Осенью побывала в Морвиль-холле, усадьбе в Шропшире, построенной в елизаветинские времена, но значительно перестроенной в 50-е гг. 18 века.
Сейчас и особняк, и поместье в целом в плане архитектуры выглядят очень типично для георгианской эпохи.
Эта маленькая усадьба открыта для посещений всего лишь 8 (!) дней в году, хотя и находится полностью во владении Национального фонда.
Дело в том, что в усадьбе постоянно проживает семья. Но не потомки изначальных владельцев, а обычная семья арендаторов.
Поскольку я раньше никогда с таким не сталкивалась, мне стало очень любопытно, как это вообще происходит.
Во многих усадьбах НФ потомки бывших владельцев действительно арендуют часть особняков, например, верхние этажи или часть крыла здания. Но никогда до этого я не сталкивалась с тем, что в главном доме усадьбы постоянно проживает семья, не связанная генеалогически с прежними владельцами.
Как мне рассказал гид-волонтер, нынешняя пара, поселившаяся в Морвиль-холле в 2014 г., куда более радушна и гостеприимна, чем прежние арендаторы: они щедро согласились открывать двери своего дома целых восемь дней в году, на полный день.
И это не было сарказмом: как объяснил волонтер, предыдущие жильцы, арендовавшие дом у Фонда в течение почти тридцати лет, соглашались только на личные экскурсии по предварительной договоренности (и сильно заранее), поэтому фактически приехать «просто так» и посмотреть на усадьбу было невозможно.
Нынешних жильцов зовут Марк и Донна.
Донна мне только мило поулыбалась и убежала по делам, а вот с Марком удалось пообщаться.
Он рассказал, что это было его детской мечтой - пожить в усадьбе, поэтому они пристально следили за объявлениями НФ и как только был объявлен конкурс - тут же подали заявку.
Хотя цена на аренду дома выше стоимости ренты квартиры в неплохом районе Лондона, желающих стать жильцами было огромное количество, и Фонд проводил сложный, многоэтапный конкурс, с интервью и всем прочим.
Процесс занял несколько месяцев, а когда кандидатура Марка и его семьи была одобрена, началось «обучение» проживанию в усадьбе.
Их долго и подробно инструктировали на предмет того, что - можно, что - нельзя, как обращаться с сундуками 14 века, например.
В доме сохранились оригинальные окна, а это значит - зимой там страшный, нечеловеческий колотун.
Но Марк вполне по-британски сказал, что это все ерунда, есть грелки и электрические обогреватели, а ради счастливой возможности пожить в таком месте они готовы мужественно терпеть холод зимой.
В шутку посоветовала ему обзавестить усадебным привидением (в Англии очень популярны так называемые ghost tours), он сказал, что ему и в голову не приходило, что привидение можно выдумать.
Вся выручка от дней "открытых дверей" идет, конечно, в НФ и на эти деньги будут продолжены реставрационные работы, так что, возможно, выдуманное мное привидение послужит для общественной пользы. ;)