Япония для меня, с одной стороны, страна-загадка - изучение в свое время японского языка и культурных традиций помогло только приоткрыть завесу тайны, но, открывшаяся глубина, поразила своей бездонностью. С другой стороны, жизнь на Дальнем Востоке на протяжении 28 лет и контакты с Японией на бытовом уровне - с людьми, выставками, наследием, которые оставили японцы во Владивостоке, все-таки создало ощущение некой близости и интуитивного узнавания чего-то своего.
Узнав недавно, что в Мокву привезли выставку японского ювелира Кунио Накадзима, очень обрадовалась, как хорошим новостям из дома. И пошла смотреть.
1.
И встретилась с потрясающими произведениями искусства. С тонким чувствованием мира. И глубиной.
2.
3.
Эта коллекция называется "В саду". Фотографии я нашла в интернете, поскольку фотографировать на выставке нельзя.
Но сначала я бы хотела рассказать немного о Мастере и том как он работает.
Кунио Накадзима так рассказывает о себе и своем призвании:
«В середине эпохи Тайсё (1918 - 1920 гг.) мой дед начал работать подмастерьем в мастерской ювелира Накадзима. Родившись в семье ювелира, я с детских лет играл в мастерской и поэтому хорошо знаком с напильником и ажурной пилой. Несколько человек сидят, скрестив ноги, за рабочим столом и дуют стекло, носят ведра, работают с паяльником, что-то скребут.. Такие воспоминания навсегда остались в моем сердце. Для мальчика, выросшего в такой среде, вполне естественно было полюбить ручную работу, когда взяв в руки профессиональные инструменты, из нечего создаешь некую форму. Поэтому для меня было достаточно очевидным выбрать работу мастера…».
Кунио Накадзима родился 10 февраля 1955 года. Вначале получил экономическое образование, но затем до 1985 года работал в студии Тахо Тамии, одной из немногих тогда дизайнеров украшений и авторов великолепных украшений. Тахо Тамия была признана пионером японского ювелирного искусства. Ее мастерская готовила украшения для компании De Beers ( крупнейшего производителя ювелирных изделий из драгоценных камней).
Особое место в становлении мастерства Кунио занимает выставка работ Рене Лалика, которая состоялась в Токио в 1992 г. Сами произведения Великого Французкого Мастера, их сила и энергия показались ему несравнимы ни с чем. Техника горячей эмали, которая использовалась во многих работах Лалика, произвела неизгладимое впечатление, и Кунио Накадзима решил заимствовать эту технику для своих работ. Эта технология практически не использовалась японскими ювелирами.
Для коллекции "В саду" Кунио Накадзима черпал вдохновение в окружающей его природе - небольшом саду возле дома, лесу, где он гуляет, в растениях, насекомых, птицах, которые живут рядом.
4.
5.
6
Техника изготовления таких украшений сложна и требует недюжинного терпения.
Сначала Мастер рисует эскиз.
Затем из металической проволоки изготоваливается каркас будущего украшения - стебельки, паутинка из веточек и прочие элементы. После наступает этап нанесения эмали и обжига в раскаленной печи. И тут важно быть очень внимательным - передерать или недодержать нельзя - измениться цвет и все придется начинать заново. При этом нанесение эмали и обжиг изделение проходит не один раз, все зависит от задумки Мастера.
Далее, наступает этап шлифовки металлических деталей, вставки и укрепления камней, и превращения изделия в руках Мастера в Чудо!
7.
8.
Увидела в коллекции эти две похожие броши, но насколько же они разные, не смотря на общую форму.
9.
10. Первая брошь (фото 9) более оптимистична - светлые камни как капли воды на листьях, дающие жизнь. Дыхание не глубокое, но спокойное, ты как бы перетекаешь по росинкам к крупной оранжевой ягоде, она тебя манит своим теплом.
Совсем другое ощущение от второй броши (фото 10) - появляется тревожность, дышишь как бы с осторожностью, прерывисто. Цвет этих ягод даже опасный, вдруг стали видны черные листья сверху, и все это таит угрозу. Угрозу жизни.
11.
Ядовитый плющ! Такая у меня ассоциация с этим украшением. Обманчиво-нежный рисунок подвески, легкий, но с острыми углам, почти шипами ведет нам к крупному, острому кулону с ярким камнем посредине как бы сигнализирующем об опасности! Бр!
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.
24.
25.
26.
27.
28.
29.
30.
31.
32.
33.
И больше всего меня поразила не ювелирная точность этих работ, практически повторяющих свои натуральные оригиналы (хотя это вызывает не меньшее восхищение), а чувство, что все эти украшения - живые, что они сама природа, что они родились, а не были изготовлены.
Кунио Накадзима.
Фотографии взяты отсюда
http://www.facebook.com/NakajimamoscowФото Кунио и некоторые фотографии украшений из коллекции сделаны Владимиром Оброссовым.