Итак, этот безумный месяц подходит к концу.
Он и так обычно суматошный - Илюхин день рождения и новый год. А в этот раз ещё и решила покрасить-таки последнюю, самую большую комнату, и впервые нам нужно было пройти аттестацию.
Аттестации мы с Илюшкой ждали с волнением. Во-первых, в первый раз. Во-вторых, мы были подготовлены не блестяще. Почему? Потому что нам пришлось туго. Дети по закону не обязаны уметь к первому классу ни читать, ни писать, ни считать. На это мы и ориентировались. Наш первоклассник считал до 12 и знал все буквы. А программа ("Школа России") рассчитана на то, что дети уже умеют читать по слогам О_о Вот как так? Поэтому помимо программы за первое полугодие, нам пришлось учиться читать и писать. А это за неделю не делается. Время ушло и на то, чтобы войти в ритм, привыкнуть к занятиям. Таким образом писать (сначала печатными буквами!) мы начали только в конце октября. Программа сразу начинается так лихо, будто это не первое полугодие первого класса, а второе полугодие третьего. Расписание мы не составляли. Старались заниматься планомерно то одним, то другим. ИЗО, музыку, физкультуру, технологию почитали-поделали только накануне аттестации. Учительница настаивала, что нам нужно расписание, тогда я не особо противоречила, но считала, что нам это не надо. А теперь, ко второму полугодию, и правда решила попробовать. Во-первых, это уменьшит мою тревогу, успеваем ли мы пройти учебник (когда впереди еще много времени и много страниц учебника, это трудно определить). Во-вторых, возможно, уменьшит тревогу Илюхи. Кажется, он опасается перед началом занятий, сколько и чем мы будем заниматься. Бывало, засядем за что-нибудь, хорошо (как мне показалось) пошло, и мы сидим подольше. Наверное, это нравится мне, но не ему. Возможно, ему приятней будет знать, что 35 минут мы занимаемся тем-то, потом тем-то. Уже распределила уроки по дням соответственно учебному плану. 21 час в неделю. Подумала, и написала в виде шестидневки (в школе пятидневка). Три дня по 3 урока в день, три дня - по 4 урока, четвертым поставила физкультуру. Попробуем как положено заниматься и физкультурой, и ИЗО, и музыкой, и технологией. Кстати, вспомнила сейчас про кубановедение. Его почему-то нет в плане, но оно есть в программе. Видимо, это дополнительно. Тоже надо вписать. В ноябре-декабре мы уже привыкли к занятиям, и, так как программа весьма обширная, а занимаемся мы относительно мало, пару часов в день, то выходных мы почти не делали. Выходные были не плановые, а спонтанные, если мы куда-то уезжали, например. Выходило не больше 1 дня в неделю, я думаю. Физкультурой тоже можно позаниматься. Илюха и так спортивный, но он узнал о нормах ГТО, за выполнение которых дают золотой, серебряный или бронзовый значок. Очень хочет получить :-) Так что попробуем так, посмотрим как пойдёт. Теперь напишу подробнее про аттестацию. Сначала завуч говорила, что родители присутствовать не смогут. Нас это не устраивало, мы уже приготовились отвоёвывать это право. На первую аттестацию пошли всей семьёй. Андрей умеет добиваться своего. Но, к счастью, вопрос об этом не встал. На музыке с Илюшей сидел папа, потом ходили с ним вдвоем, я сидела тихонько за соседней партой.
МУЗЫКА
По плану у нас было 9 разных дат для девяти разных предметов. Первой стояла музыка. Учебник нам не выдали. Но накануне я нашла его в интернете, мы почитали, послушали то, что смогли. Дело в том, что к учебнику должна прилагаться кассета (кассета, Карл!). И периодически пишут - послушай произведение. А какое - не написано. Поэтому слушали то, что было понятно. Илюша узнал и стал отличать на фото и на слух разные инструменты. Мы с ним уяснили, что такое опера, балет, хор, хоровод (смотрели видео). Узнали и запомнили группы инструментов - струнные, ударные, клавишные, духовые. Хотя на самом деле там не так всё просто. Фортепиано, например, - струнный ударно-клавишный музыкальный инструмент. (И зачем тогда мы учили, что фортепиано - клавишный инструмент?).
На аттестации не было ни музыки, ни картинок. Этом меня очень удивило. Мне казалось разумным показывать если не видео, то хотя бы картинки, включать музыку. Но они сделали тест. Например, спрашивалось, флейта - это народный инструмент или симфонический? правильный ответ был - симфонический. Хотя существует много разновидностей, есть и народные, и симфонические. Потом был вопрос "Какой праздник является народным?". Варианты - 1 сентября, Новый год, Рождество. Ну-ка, мои учёные друзья, ответьте! У кого ни спрашиваю, все отвечают по-разному и по-разному аргументируют. Правильный ответ - Рождество. Ну я понимаю, если Масленица. Он и не государственный, и не религиозный. Да и вообще, какое отношение это имеет к музыке... Еще один вопрос - три "кита" в музыке - это... (выбрать лишнее)... а)песня б)танец в)вальс г) марш. Илюха не понял, при чём тут киты)) Я, чесно, не знаю правильного ответа. Попросили спеть песенку. Мы выучили "В лесу родилась ёлочка". Петь Илюха постеснялся, поэтому рассказал как стишок. Комиссия поумилялась :-)
ТЕХНОЛОГИЯ И ИЗО
Дальше предметы ставили парами по моей просьбе. Илюшу попросили нарисовать цветы акварелью. Напряглись, что лепестки он нарисовал зелеными. Сказали, что таких не бывает. Выудили из Илюхи "правильные" ответы, что лепестки бывают желтыми, красными и проч. Пришли домой и первым делом нашли в интернете фотографии зеленых цветов. Не такая уж и редкость. Даже я в жизни встречала.
Потом дали шаблон варежки, попросили обвести, вырезать, украсить. Сцена была достойна фильмов Антониони. Три взрослые тётки сидят минут 10 в полной тишине и смотрят как шестилетний мальчик вырезает и наклеивает кусочки. Эффектно.
ФИЗКУЛЬТУРА И ОКРУЖАЮЩИЙ МИР
Нам сказали взять сменку. Учительница говорила, что, наверное, Илюха в спортзале будет сдавать нормативы. На деле просто с Илюшей побеседовал учитель физкультуры Сергей Николаевич. У них даже возникла взаимная симпатия. В следующие дни при встрече они даже пожимали друг другу руки :-) Нам рассказали о нормах ГТО, Илюша теперь хочет заработать значок.
На тест по окружающему миру Илья ответил в целом очень хорошо. Но были вопросы, которых не было ни в учебнике, ни в списке вопросов. К слову, по всем предметам список вопросов оказался фиктивным, это просто переписанные темы из учебника. Например, спросили, как называется естественный спутник Земли. Или из каких компонентов состоит то ли гранит, то ли ещё что :-о Такого в учебнике не было. После я попросила в будущем давать нам либо реальные вопросы, либо источники, которые мы обязаны проштудировать.
МАТЕМАТИКА И КУБАНОВЕДЕНИЕ
По кубановедению нам на предыдущей аттестации спешно нашли рабочую тетрадь, которую должны были выдать, но почему-то не выдали в сентябре. В общем мило и интересно, но к кубановедению не имеет пока никакого отношения. Задание "нарисуй, чем ты любишь заниматься" меня шокировало
Оказалось, ребенок имел в виду, что любит вырезать поделки)) Пришлось в спешке заполнять эту тетрадь.
По математике Илюха занимался легко и с удовольствием. Тест прошли очень хорошо. Ошибся только в двух местах. Когда учительница указала ему на ошибки, он сам исправил. Так что, можно сказать, по невнимательности. Кажется, вот он наш триумф. Но, блин, нет. Нельзя просто похвалить. Нам сказали "Математике вы уделили много внимания, но слабые знания об окружающем мире". Типа неразвитый. Заходя в класс должен, наверное, всем улыбаться, бодро здороваться, ничего не стесняться, не бояться, выкрикивать дни недели и месяцы по порядку. Я спросила, что конкретно они имеют в виду. Илюху спросили, какое время года сейчас. Он ответил, что декабрь. Да, перепутал с месяцем. Но не думаю, что в неполных 7 лет это критично. Он умный мальчишка, а эти моменты он и так схватывает со временем. Потом ещё спросили, как надо одеваться зимой. Меня это даже обидело. Не идиот же Илюха. Он, конечно, сказал, что надо одеваться тепло. Потом у нас с завучем завязался разговор о целесообразности семейного обучения. Она категорически против, тем более в старших классах. Назвала это "чушью собачьей". Надо сказать, что завуч хоть и против, но, спасибо ей за это, относится к нам корректно и даже доброжелательно. "Собачья чушь" была исключением. Здорово что при таком мнении человек умеет держать себя в руках. Учительница относится к этому эксперименту с интересом.
РУССКИЙ ЯЗЫК И ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ
Последнее и самое для нас непростое. Я уже писала выше, что нам по этим предметам пришлось нелегко, ибо программа не та что раньше. Ну что, написал тест по русскому. Расставить ударения, нарисовать цветные звуковые схемы. Переписать прописью печатные слова. Составить схемы предложений. Ещё что-то. С цветной схемой учительница, мне кажется, перебрала. Нужно было записать слово "ёжик". Причем слово ему сказали устно, перед глазами его не было. Кто не знает, что это за схемы, вот несколько картинок:
Так вот. Слово "ёжик" совсем непростое. Оно имеет три подвоха. Первый - "ё" записывается как "йо", так как схема звуковая. Второе - надо было знать и вспомнить, что "й"- мягкий согласный. Третье - что "ж" всегда твёрдый, тоже надо это знать и помнить. Вот как должна была бы выглядеть схема, если кому интересно. Нашла по счастью в интернете, чтоб самой не рисовать:
Я люблю русский язык, мне он хорошо давался. Мне интересно и понятно. Но не слишком ли это для первого класса? К тому же на слух!
Потом ещё почитали. Учительница стала охать и причитать, как у нас плохо с русским и чтением, ужас ужас ужас ПЛОХО ПЛОХО ПЛОХО. И всё это много раз и при Илюхе. Я уже не выдержала и попросила не делать этого так эмоционально при ребенке. Ну блин, разве можно так? А мне завуч утверждает, что в школе всё так высокопрофессионально, что родители ни в жисть не сравнятся с их педагогами. И тут такие ляпы. И в тестах, и в плане этого навешивания ярлыков, и даже элементарно в речи. КвАртал, зАнята и что-то ещё мне резало слух. Я объясняю, что прогресс отличный, Илюха схватывает всё лучше, что с такой динамикой мы к маю догоним, а в будущем и перегоним. Это, кажется, никого не интересует. Надо чтоб укладывался в программу, был правильным средним мальчиком. Не важно, понимает он или нет, запомнит ли он это надолго. И знания такие урывочные требуются. Я теперь, кажется, поняла, почему детей дополнительно готовят к ОГЭ и ЕГЭ. Потому что знания им дают не системные, а обрывочные, донести эти знания надо до урока, до контрольной, и не дальше. На ИЗО спрашивали о теплых и холодных цветах. Я говорю, что это спорный вопрос. Цвета теплые или холодные по сравнению друг с другом. Тот же зеленый может быть теплым или холодным в зависимости от окружения. Мне отвечают - пока так, а потом переУчите, если углубленно будете заниматься. Не хотят вдумываться, разбираться. Учительница приветливая, доброжелательная, к Илюше отнеслась с симпатией. И слава Богу. Таким образом 26 декабря мы всё сдали. В следующем полугодии буду требовать вопросов раньше и более корректных.
АПД - Трепетно и интересно было наблюдать за Илюшей со стороны. Он молодец, не терялся, наоборот, умел концентрировать силы. Что-то делал даже лучше, чем дома. Учительница ему очень нравится. Он каждый раз хотел ей что-нибудь подарить, но не решался. Подарил-таки ей самодельную открытку. К школе постепенно привыкает. Аттестация у нас заняла 5 дней с перерывами. К третьему дню он чувствовал себя уже вполне комфортно. Уверена, что дальше будет еще лучше. И ещё. Нас обоих - и Илью, и меня смущало наличие правильных ответов в спорных вопросах. Например, что бегать и играть в подвижные игры - невоспитанно. Мы дома с ним обсуждали, что в школе не всегда нужно спорить, проще сказать то, чего от тебя ждут. Но он таки попробовал обсудить это с учительницей. Увидел непроницаему стену (бегать на переменке это аяяяй, плохо, невоспитанно и точка) и сдался, больше дискутировать не стал.
Всё это время мы обдирали и красили последнюю, самую большую комнату. Отнюдь не идеально, но после плесени, пенопласновой лепнины и ободранных пафосных обоев смотреть на белоснежные углы - сплошное наслаждение. Параллельно готовилась к Илюшиному семилетию 29 декабря. В этом году он впервые позвал своих друзей домой. Звал человек 12-13, дошли шестеро, с нашими вышло восемь. По ощущению их было очень много)) Я не люблю чужих людей в доме, но для Илюши, конечно, потерплю. Украсили шариками дом, нарядили ко дню рождения ёлку, я приготовила пиццу, пирожки, сосиски в тесте, торт. Заготовила игру с маленькими сувенирами. Всем всё понравилось. Они ушли, и я выдохнула. Сегодня радуюсь отдыху. Впервые за несколько лет так рада новогодним выходным.
А, да. 23 декабря ходили на школьную ёлку.
Вот с соседкой Гелей.
![](http://ic.pics.livejournal.com/juliafeb/44412707/451082/451082_original.jpg)
Первая ёлка наших детей. Тащились с утра пораньше, переодевались. Нас усадили так, что мало что видно. Удивила музыка - совсем недетский рэп с похотливыми голосочками на бэк-вокале. Родители, кажется, ничуть не удивились. Лица у них были такие, будто им совсем не в новинку. На конфеты не скидывалась. Зачем? Их и так уже гору надарили бабушки. Подарила свои маленькие подарки. Маленькие, недорогие, зато хорошо подобранные. Спрашивала детей потом, как им. По сумме им не понравилось, не очень хотят снова на такую ёлку. Шумно, суетно, мало что видно, всё бегом. Пятого января они пойдут с бабушкой на ёлку в Джоуль-парк. Уверена, что там им понравится гораздо больше.
Такой вот насыщенный декабрь вышел. Всех друзей поздравляю с Новым годом и желаю, чтоб 2017 принёс радость!