Из книги Алексея Лельчука (
alelchuk) "
Глина с характером. Как научить детей лепить из глины и понять язык детского творчества":
"Вообще, разговоры очень важны для развития ребенка. Сказка, прочитанная в книжке, неизмеримо полезнее для ребенка, чем та же сказка, увиденная по телевизору, и чем конкретные знания об окружающих его вещах. Сказка, рассказанная ребенку наизусть, как бы "от себя", - еще полезнее. Разница - в механизмах мышления. То, что человек видит перед собой, всегда конкретно. Глазами человек видит только данного конкретного человека и данный конкретный дом. Слова, которые он слышит, - абстрактны. Словом можно назвать общее понятие, абстрактную категорию - дом вообще, человек вообще, хороший человек вообще, плохой человек вообще. То есть способность человека обобщать, и вообще думать, неразрывно связана с речью - устной и письменной. Этот факт признается всеми психологами, антропологами и лингвистами. А так как ребенок читать не умеет, то основным источником мыслей для него является голос других людей. Поэтому чем больше взрослые разговаривают с детьми, тем умнее становятся дети."
Вот пока набирала этот абзац, я вспомнила про аутистов, а именно - фильм
Клеймо, в котором девушка-аутист Соня Шаталова не может внятно раз-го-ва-ри-вать с внешним миром, при этом пишет глубокие стихотворения, выражает свои чувства и мысли. Безусловно, это было бы невозможно, если бы она жила в информационном вакууме, если бы с ней не было рядом чуткого опекуна - мамы, которая помогает ей общаться с внешним миром, которая же как раз и разговаривает с дочерью (смотрите с минуты 18).
И еще недавно просмотренный фильм "Сотворившая чудо" - тоже о том, как важно научить коммуникации - как важно помочь ребенку с нетипичным развитием и ограниченными возможностями найти свой способ коммуникации с миром, с людьми, чтобы быть восприимчивым, уметь распознавать информацию и уметь отвечать миру, не причиняя разрушений или увечий себе, своей семье или этому миру.