Автобиографичная повесть Николая Внукова о его годах во время войны завершает мой личный список десятки лучших книг о военном времени (вся
моя полочка литературы о ВОв).
"Николаю Внукову не было ещё и семнадцати лет, когда фронт вплотную подошёл к его родным местам. Мечты о далёких краях уступили место жестокой реальности. В здании школы, где он учился, был организован эвакогоспиталь, а вчерашние школьники рыли окопы, возводили оборонительные рубежи. Летом 1942 года мальчики, которые должны были осенью пойти в девятый класс, надели солдатскую форму и после непродолжительного обучения попали в жестокий бой." - так сказано в послесловии книги.
И не один не дрогнул, не сбежал, не сделал и шагу назад. Имена в книге - настоящие имена тех, кто учился с Николаем Внуковым, а потом и воевал.
Я, пожалуй, приведу несколько цитат, которые специально выбрала:
"Я сидел за партой, подперев голову руками, и думал о том, как может совмещаться в человеке такой чистый, воздушный, взлелеянный школьными сочинениями образ Тани Лариной и те, в которых я вчера стрелял, и кровь, и огонь, и то, что давало мне силы убивать. И именно здесь, в пыльном, за-брошенном классе эльхотовской школы, я понял, что дерусь не только за будущее своё и своих друзей, но и за прошлое, за Пушкина, за Тургенева, за Маяковского, за всю тысяче-летнюю историю нашу, за голубое небо и за великую тишину
над полями Родины...
Как поздно пришлось учиться понимать самые простые и нужные вещи! Почему раньше до меня не доходило, что
это не просто темы сочинений, не просто слова, а вся моя жизнь?.."
"То был маленький, лет четырёх, мальчик и рядом с ним - белая курица. Мальчик сидел на земле, а курица стояла возле него, втянув голову в плечи и полузакрыв глаза. Она была не то оглушена, не то контужена, так как не пыталась никуда убежать. Когда мы подошли к мальчику, он поднял удивительные, ясного фиалкового цвета глаза и сказал только одно слово:
- Хлиба...
Кто-то вынул из кармана сухарь и протянул ему.
Мальчик принял сухарь в обе руки, прижал его к щеке и заплакал. А когда успокоился немного, то в первую очередь бросил несколько крошек курице. Курица склевала крошки и вновь погрузилась в оцепенение."
«Даже нечего вспомнить, - стучит у меня в голове. - Такие коротенькие у нас жизни, что даже нечего вспомнить.
Ничего значительного... Вот разве, как на Кизиловку ходили и к Волчьим воротам. Или как танцевали на вечере в школе. Или как подрался с кем-нибудь. Ну, ещё как ездил к родственникам в другой город... Как на день рождения купили часы. И всё... Мы даже ещё не жили как следует...»
"Лошадь лежала на боку, запутавшись в постромках, вся в грязи - и морда, и бока, и грива... Худая-худая, спина острая, как у скелета... Возчик бил её концами вожжей по спине, чтобы заставить подняться, а она
только вздрагивала, приподнимала голову и снова роняла её в грязь... Что сделалось тогда с тобой! Я никогда не думал, что ты можешь быть таким... Ты растолкал толпу и отшвырнул возчика в сторону. Глаза у тебя стали большими и страшными... „Негодяй! - только и сказал ты испуганному возчику. - Негодяй!“ Потом опустился на колени рядом с лошадью и начал её распрягать. А потом тебе начали помогать ещё двое из толпы. И я тоже помогал... Мы вчетвером осторожно подняли лошадь, и, когда она, дрожащая, жалкая, встала, на-конец, твёрдо на ноги, ты вытер ей морду сначала ладонью, а потом своим носовым платком. И всё молча стояли вокруг и с уважением смотрели на тебя. А одна женщина сказала: „Какой человек!..“ Ты всегда был таким, папка..."
Меня глубоко задела человечность, которой пропитана вся книга. И по отношению к людям, и по отношению к животным. Как научить детей доброте и милосердию? Вот здесь в книге все написано.
Мне кажется, огромная ценность таких книг помимо сохранения памяти еще и в том, что через переживания острой боли людей, ровесников, живших ТОГДА, мы сами начинаем ценить то, что имеем сейчас. Мирное небо над нашей Родиной. И понимаешь, что у нас есть все для достижения своих целей. И, что все еще будет - большие победы, новые достижения, цели.
Лишь бы только не было войны.
You can watch this video on www.livejournal.com
Наша восемнадцатая осеньВ ОзонеВ Read.ruОт "Речи" суперские новинки, буду все брать!
Про ящеренка Гекко, который живет в Австралии
Домик с трубой
Кот-воркот
Лиса и заяц