Довольно удачно открыла сезон мюзиклов «Полой Негри» в Театре Российской Армии.
Первый 3D мюзикл - невероятное зрелище, в котором актеры играют и поют на фоне большущего киноэкрана. Надеваешь стереочки - и переносишься туда, где в цветущем саду яблони роняют розовые лепестки на зеленую лужайку, вдоль набережной Лазурного берега покачиваются пальмы, а нос огромного лайнера рассекает гладь океана. На этом постоянно меняющемся фоне разворачивается история жизни Полы Негри - польской актрисы немого кино, покорившей Голливуд, а затем скатившейся с самой вершины американской мечты вниз. Про Полу я ничего не знала, так что смотрела мюзикл с чистого листа, и только вернувшись домой, вычитала, что звезда немого кино, оказывается, прожила долгую жизнь и справила 90-летие. На это намекает голос пожилой актрисы, звучащий за кадром и комментирующий происходящее, но на сцене мы видим Полу в расцвете ее актерских талантов. Я мечтала увидеть в этой роли хорошо знакомую и любимую по другим мюзиклам Теону Дольникову, но попала на Ирину Медведеву, которую видела лишь на съемках передачи «Хорошие шутки». Тогда она впечатлила меня исполнением на вращающемся колесе песни из кинофильма «31 июня», сейчас покорила еще и актерским талантом. Ирина затмевает прототип своей красотой и актерской игрой: когда на киноэкранах демонстрируют фрагменты немых картин, настоящая Пола Негри кажется куда менее симпатичной и куда более наигранной. Максим Леонидов убедителен и обаятелен в роли режиссера Эрнста Любича, единственная страсть которого - кино. А Пола Негри для него - не красивая молодая женщина, а муза, которую он готов снимать в каждом фильме, а вот любить - нет.
Одна из самых ярких сцен - это полет Полы Негри и Эрнеста Любича на самолете. Только представьте себе: актеры парят над сценой в фанерном самолетике, а на экране разворачивается головокружительная панорама гор, ущелий, равнин и рек. Потрясающий аттракцион, рождающий подлинное ощущение полета! А самое удивительное - это сочетание киноэффектов с живыми трюками, когда грань между кино и сценической игрой совершенно стирается, и актеры летают на тросах над сценой и взмывают в воздух прямо у тебя над головой. Когда сидишь в первом ряду, ощущения, скажу я вам, самые острые! Иногда мне казалось, что с эффектами даже переборщили. Хотелось больше сосредоточиться на актерской игре, на драматизме ситуаций, а внимание отвлекали стремительно меняющиеся картинки.
Впрочем, драматизм - как раз слабое звено постановки. Мюзиклу отчаянно не хватает крепкого сюжета и человеческих отношений - то, чем так цепляло «Метро», другой известный мюзикл режиссера-постановщика «Полы Негри». Более-менее очерчен любовный треугольник, в котором Пола любит Любича, а Любич любит кино. Соперничество Полы Негри с голливудской звездой Глорией Свенсон показано лишь в паре сцен, подруг у Полы и вовсе нет. Она эффектно блистает на экране и приемах, но закулисной жизни в мюзикле настолько мало, что для меня героиня так и осталась в большей степени киноидолом, нежели живой женщиной, которая любила и страдала. Но это претензия не к актерам - они свои роли отыгрывали прекрасно, а к создателям мюзикла, увлекшимся внешними эффектами куда больше, чем поворотами сюжета и его внутренним наполнением. Сюжет довольно бодро, особенно ни на чем не задерживаясь, перечисляет знаковые события из жизни Полы Негри, но эмоционального наполнения этим событиям часто не хватает. Например, смерть тореодора, возлюбленного Полы, показана вовсе в кадрах кинохроники, где Полу на похоронах ведут под руки к машине. Она настолько убита горем или играет на публику? Из мюзикла этого не поймешь, актрисе не дали сыграть на сцене ни минутки, и вот уже в следующей сцене она, блистательная и лучезарная, появляется на публике с новым женихом.
От 3D у меня осталось двоякое впечатление. С одной стороны, все очень зрелищно и красиво. 3D уносит в такие дали, какие спектаклям раньше были недоступны. Например, восточный сон Полы Негри в духе сказок «1001 ночи» выглядит настолько фантастично, что захватывает дух. С другой стороны, когда я хочу посмотреть аттракцион, я иду в кино, а на мюзикл я иду за тем, чтобы получить сильные эмоции от живой игры актеров. И очки порой мешали, так что я частенько снимала их, чтобы лучше видеть актеров.
Мюзикл стоит того, чтобы его посмотреть и восхититься потрясающим синтезом киноэффектов с живым вокалом и актерской игрой. Но чтобы захотелось его пересмотреть еще раз, нужно меньше 3D и больше жизни.