Книгу о жене Скотта Фитцджеральда я читала сразу после «Парижской жены» - романа о первой супруге Хемингуэя. Современницы и писательские жены, Зельда Фитцджеральд и Хедли Хемингуэй в остальном совершенные противоположности. Хедли - верная, заботливая, скромная и тихая тень супруга. Зельда - непостоянная, своенравная, со взрывным темпераментом, красавица, всю жизнь стремившаяся если не превзойти, то хотя бы не уступать своему известному мужу. Читая книгу о Зельде, я не раз ловила себя на мысли, что по характеру она напоминает Скарлетт из «Унесенных ветром». А Хедли - это, конечно, Мелани, добродетельная и безупречная. И хотя мои симпатии больше на стороне Хедли, читать про Зельду было куда интереснее.
Дав дочери имя цыганки из книги, мать Зельды фактически предопределила ее судьбу. Жизнь Зельды во многом похожа на увлекательный роман, со взлетами, падениями, и пронзительным финалом. Молодой Фитцджеральд влюбился в Зельду без памяти и долго добивался ее, наравне с другими многочисленными ухажерами ветреной красавицы. В романе «Z значит Зельда» любопытно описывается альтернативный выбор Зельды - она могла бы выйти замуж за богатого южанина и провести всю жизнь в покое и неге. Но Зельде скучна такая жизнь, она рискует и принимает предложение Фитцджеральда, чтобы стать его женой и музой, уехать в незнакомый манящий Нью-Йорк и из провинциальной кокетки превратиться в одну из самых известных светских львиц эпохи джаза.
До чтения книги у меня уже сложился малоприятный образ Зельды - по биографии Фитцджеральда авторства Ливерганта и воспоминаниям Хемингуэя в «Празднике, который всегда с тобой». И биограф, и старина Хэм не щадят Зельду, описывая ее пустоголовой тусовщицей, любящей выпивку, устраивающей скандальные выходки, ревнующей мужа к писательству, треплющей ему нервы, плохой матерью и женой. Тереза Энн Фаулер, написавшая «Z значит Зельда», стремится оправдать свою героиню. Она показывает Зельду творческой и одаренной натурой, которой недостаточно быть просто женой знаменитого мужа - она ищет свое место в жизни, отсюда увлечения журналистикой, писательством, балетом. Зельда могла стать и актрисой - ее приглашали в Голливуд, но воспротивился Скотт, тогда еще автор одного романа, и Зельда уступила мужу.
Интересно в книге и то, что автор дает своей героине рассказать ее правду об общеизвестных фактах биографии четы Фитцджеральдов. Например, вражда между Зельдой и Эрнестом Хемингуэем в книге объясняется по-женски мелодраматически: ходок Хемингуэй положил глаз на сексапильную Зельду, а получив резкий и насмешливый отказ, стал настраивать против нее мужа и распространять сплетни о ее сумасшествии. С сумасшествием тоже не все однозначно - в эпилоге писательница сомневается в диагнозе «шизофрения», поставленном рядом врачей, и ссылается на одного из докторов, считавших, что у Зельды был невроз, вызванный переутомлением из-за занятий балетом. Поэтому в финале книги Зельда - хотя и пациентка клиники для душевнобольных, но вполне разумная и не утратившая своего обаяния героиня.
И пусть Зельда никогда не была примерной женой и не посвятила свою жизнь ребенку, как Хедли Хемингуэй, она была той, кто восхищала и вдохновляла своего мужа. Цитаты из ее дневников Фитцджеральд включил в свой первый роман «По ту сторону рая», в «Прекрасных и обреченных» отразил их с Зельдой семейную жизнь после свадьбы, великий Гэтсби добивается Дейзи с такой же страстью и одержимостью, с какой сам Скотт добивался Зельды, а в книге «Ночь нежна» Фитцджеральд переносит историю душевной болезни Зельды, делая главными героями психиатра и его пациентку. Не говоря уже о множестве рассказов, в которых тоже живут двойники Зельды. И только в неоконченном «Последнем магнате» Фитцджеральд изменяет своей вечной музе Зельде - в это время брак супругов трещит по швам, Зельда не выходит из клиники, и уехавший в Голливуд Скотт, растерявший былую славу, подвизается сценаристом и находит утешение с молодой американкой Шейлой, их отношения он и опишет в «Последнем магнате».
Подводя итог: книга про Зельду великолепно описывает атмосферу века джаза, а сама героиня выглядит на редкость современной - независимой и творческой натурой, которая не ограничивается интересами мужа и семьи и ищет свой путь в жизни. Хотя выходки Зельды порой шокируют и больше говорят в пользу шизофрении, а не невроза.
Так же рекомендую эту книгу поклонникам Фитцджеральда и тем, кому интересны книги про писателей - в романе довольно подробно описан творческий путь автора «Великого Гэтсби».