешкалась и отстала.
Последний поворот и мы окажемся на тихой стороне. Здесь уже не слышны голоса переговаривающихся туристов и гидов, только негромкий стук капель дождя, падающих на
аккуратные террасы, поросшие травой, кактусами и цветами.
А кактусы тут водятся знатные, почти угрожающе нависающие над дорожкой.
Между тем, дождь миновал стадию пиано и стал нарастать крещендо. Садовник, неспешно занимающийся удалением слишком уж вольготно разросшейся травы, кинул свой инструмент и удалился.
Мы спустились вниз. Над нами высились, выложенные из мелкого камня, стены террас
Ничего экстраординарного и загадочного, обычная кладка.
Мы стоим под дождем и осматриваем окрестности. Я почему-то вспоминаю Бали. То свое ощущение рассинхронизации с ритмом их жизни, которое нервировало меня три дня и три ночи, вызывая гадское ощущение себя не в своей тарелке. Как будто ты чужая на этом празднике жизни. А потом я как-то расслабилась, словно бы замедлилась во времени, и мне стало безумно уютно и здорово. В Перу мне было уютно с самого начала. Под солнцем ли, дождем, в тишине, в гомоне, везде.
Дождь начал стихать.
К самой скале примыкает узенькая лестница, по которой мы спустились еще ниже.
И вот тут снова начинается необъяснимое. Посмотрите на эту обработанную сторону скалы с выступами. Это Храм Кондора.
Он же, но с другой точки. Вон там наверху вроде как голова кондора. И снова геометрически правильные и ровные поверхности на разных участках цельной отвесной скалы. Так кто же это сделал, инки или лемурийцы?
Во что бы мы с вами не верили, но контраст между двумя типами обработанных камней (в данном случае даже скалы) или постройками слишком уж бросается в глаза. И здесь даже не стоит вопрос о том как и чем обрабатывали, важнее понять ЗАЧЕМ это делалось. Рядом с Храмом Кондора расположены "Купальни принцессы". Достаточно долгое время считалось, что здесь бьет родник, а все это каменное великолепие было построено как его обрамление.
Но потом было установлено, что это по сути "кран" хитроумного подземного водопровода, по которому сюда доставляется талая вода с ледников.
А вот эта часть купален интересна тем, что здесь фактически вырублена половинчатая чакана или инкский крест.
Вообще-то полная чакана - это ступенчатый крест с тремя ступенями в каждой четверти. Это символ гармонии мира. Четыре группы ступеней объединяют четыре группы понятий.
Первая четверть символизирует энергетические уровни или миры:
- нижний или подземный (мир мертвых и нерожденных)
- средний или наземный (земной мир)
- верхний или небесный (мир богов)
Вторая четверть обозначает священных животных, соответствующих этим мирам:
- змея (символизирует подземный мир)
- пума (символизирует наземный мир)
- кондор (символизирует небесный мир)
Третья четверть символизирует 3 заповеди инков:
- не воруй
- не лги
- не ленись
Четвертая - человеческое предназначение:
- благодетель, любовь
- знание
- труд, работа
Более того, ведь провинций в Тауантинсуйо (Империи инков) было тоже четырые - Чинчайсуйо, Кольасуйо, Антисуйо и Контисуйо. А еще чакана напоминает созвездие Южный Крест, которому инки поклонялись, кроме того четыре конца любой чаканы символизируют четыре стихии (вода, земля, воздух и огонь), четыре стороны света и четыре сезона: зиму, весну, лето и осень. Ну согласитесь, что чакана просто универсальный символ, но не уникальный, потому что в том или ином виде кресты фигурировали во многих религиях и верованиях.
На вершине скалы прилепилась какая-то постройка
Возле купален расположены бытовые здания. Историки и исследователи уклада и образа жизни инков отмечали, что те предъявляли высокие требования к личной гигиене. Хотя в первую очередь чистоплотность считалась непременной добродетелью и была в обычае у правящего класса, она поощрялась и у простолюдинов. Правда испанские наблюдатели отмечали, что низший класс все-таки не слишком о ней пекся.
Омовения тела, очищение или даже публичные купания, сопровождавшиеся переменой одежды, входили во многие ритуалы у инков.
И снова ненадолго вернемся к скале. Интересные там все-таки фигуры вырублены.
Внизу куча каменных блоков.
С трапециевидными углублениями и без них. Если еще не утомило, можете в очередной задаться вопросами зачем, частью чего должны были стать (или все же были) эти блоки, как их так ровно обрабатывали и кто за всем этим стоит.
И еще парочка видов "на дорожку", образно говоря.
На этом я завершаю свой рассказ про Ольянтайтамбо. И прерываюсь на пару недель в связи с грядущим самостоятельным автотрипом по Южной Швеции. Ищите меня в Facebook
ТЫЦ!, при наличии нормального интернета буду там выкладывать фотографии из поездки. Ну а книженция "История Швеции" уже залита в читалку.