В течении года мы познакомились со множеством замечательных произведений античности. Особое внимание хотелось бы уделить комедии Аристофана "Лягушки". «Комедия была поставлена на сцену в праздник Ленеи (в январе или феврале) 405 г., от имени Филонида. Она имела блестящий успех и была поставлена на первом месте. Незадолго до постановки на сцену «Лягушек», произошли два важнейших события: смерть Еврипида в Македонии (407/406 г.) и смерть Софокла, немного позже (406 г.). Вот под непосредственным влиянием каких событий писал Аристофан комедию «Лягушки»; эти события и послужили главным поводом к созданию этой пьесы».
О чем же эта комедия? Давайте вспомним. Один из главных героев пьесы бог Дионис, огорченный тем, что афинский театр осиротел, надумал вернуть Еврипида. Вход в Аид был запрещен не только смертным, но и богам. С большим трудом, но Дионис со слугой все же попали туда. Далее мы узнаем,что недавно прибывший в преисподнюю Еврипид претендует на трагический престол, до тех пор бесспорно принадлежавший Эсхилу, и Дионис приглашен в качестве судьи состязания. Судить трагиков было нелегко, ведь у каждого были как преимущества, так и недостатки перед другим. Следует отметить, что в этом нелегком судействе Дионис учитывал стиль обоих соперников, их прологи и даже тяжесть стихов. В итоге, после длительной борьбы судья вынес свой вердикт: «Лучший - Эсхил!» и забрал его с собой. Но почему он выбрал именно Эсхила? Чем же так привлек Диониса трагик? Именно эти вопросы волнуют меня больше всего, потому что в самом начале комедии бог Дионис собирался в подземное царство, чтобы вернуть Еврипида, но забрал с собой Эсхила. Попробуем разобраться.
Думаю, что было бы неплохо начать анализировать состязание с аристотелевских критериев. Драматурги,участвующие в состязании сравниваются по нескольким таким критериям. Во-первых, критерий Аристотеля "Характеры". Характер героя в трагедии должен быть благородным, правдоподобным, последовательным и соответствующим. Эсхил в комедии Аристофана "Лягушки" об этом говорит:"Нет, отвагой дышали они, и копьем, и шумящим султаном на шлемах, Как огонь, были поножи, панцирь, как блеск, бычье мужество в пламенном сердце.". Именно так он говорит о своих героях.Значит, здесь Эсхил получает балл от Аристотеля. Во-вторых, критерий Аристотеля "Как вызывать сострадание и страх". В трагедии поэт должен доставлять удовольствие от сострадания и страха через подражание им, а это значит, что эти чувства он должен воплощать в событиях. Это значит, что сказание без зрелища должно быть так сложено, чтобы от одного его слушания можно было испытывать трепет и жалость о происходящем, как в "Медее" Еврипида и в "Персах" Эсхила. То есть, оба трагика получаю по баллу. И, наконец, критерий "События". Нужно, чтобы сказание было простым, и, чтобы перемена происходила от счастья к несчастью из-за какой-то большой ошибки героя, а не наоборот, то есть с точки зрения искусства лучшая трагедия - это трагедия именно такого склада. Еврипид делает именно так в своих трагедиях, и многие трагедии имеют у него худой конец. Это, как сказано, правильно; а лучшее тому доказательство - в том, что на сценах и в состязаниях именно такие трагедии кажутся трагичнейшими, если правильно выполнены, и Еврипид кажется трагичнейшим из поэтов, даже если в остальном у него не все ладно. Здесь, конечно, балл Еврипиду. Итак, по аристотелевским критериям у нас ничья. Но отойдем от Аристотеля и попробуем дальше разобраться в причине выбора Дионисом Эсхила.
В комедии мы видим: Эсхил обвиняет Еврипида в том, что он показывает обычную жизнь общества.«…Еврипид груб и натуралистичен, он изображает вещи обыденные, зрителям хорошо известные. С точки зрения Эсхила, изображение повседневного и того, что есть отрицательного в жизни - вредно, это вносит нравственное разложение» :
Эсхил
…но надо скрывать все позорные вещи поэтам
И на сцену не следует их выводить, уделять им вниманья не надо.
Как учитель детей наставляет на ум, так уже взрослых - поэты.
Лишь полезное должен поэт прославлять.
Еврипид же не считает, что он делает что-то плохое, изображая реальность. Наоборот, он вполне убедительно доказывает свою правоту:
Еврипид
Я вывел в драму нашу жизнь, обычаи, привычки, Меня любой проверить мог.
Всё понимая, зритель Мог уличить меня, но я не хвастался напрасно.
Ведь разберётся зритель сам…
Но и Еврипид нашел к чему придраться в отношении Эсхила: он обвиняет трагика в том, что его музыка совершенно плоха и не подходит для трагедии. «Еврипид издевается над Эсхилом за постоянное повторение одного и того же припева, бессмысленно вставляемого им в текст совершенно различных пьес. Кроме того, в хоровых партиях Эсхила Еврипид находит звукоподражание аккордам на кифаре, которые также соединяются с совершенно бессмысленным текстом." Далее, обратим внимание на то, что Аристофан, в лице Эсхила, «видит унижение величия трагедии в том, что Еврипид представляет своих героев калеками, нищими, стараясь посредством только таких внешних, сценических эффектов возбудить к ним жалость… Эсхил прямо формулирует этот упрёк: «Ты одел царей в лохмотья, чтобы они казались людьми жалкими». Там же Эсхил называет Еврипида «делателем нищих» и «сшивателем лохмотьев», «делателем хромых». Тем самым, все ближе к победе становится Эсхил.
Напряжение между поэтами нарастает с каждой минутой, но это не мешает видеть зрителям или читателям что же хотят донести до людей трагики.
В состязании Эсхил выступает как поэт некой строгой морали, определенных правил. Он произносит свои известные, философские, полные смысла стихи. А Еврипид напоминает нам легкомысленного поэта, который может только язвить, злословить и с иронией, иногда злой, комментировать речь других людей. И хотя он очень убедительно подтверждает, что в стихах Эсхила много ошибок, он не убеждает до конца в этом Диониса. Сам же Еврипид считает себя легким поэтом, который вывел драму в жизнь. Он, в отличие от Эсхила, не ведет высокопарную речь в своих произведения, не описывает несуществующих героев, внешний вид которых даже через описание невозможно представить. Дионис решает взвесить стихи поэтов. И тяжелые строчки Эсхила перевешивают. Кроме того, сила и обдуманность речи Эсхила подтверждается в последнем испытании. Дионис просит высказать каждого свое мнение об Алкивиаде. Еврипид отвечает спонтанно, но с умом. А Эсхил сначала уточняет некоторые детали у Диониса, а потом даже отвечать сначала не хочет. У него нет слов, потому что глупость афинян превысила все возможные границы. Но потом все же говорит, что афиняне должны вражескую землю признать своей, а свою - вражеской. Дионис забирает с собой Эсхила.Кстати, совсем забыла отметить, что Аристофан сталкивает между собой именно Эсхила и Еврипида, а не Софокла и Еврипида, которые в течение многих лет соперничали на афинской сцене и почти одновременно её покинули. Но вернемся к нашим трагикам.
В книге Соболевского С.И. "Аристофан и его время" сказано: «Целью Аристофана было унизить Еврипида и возвеличить Эсхила, - иначе говоря, унизить новое литературное направление, которая приняла трагедия в произведениях Еврипида, и возвеличить старое, представителем которого в то время был Эсхил." С этим невозможно не согласиться. И, возможно, именно в этом утверждении ответ на главный вопрос: "Почему Дионис выбрал Эсхила?". Пора ответить на этот с одной стороны легкий и понятный, c другой стороны запутанный и неоднозначный вопрос. Я думаю, что Аристофан через выбор Диониса показал свое отношение к искусству. Комедиограф считает, что время возвышенного прошло, но все же оно традиционно, а потому ценится, особенно в тяжелые для страны времена - именно поэтому Дионис забрал с собой Эсхила, а не Еврипида.
Итак, проанализировав состязание между Эсхилом и Еврипидом в комедии Аристофана "Лягушки", можно смело сказать, что ответ на поставленный в начале вопрос получен. И Эсхил по праву выиграл состязание и вернулся к жизни.
Список используемой литературы:
1.Соболевский С.И. Аристофан и его время - М., Издательство Академии наук СССР, 1957.
2.Ярхо В. Аристофан - М., Государственное издательство художественной литературы, 1954.
3.Головня В.В. Аристофан - М., Издательство Академии наук СССР, 1955.
4.Интернет страница
http://theatreday.ioso.ru/ant.htm