Originally posted by
viktor_shilin at
Верещагин Василий Васильевич. Часть 1. Начало пути и туркестанские работыОригинал взят у
viktor_shilin в
Верещагин Василий Васильевич. Часть 1. Начало пути и туркестанские работы Продолжаю делиться с теми, кто это читает, своим исследованием русской классической живописи.
Теперь настала пора одного из самых известных имен не только русской, но мировой живописи.
Крупнейший художник-баталист Василий Васильевич Верещагин родился 26 октября 1842 года в Череповце в семье помещика. Когда мальчику исполнилось восемь лет, родители отдали его в Малолетний кадетский корпус, по окончании которого в 1853 году он переводится в Петербургский морской кадетский корпус. Здесь увлекается рисованием и посвящает ему все свободное от занятий время. В 1858 году Верещагин начал посещать рисовальную школу петербургского Общества поощрения художеств. О его способностях с одобрением отзывались преподаватели, и сам он мечтал стать художником.
В 1860 году, блестяще окончив корпус, Верещагин, вопреки воле родителей, подал в отставку и поступил в Академию художеств. Возмущенный поступком сына, отец отказал ему в материальной помощи. Начались трудные годы жизни. Верещагин упорно занимался живописью, однако академическая система обучения с ее нормативностью и традиционностью тяготила художника. Протест молодого живописца выразился в том, что он уничтожил одну из своих картин - “Избиение женихов Пенелопы возвратившимся Улиссом”. В 1863 году он оставил Академию и уехал на Кавказ, чтобы “на свободе и просторе на интересных предметах учиться”. Его первыми самостоятельными работами были многочисленные рисунки с изображением народных типов, бытовых сцен и пейзажей Кавказа.
Избиение женихов Пенелопы возвратившимся Улиссом. 1961-1962
Представление начальству (Русский офицер и кавказцы). 1863-1864
1. Прапорщик Гассан-Бек Джагранов. 1863-1864
2. Эльбрус. 1867
В 1866 году, живя на берегу Шексны в селе Любец, Верещагин мог видеть тяжелый труд бурлаков. Он задумал создать большую картину, в которой хотел показать безысходную долю бедного люда в царской России. Верещагин выполнил эскиз картины, написал несколько этюдов, но закончить работу не удалось.
1. Бурлак с шапкою в руке. 1866
2. Бурлак, держащийся руками за лямку. 1866
Бурлаки. 1866
В 1867 году по приглашению генерал-губернатора Кауфмана он уехал в Туркестан, где в то время происходили военные столкновения.
“Поехал потому, что хотел узнать, что такое истинная война, о которой много читал и слышал...”, - писал художник.
Верещагин не только свидетель войны, но и ее непосредственный участник. В 1868 году в составе русского гарнизона он оборонял Самаркандскую крепость от войск бухарского эмира и был награжден за храбрость и мужество Георгиевским крестом. В 1869 - 1870 годах Верещагин вновь предпринимает поездку в Туркестан: знакомится с этой своеобразной страной, изучает нравы и обычаи феодального Востока; в результате создает большую серию картин о Средней Азии. Художник свободно владеет кистью, и звучные, насыщенные краски передают знойное южное небо, весеннюю зеленую степь, прохладу горных вершин, покрытых снегом, сложнейшую орнаментацию древних построек Самарканда...
Афганцы. 1869-1970
1. Араб на верблюде. 1869-1870
2. Дети племени солонов. 1869-1870
Киргизские кибитки на реке Чу. 1869-1870
1. Мавзолей Гур-Эмир. Самарканд. 1869-1870
2. В горах Алатау. 1869-1870
Главная улица в Самарканде с высоты цитадели ранним утром. 1869-1870
Торжествуют. 1871-1872
* Материал взят с сайта
http://www.artsait.ru/ Продолжение в следующем посте.