Любите ли вы Климта, как люблю его я? Правда, интересно! Потому что я обожаю его «Поцелуй» - эта картина кажется мне полной любви, страсти и света. Муж моего восторга не разделяет, считая картину странной. А мама, когда увидела «Поцелуй» на репродукции, спросила: «Это маньяк женщину душит?» И когда я возразила, что на картине - счастливые влюбленные, мама не поверила: «Да нет же! Он ее за шею держит, а она уже глаза закатила и умерла».
Увидеть оригинал «Поцелуя» Климта я мечтала давно. Даже отель выбрала посередине между центром и Бельведером - чтобы добираться было удобней. И вот на второй день в Вене, сразу после завтрака под классическую музыку, мы отправились в Бельведер.
Счастливая я, в предвкушении «Поцелуя»
Купив билеты в музей, продлили предвкушение прогулкой по парку перед Верхним Бельведером.
Зеленый газон и маргаритки радуют глаз и настраивают на встречу с прекрасным.
Войдя внутрь, прошли по первому этажу с мрачным средневековым искусством. Пытки, казни, воспроизведенные с дотошной скрупулезностью - насколько меня очаровывает средневековая архитектура, настолько же отталкивает живопись и скульптура той эпохи. Задерживаться не стали, поспешили на второй этаж. К Климту, Кокошке и Шиле ведет широкая белая лестница с золотым декором, сквозь высокие окна бьет солнечный свет - и я тороплюсь навстречу «Поцелую». Однако, не я одна!
Сначала замечаешь толпу, а уже потом - картину. Две экскурсионные группы намертво стоят перед «Поцелуем», и мне ничего не остается, как набраться терпения и оглядеться. Надо сказать, что выставлена картина моей мечты крайне неудачно. Я представляла светлый зал с белыми стенами, а зал темный, без окон, с приглушенным освещением. «Поцелую» по праву главного шедевра отведена целая стена, по непонятной причине задрапированная в черный бархат. На темном фоне золотой свет картины попусту теряется и приобретает какие-то мрачные, депрессивные краски.
Пока экскурсоводы вещают, а туристы не трогаются с места, осмотрела другие работы Климта, представленные здесь - нежный «Потрет Сони Книпс», роковую «Юдифь», сказочных «Золотых рыбок» и другие. Порадовало, что посетителей немного и все стремятся к «Поцелую», а у других картин ажиотажа нет, их можно осмотреть без суеты и почти вплотную, изучив до деталей.
Поворачиваюсь к «Поцелую» - вдруг, как в сказке, толпа расступается, гиды уводят своих экскурсантов, а я тороплюсь поближе к мечте. Хотела бы я вам рассказать, как напротив картины меня накрыло экстазом, и меня окутало золотым свечением любви. Но чуда не случилось. И разглядывая картину, я только поражалась, кому пришло в голову так неудачно выставить ее на черном фоне в полутемном зале. А затем меня стали теснить другие туристы, и на этом свидание с мечтой подошло к концу.
Надо сказать, что фотографировать оригинал запрещено. Но налево от картины расположен зал для селфи, и когда я попала туда, то ахнула. Вот где должен стоять оригинал! Полукруглый белый зал, высокие окна от пола до потолка, сводчатый купол и море света - но там всего лишь репродукция картины, хотя и в натуральную величину, но отчаянно бликующая. Что не смущает многочисленных любителей селфи, к репродукции стоит очередь. С трудом успела щелкнуть картинку, пока туристы сменяли друг друга, и то только под углом.
После зала Климта посмотрели работы других известных австрийцев - Кокошки и Шиле. На мой вкус, довольно грубых и примитивных. Задерживаться в этих залах не захотелось, лучше погулять по парку - спуститься от Верхнего Бельведера к Нижнему.
Как знала, что там меня ждет самый главный шедевр - цветущее дерево! Так, 21 марта для меня неожиданно наступила весна. В следующие дни и в Вене, и Будапеште деревья начали стремительно распускаться, и я увидела их немало, но это было первым и особенно порадовало.
Парк Бельведера славится своими геометрическими клумбами, зеленым лабиринтом и фонтанами. Но в самом начале весны лабиринт был гол, клумбы еще не зацвели.
Сухие фонтаны скучали без воды. Должно быть, летом здесь красиво!
А мы задерживаться не стали, а направились в сторону Хофбурга. О нем - в следующий раз.