После продолжительного перерыва, вызванного отпуском, загруженностью работой после отпуска, жарой и банальной ленью, продолжу свои заметки. Сегодня на очереди Тамбомачай (Tambomachay, из кечуа Tampumachay, tanpu mach'ay - буквально «место отдыха», «курорт»). Курорт в такую жарищу (а в Минске уже побит температурный рекорд восьмидесятилетней давности) самое то, как и все, что связано с водой. Тамбомачай еще называют инкскими купальнями, состоящими из акведуков, каналов и водных каскадов.
Хотя каскады, конечно, громко сказано. Но вода там есть, она журчит и стекает, а самое главное до их пор не очень понятно откуда она там берется и еще более непонятно, куда же она исчезает. В общем идем смотреть на купальни.
После высадки из минибасика вы оказываетесь перед табличкой, которая возвещает, что вы имели неосторожность взобраться на высоту 3 765 метров. В принципе, даже если бы не было таблички, о том, что вы отнюдь не на высоте в какие-нибудь 2 500, вам напомнит головная боль. Но табличка этот headache все-таки визуализирует.
Вы же уже поняли, что это еще не амбразуры, но уже почти подвиг :) Поэтому медленно и размеренно мы плетемся к купальням. Вдоль дорожки растут деревца со скрюченными стволами. Я искала их название запросами на трех языках и все-таки нашла.
Это деревья Полилепис (лат.Polylepis). Это не вид, это целый род деревьев, которые растут в Андах на высоте до 4 500 метров. Насчитывается что-то около 20 видов вечнозеленых кривоствольных деревьев. Такие леса образовывали уникальные экосистемы c редкими видами растений и птиц. Эти деревья прекрасно приспособились к жизни в горах: мелкие узкие листья предотвращают потерю деревом воды, кора защищает от животных и лесных пожаров. Но уже инки начали активно вырубать эти леса ради строительного материала и дров, а уж когда конкистадоры притащили за собой пожитки и скот, то деревья стали исчезать еще быстрее.
Так что не так уж много их и осталось на самом деле.
Сразу за деревьями паслись ламы, пощипывая короткую травку. Это была очень занятая лама, сколько я ей не махала, она упорно продолжала ковыряться в траве, не поднимая головы.
За моими усилиями по привлечению внимания лам равнодушно наблюдала собака. И правда, чего суетиться-то?
Мы еще даже не дошли до собственно основной постройки Тамбомачая, а вот уже и первый источник. Из небольшого холма струится вода. И снова полигональная кладка.
Постепенно ты привыкаешь к тому, что тебя окружают действительно уникальные строения. Каменные террасы, подпирающие склоны, постройки из плотно пригнанных друг к другу монолитов самой вычурной формы. И хотя мне все еще хочется узнать, кто же это построил и зачем, я уже приняла на веру тот спорный факт, что здесь еще до инков жила другая высокоорганизованная и высокоразвитая цивилизация.
Считается, что Тамбомачай - это акведук, мол, тут тебе и королевские купальни были, и сады для услады очей самого наиглавнейшего Инки. Вот так выглядит основное строение.
4 яруса, трапециевидные ниши. Вот туда, повыше, слуги приносили на носилках своего правителя, а потом бочком-бочком, выражая всем своим видом почтение и смирение, удалялись, оставляя Инку наедине с природой и думами. Правитель, видимо, купался и размышлял. Или сначала размышлял, а потом совершал омовение. Или просто наслаждался одиночеством и тишиной под предлогом общения с миром духов и предков.
Здесь почти не было других туристов, поэтому нас окружала ненавязчивая тишина. И в этой тишине негромко журчала вода. Если представить, что здесь еще и сады росли когда-то, то мне кажется, что Инке тут нравилось бывать. Ну во всяком случае, мне бы понравилось, будь я Инкой :)
Напротив был холм, с которого можно было лучше рассмотреть Тамбомачай.
С этого холма открылся вид и на Пука-Пукара (Puca Pucara, кечуа Puka Pukara, букв. «красная крепость»). Это уже военная крепость. В случае какой тревоги сигналы из нее передавались в Саксайуаман. Саму крепость мы не посещали. Так что удовольствовались видом издалека.
Вернемся же к Тамбомачаю. Вода играет огромную роль во многих политеистических религиях, инки тоже не были исключением. Они верили в то, что вода Тамбомочая священна и дарует вечную молодость.
По поводу вечной молодости я, конечно, не уверена, но пальцами воды коснулась. Ну так, на всякий случай. :) В любом случае загадка заключается в том, что круглый год по этим каменным желобам течет кристально чистая вода и ее количество неизменно в любое время года. Получается, что древняя гидравлическая система все еще работает. При этом ученые не знают, откуда эта вода берется. А установить это, не причинив колоссальный вред всей постройке вряд ли удастся. Потому что все попытки воссоздать полигональную кладку в первозданном виде провалились. И хотя использовались оригинальные камни, но идеально их состыковать так ни у кого и не получилось. Кстати, вода из Тамбомачая используется при приготовлении пива Кускенья.
Предпринимались и попытки установить, куда девается вода из Тамбомачая. Студенты добавили в воду пищевой краситель и стали проверять всякие водоемы в окрестностях. Безрезультатно. Окрашенная вода так нигде и не была обнаружена.
Мне кажется, что инки неспроста считали это место священным. Они могли поклоняться не сколько просто воде, как стихии, а в целом инженерному гению тех, кто построил этот комплекс задолго до них. Мне это кажется вполне логичным.
В мыслях о вечном мы пошли обратно. Застенчивая лама наконец-то наелась и прилегла. Собака-то была права, не спеши и все получится. :)
Мы погрузились и поехали в маленький зоопарк, в котором содержались животные, пострадавшие так или иначе от действий человека.
Продолжение следует....