«Вы идете по самому естественному пути, и именно поэтому вы заблуждаетесь особенно сильно.»
жанр: Детектив, Социально-философская фантастика
дата первой публикации: 1970 год
кол-во страниц: 288
Чего ещё можно ждать от маленького, затерявшегося в горах отеля, разношёрстные постояльцы которого то и дело выкидывают какие-то фокусы? Убийства конечно!
Убийство случается аккурат после снежного обвала, поздним вечером, когда в отель заявляется новый житель - безрукий, замёрзший, чудаковатый.
Сквозь бред он требует позвать Олафа Андварафорса, который как раз и оказывается убитым в своём номере. Причём, при странных обстоятельствах - дверь закрыта изнутри, а из окна номера никто вроде бы и не выходил. Никаких следов, никаких зацепок и только странное содержимое чемодана Олафа вызывает интерес полицейского Петера Глебски, который по стечению обстоятельств находился именно здесь.
Это третье по счёту произведение Стругацких, которое мне довелось прочесть. С превеликим удовольствием, между прочим!)
Сюжет захватывает с первой же строчки и оторваться просто невозможно (что для меня в принципе штука редкая). Потрясающая атмосфера снежного отдыха, уютный отель на 12 номеров, обаятельный хозяин и его умнейший пёс Лель - всё это даёт столько шарма произведению.
Я, как и многие читатели, наверняка, ожидала участие Погибшего альпиниста в самой сути произведения. Уж больно красиво звучит название. И книги и гостиницы!
Поначалу всё и в правду течёт, как в самом настоящем классическом детективе - слог просто сводит с ума своей чёткостью и выверенностью. Страницы улетают, а ты с жадностью хватаешь каждую букву и мчишься к финалу, разгадать всю эту небывалую загадку. Хотя, мне чуть ли не до последнего казалось, что всё здесь реально и никаких фантастических поворотов вовсе и не будет. А они случились. Случились ли?!))
Стругацкие, как всегда оставляют за собой шлейф недосказанности. Хотя может ли вообще быть всё досказано, когда речь идёт о философии и научной фантастике??
По словам самих авторов, их эксперимент смешать два жанра - детектив и фантастику, не удался! Так как вековые каноны нарушать нельзя.
Для меня это откровение, прочитанное после самой книги, дало некое облегчение. Я полюбила произведение, но что-то гложило меня, не давая покоя. То ли переход от реального к ирреальному оказался слишком резким, то ли я прочла уже слишком много качественного детектива и вот такая подача жанра была для меня не лёгкой. В общем, я рада, что смогла принять правильный посыл от Стругацких - и это не менее важно самой книги.
И все-таки, странные у меня впечатления от прочитанного. Но может, так и было задумано изначально?
Кстати, сюда очень актуально применить одну из фраз героев, которая мне очень понравилась:
«Просто мы с вами по-разному устроены. .. ощущения мои, как правило, возникают вместо выводов. У вас ощущения возникают в результате выводов, когда выводы вас не удовлетворяют. Когда они вас обескураживают.»
Длинный получился отзыв, но произведение настолько живое и волнующее, что говорить о нём можно бесконечно долго (это я умею, да).
Читаешь и задаёшься вопросами - А что бы думала я на месте главного героя? Как бы я поступила? Что брало верх именно у меня - чувство долга или человечность?
Читая Стругацких, нужно отсеивать иллюзии по поводу фантастических повествований (несмотря на их наличие!). Тут нужно ощущать и задумываться о простых жизненных вещах. И о самых сложных ситуациях. А фантастика, жанры, примесь трагикомедии - всё это лишь инструмент для более подробного раскрытия истории.
Один из важных вопросов - получит ли душевное успокоение тот, кто больше всего рвётся к правде и справедливости?
Фильм по мотивам: В 1979 году Виталий Кроманов отснял кино картину по сюжету братьев. Пыталась посмотреть на перемотке. Не понравилось то, что многие детали перевернули с ног на голову, хотя суть осталась прежней. Не читая книги, фильм может показаться какой-то ерундой.
Оценка: 9 из 10
Цитаты:
Грызть себя, уязвлять себя, нудить и зудеть можно часами и сутками, а восторг приходит - и тут же уходит, и ничего от него не остается, кроме неловкости, мокрой спины и дрожащих от миновавшего возбуждения мышц.
- Верю ли я в волшебников? - сказал он. - Я верю во все, что могу себе представить, Петер. В волшебников, в Господа Бога, в дьявола, в привидения… в летающие тарелки… Раз человеческий мозг может все это вообразить, значит, все это где-то существует, иначе зачем бы мозгу такая способность?
Хороший, конечно, это был выход, но уж больно плохой.
Совесть у меня болит, вот в чем дело. Никогда со мной такого не было: поступал правильно, чист перед Богом, законом и людьми, а совесть болит.
Неизвестное будоражит мысль, заставляет кровь быстрее бежать по жилам, рождает удивительные фантазии, обещает, манит. Неизвестное подобно мерцающему огоньку в черной бездне ночи. Но, ставши познанным, оно становится плоским, серым и неразличимо сливается с серым фоном будней.
Надо быть разумным. Не одним законом жива совесть человеческая