Jan 30, 2012 11:17
Вероятные истоки мифа о Марии Магдалине в "Коде да Винчи".
(Краткое изложение мифа по материалам книги Тимоти Фрека и Питера Ганди "Иисус и
падшая богиня".)
В романе "Код да Винчи" косвенно отражен ключевой гностический миф о
падшей богине Софии, изложенный в таких гностических текстах, как "Пистис
София", "София Иисуса Христа", "Евангелие от Марии" и т. д. В чем его
суть:
Для гностиков Христос олицетворяет Сознание. Его возлюбленная/сестра
Богиня - "психе" (наше внутреннее "я" по отношению к внешней оболочке -
телу). Христос олицетворяет центр круга. Богиня - его радиус. Один из его
концов упирается в центр, Сознание, другой в окружность, физическое тело.
Поэтому двуликость, которую она в себе заключает, иногда трактуют как
"высшая" и "низшая" София, или "вечная" и "смертная". Первая олицетворяет
"психе" в состоянии Гнозиса, соединенную с Сознанием в центре круга.
Вторая - опустившуюся к отождествлением с телом на окружности.
В начале мифа София - девственница, которая живет у Отца одна. Потом
София бежит из дома и переживает множество бед и страданий, что
символизирует рождение "психе" как тело и страдания, свойственные
физическому воплощению. Она ищет любовь не там, где надо, и становится
блудницей, меняя ее на деньги. На этом этапе Софию навещает Отец, и она
переживает "метанойю" - перемену сердца, покаяние. Таким образом она
проходит психическое посвящение, символом которого является крещение.
Здесь София прекращает продавать свое тело и очищается от осквернений
прелюбодеев.
София желает породить что-нибудь благое, но не может сделать это в
одиночку. Ей надо отыскать истинного возлюбленного, своего брата Христа.
Когда София, наконец, готова, появляется ее возлюбленный, и она понимает,
что должна оставить своих прежних любовников и посвятить себя истинному
царю своему. Это символизирует пневматический этап, на котором
освобождаются от самоотождествления с эго и его требованиями, чтобы
сосредоточиться на своей истинной сущности - Сознании.
Миф о Софии достигает кульминации, когда жених и невеста познают друг
друга на брачном ложе, соединяясь в мистическом союзе. Этот образ
олицетворяет постижение Гнозиса. Достигнув центра Сознания, знающий
(собственно, Сознание) и знаемое ("психе") сливаются воедино. Это и есть
мистический союз. Это и есть Гнозис.
В гностическом тексте "Толкование о душе" утверждается, что этот союз
приводит к перерождению Софии и приравнивается к воскресению Иисуса,
который также олицетворяет постижение Гнозиса.
В евангелиях Дева Мария и Мария Магдалина олицетворяют Софию небесную и
падшую. Они названы одним именем, чтобы подчеркнуть их мифологическую
принадлежность к одной фигуре. Мария Магдалина, олицетворяющая
сестру-возлюбленную Иисуса Софию, и есть тот самый "ученик, которого
любил Иисус" из евангельских текстов. В Евангелии Возлюбленного
(известном как Евангелие от Иоанна) она изображена лежащей на груди
Иисуса во время Тайной Вечери. Евангелие от Филиппа утверждает, что Иисус
"любил Марию более всех учеников, и он часто лобзал ее уста". В Евангелии
от Луки она отирает волосами его ноги. Согласно иудейскому закону,
распускать волосы женщине разрешалось лишь перед мужем, делать это в
присутствии другого мужчины считалось непристойностью и достаточным
основанием для обязательного развода. Таким образом, этот случай
свидетельствует о том, что Иисус и Мария были либо мужем и женой, либо
возлюбленными, которых мало интересовали изощренные моральные устои.