Память о князе С.М. Голицыне (1843-1915)

Oct 28, 2019 14:04


24 сентября 2019 г. у Суворовского креста (г. Андерматт, Швейцария) в ущелье Шёлленен была торжественно открыта мемориальная доски в честь князя С.М. Голицына (1843-1915). Мемориальная доска выполнена при участии Чусовского металлургического завода.

24 сентября 2019 г. Посол России в Швейцарии Сергей Гармонин и Председатель совета директоров Объединенной металлургической компании Анатолий Седых под звуки оркестра кадетов Московского военно-музыкального училища открыли мемориальную доску князю С. М. Голицыну (1843-1915), владельцу Чусовского металлургического завода - одного из старейших предприятий Урала.



24 сентября 2019 г. торжественные мероприятия в Альпах у Суворовского креста, посвященные Суворовским дням



Памятник сподвижникам Александра Суворова в швейцарских Альпах, имя князя Сергея Михайловича Голицына и чусовских металлургов объединяют важные для России и Швейцарии исторические события 18-19 веков. Памятный 12-метровый крест «Доблестным сподвижникам генералиссимуса, фельдмаршала графа Суворова Рымникского, погибшим при переходе через Альпы в 1799 году» был высечен в альпийской скале в ущелье Шёлленен на средства князя С.М. Голицына и торжественно открыт в 1898 году. Его архитектором был академик А.Н. Векшинский (1859-1908) из Санкт-Петербурга.



Швейцария, ущелье Шолленен, мемориальная доски в честь князя С.М. Голицына (1843-1915)

Князь С.М. Голицын был основателем и владельцем первого на Урале предприятия с полным, непрерывным металлургическим циклом выделки металлов. Завод был построен в 1879 г. в российской глубинке, в Чусовом с применением передовых европейских технологий. Сегодня Чусовской металлургический завод, отмечающий 140-летие, является крупнейшим в Европе производителем рессор для грузовиков, ими комплектуются все сходящие с конвейеров отечественные грузовые машины.

Полутораметровая мемориальная доска изготовлена одним из потомственных скульпторов  Петербурга П. П. Игнатьевым (идея Ильиной Ю.). В верхней части размещен барельеф князя С.М. Голицына, а внизу Влахернская икона Божей Матери, наиболее почитаемая в роду Голицыных. Текст молитвы и благодарность потомков нанесены на плиту на двух языках, в центре размещена надпись «От металлургов ЧМЗ основателю князю С.М. Голицыну».

Павел Игнатьев, автор мемориальной доски, поделился с RS Ticino впечатлениями об этом проекте:

-  Павел, Вы бывали у Суворовского креста в ущелье Шоллен в Швейцарии,  поэтому у Вас, наверное, были особые чувства, когда Вы согласились  принять участие в создании и реализации  этой памятной доски..



Памятник «Доблестным сподвижникам генералиссимуса, фельдмаршала графа Суворова Рымникского, погибшим при переходе через Альпы в 1799 году» был высечен в альпийской скале в ущелье Шёлленен на средства князя С.М. Голицына и торжественно открыт в 1898 году

- Несколько  лет назад я был в Швейцарии в кантоне Тичино, во время традиционного празднования  Швейцарского Суворовского  похода 1799 г. По улицам солнечного Лугано маршировал оркестр молодых  музыкантов-суворовцев. Множество людей, просто гуляющих, даже случайно ставших свидетелями прохода оркестра, были увлечены незнакомыми мотивами и буквально бежали за музыкантами по узким старинным улочкам. Немного позднее, когда я смотрел, как, остановившись в тени под пальмами на площади, оркестранты играли Чайковского, я подумал, что мало кто мог предполагать из армии Суворова, что ждёт их всех буквально через неделю похода. Здесь внизу - солнце, цветут розы, а чуть далее, чуть выше начинаются суровые Альпы. Каждый петербургский школьник знает картину «Переход Суворова через Альпы», и при всём уважении к личности генералиссимуса и таланту художника Сурикова, события того времени воспринимаются как некое продолжение «Взятия снежного городка», ну немного экстремальнее. Я тоже был таким школьником был и не мог представить всей невероятности происшедшего в действительности 220 лет назад. Не понимал, пока сам не попал на перевал, когда даже в августе там было +10.  Поэтому коснуться истории и сохранить память об этом событии для меня, конечно, было важно и интересно.

- Вы что-либо знали до этой работы о  князе С.М. Голицыне?

- Я  знал, что это древний и большой род, представители которого создали многое,  чем мы пользуемся до сих пор: от дворцов, ставших музеями, до заводов, работающих до сих пор. Интересно, что одной из моих ассистентов в этом  проекте была молодой скульптор Ксения, родом из Пермского края.

- А  об истории иконы Влахернской Божией Матери из Кузьминок?

- Это чудесная,  древняя и очень душевная икона стала открытием для меня.



Икона Влахернской Божией Матери из Кузьминок

До этого с ранними иконами я сталкивался только на Кипре, где в период арабского халифата не было иконоборчества и многие  произведения  раннего христианского искусства сохранились. Влахернская  икона чем-то близка тем ранним, архаичным, но особенно подлинным образам. Усадьба Кузьминки, где находилась икона в Храме Влахернской иконы Божией Матери - отдельная история и я очень ценю это место,  связанное с Голицыными и со швейцарским архитектором Доменико Жилярди. Конечно, творчество Д. Жилярди в России - это отдельный разговор.

- Расскажите о Вашей работе над доской, какие возникли сложности и каковы были ваши творческие решения?

- Сложность это всегда, для меня лично, в начале почувствовать масштаб  окружающего пространства. Однажды я долго просидел один в швейцарской  долине. Мы с друзьями приехали на празднование 1 августа, национального  дня Швейцарии, было много народа, много палаток и столов, было весело.  Но мне почему-то захотелось отойти на край долины. И побродить одному, посмотреть на череду гор, уступов, равнин. Я не знаю сколько времени там провёл, но впечатление от огромного сложно устроенного пространства и от чередования осыпей, пастбищ и вершин - запомнились. Возможно, в работе мне помогали эти воспоминания.  Пространство, точнее ощущение пространства, это самое главное для скульптуры, неважно небольшая статуэтка, публичный объект  или инсталляция.



Творческий процесс создания мемориальной доски в честь князя С.М. Голицына (1843-1915), скульптор П. Игнатьев

- Удивительно,  но вы связаны со Швейцарией и Россией через Истрию: памятник Доменико  Трезини, теперь мемориальная доска создателю Суворовского Альпийского  креста, который теперь, надеюсь,  будут также называть Голицынским...

- Да, Тичино самым странным образом связан с Петербургом сотнями связей: знаменитая статуя Спартака в Лугано происходит из виллы Фон Дервизов, известной петербургской семьи  промышленников и меценатов. В Лугано жил писатель Боборыкин -изобретатель слова «интеллигент». В петербургской мастерской я делаю различные объекты, их сейчас наверное около 15 , про разных персонажей  из Тичино. Одна из моих любимых историй - не состоявшийся «луганский  конгресс», когда три создателя «Русских сезонов», Бенуа, Дягилев и Фокин,  так и не встретились на озере в Лугано, а долго собирались.



Скульптор Павел Игнатьев, автор памятника Доменику Трезини в Санкт-Петербурге

- К  сожалению Вы не смогли приехать на торжественное открытие доски в  сентябре 2019 г., что бы Вы хотели пожелать всем «суворовцам»?

- Несмотря  на войну, на все грязные, ужасающие и кровавые обстоятельства которые ей сопутствуют, А.В. Суворов оставался милосердным к человеку - кормил  и не бросал 3.000 пленных французов, тащил их с собой. В  отличии от многих военноначальников того времени он расплачивался за все взятые у местного населения припасы, и, главное, берег своих солдат. В его походах были очень низкие санитарные потери - солдаты не погибали массово ни отдизентирии, ни от голода. Поэтому хочу всем пожелать, чтобы мы так же относились к друг другу бережно, а «Науку побеждать» применяли бы только в мирных  целях.

С Павлом Игнатьевым беседовала Ильина Юлия

Кузьминки, А.В. Суворов, Суворовский крест, Тичино, Швейцария, ущелье Шолленен, С.М.Голицын, Россия, Швейцарский поход Суворова, Переход Суворова через Альпы, Влахернская икона Божей Матери, Доменико Жилярди, история, Чусовая, Сен-Готард, Доменико Трезини, Чертов мост, Санкт-Петербург, интервью, Суворов

Previous post Next post
Up