Меня восхищает Испания. Совсем недавно во время занятия на курсах по Истории искусства, когда мы говорили про Собор Святой Софии в Константинополе (о переделке его мусульманами в мечеть), я вдруг поняла, что примерно в это же историческое время, христиане сделали тоже самое со второй по величине, красивейшей мечетью мусульманского мира на территории Европы в Кордобе. Про этот архитектурный памятник я бы и хотела рассказать.
Сначала немного истории.
Испания была завоевана римлянами в 1 в. до н.э. и к 74 году н.э. всем испанцам было даровано полное гражданство в Римской империи.
Христианство распространялось в Испании в течение первого столетия нашей эры, но первоначально римляне мешали этому, преследуя и предавая мученической смерти многих христиан.
Упадок Римской империи начался с ее окраин. В 409 году Испания подверглась вторжению армии германских племен, а к 419 году образовалось Вестготское королевство. Столицей государства вестготов становится Толедо.
В VIII веке начинается период мусульманской Испании. В 711 году арабы под предводительством Тарика высадились в Тарифе и разбили в битве на Гвадалете войска дона Родриго, последнего вестготского короля. За пять лет арабы заняли почти весь полуостров за исключением Кантабрии и Пиренейской части. Их останавливает лишь Карл Мартелл, одержав победу при Пуатье (732). В 772 году армия под предводительством вестготского короля Пелайо (Pelayo) нанесла первое символическое поражение маврам при Кавадонге на севере Испании. Эта битва отметила начало Реконкисты - возвращения христианам испанских земель, занятых мусульманами. Но период реконкисты продолжался очень долго - почти 700 лет. Большая часть полуострова была завоевана христианами к 1266 году. В 1492 году арабы теряют свое последнее владение на Пиренейском полуострове - Гранаду. Завершение Реконкисты и объединение Испании на основе королевств Кастилии и Арагона связано с именами Католических королей - Изабеллы I Кастильской и Фердинанда II Арагонского, заключивших брак в 1469 году.
В 1516 году короля Фердинанда сменил его внук Карл, принадлежавший к Габсбургской династии.
Для нас интересен сейчас период арабского владычества в Испании, поскольку множенство красивейших архитектурных памятников было создано в тот период и одним из них стала Мескита.
Это современное состояние, когда внутрь мечети встроен христианский храм.
Но как все начиналось.
Место для строительства мечети было выбрано не случайно. Сначала там стоял римский храм бога Януса, затем храм вестготов, остатки которого можно видеть и сейчас.
Сама мечеть строилась в три этапа, с середины VIII века по начало XI века. Ее считали одним из самых грандиозных религиозных памятников арабского мира, второй по размеру мечетью в мире.
В 1236 году, после взятия города христианами и бегства мусульман в Северную Африку, король Фердинанд III, прозванный Святым, приказал превратить ее в христианский храм. Были закрыты 19 дверей, выходящих во двор, вдоль внутренних стен здания построили капеллы, минарет превратили в колокольню. В 1523 году архиепископ Алонсо Манрике решил выстроить внутри мечети большой собор. Городские власти воспротивились этому, но Карл V дал свое согласие. И хотя три года спустя, глядя на обезображенную жемчужину архитектуры, он выразил сожаление, было уже поздно. Результат получился противоречивый - роскошный собор странно выглядит на фоне утонченной восточной постройки.
Стоит сказать, что структура мусульманского храма иная, чем христианского. В мечети присутствует молельный зал, где верующие совершают молитву, Михраб - ниша, где находится Коран, он обязательно обращен к Мекке, минарет - высокая башня, с которой 5 раз в день призывали на молитву. И в своей геометрии это обычно прямоугольное сооружение. Что касается внутренней отделки, то изображения лиц и людей запрещены в мусульманстве, поэтому украшается мечеть обычно сложными орнаментами.
Но мечеть в Кордобе имеет несколько интересных особенностей:
михраб (ниша в стене мечети, к которой обращаются лицом мусульмане во время молитвы) обращен на юг, а не на восток (к Мекке). По первой версии, это задумка Абд ар-Рахмана, так как
михраб указывает на его родину, Дамаск (Сирия, современный Иран). По другой версии, центральная часть мечети указывает на главную улицу древнеримской Колонии Патриции (близ нынешней Кордовы). Другая особенность также связана с расположением
михраба, который находится далеко не в центре мечети. Это произошло из-за того, что во время правления Аль-Мансура её пришлось расширять с восточной стороны, так как с южной стороны протекала река, а с западной располагался халифский дворец.
Когда заходишь внутрь, сталкиваешься с огромным пространством, в котором очень ритмично расположены колонны, поддерживающие своды.
Два уровня арок придают некой величественности и в то же время, легкости и движения. От темных оснований взгляд устремляется наверх. Но общее огромное пространство, заставляет чувствовать величие Бога. Я если честно, даже растерялась, когда зашла внутрь. Ощущение, что ты очень маленький по сравнению с этим сооружением и его масштабом, вначале пугает.
Но когда ты поднимаешь голову вверх, то видишь великолепный расписанный потолок. Чувство, что линии переплетаясь с друг другом образуют потрясающее живописное полотно.
Фразы из Корана, вписанные в орнамент потолка, составляют единое целое, и как бы вместе с этим узором сообщают о присутствии Аллаха во всем. Рассматривать можно бесконечно долго это тонкое сочетание золотого с фиолетовым, с зеленым и малиново-красным, и еще массой нюансированных оттенков.
Самое странное, что пространство как бы заставляет тебя двигаться по кругу, несмотря на то, что оно прямоугольное. И в какой-то момент ты резко обнаруживаешь себя в христианском католическом храме.
В этой части можно очень внимательно рассматривать потолки, на которых изображены сцены из Библии, но одновременно присутствует вязь в мудехарском стиле (стиль, сложившийся в Испании на стыке мусульманской и христианской культуры). Взгляд как бы перемещается от орнаментов к изображению святых и потом возвращается к орнаментам.
А в центральной части, где расположен купол и ряд окон оформленных витражами, ты из полумрака мечети попадаешь под льющиеся на тебя разноцветные лучи света. Высокий купол собора оформлен горельефами и барельефами с изображениями святых и сцен из Писания. Потолок белого цвета с золотыми орнаментами еще больше удаляется от тебя, смотрящего снизу. Твой взгляд непроизвольно скользит по аркам наверх и как бы проходит сквозь пространство еще выше, за купол собора.
Очень причудливо сочетаются мусульманские арки с готическими внутри собора.
И эта двойственность пронизывает весь храм. Но формирует одно ощущение вечности и бесконечности пространства.
Когда ты выходишь из храма, попадаешь в потрясающий по красоте Апельсиновый дворик - сад с апельсиновыми деревьями и небольшими фонтанами в арабском стиле. И тебя опять встречает - провожает колокольня собора (перестроенный минарет).