На днях в букинистической лавке мне попалась книга Федора Шаляпина "Повести моей жизни". Я понятия не имела, что Шаляпин писал что-то. Оказывается, он написал не только эту книгу. У него есть еще "Маска и душа", главы из которой приведены здесь. Не терпится почитать! Последняя страницы книги, написанные в Париже в 1932 году, рассказывают о мечте Шаляпина построить замок искусства в Крыму в местечке Суук-Су. Вот, о чем мечтал великий артист:
Есть в Крыму, в Суук-Су, скала у моря, носящая имя Пушкина. На ней я решил построить _з_а_м_о_к_ искусства. Именно _з_а_м_о_к. Я говорил себе: были замки у королей и рыцарей, отчего не быть замку у артистов? С амбразурами, но не для смертоносных орудий.
Я приобрел в собственность Пушкинскую скалу, заказал архитектору проект замка, купил гобелены для убранства стен. Мечту мою я оставил в России разбитой. Недавно я с грустью наткнулся на ее обломок. В одной лондонской газете была напечатана фотография какого-то замка, а под ней подпись: подарок Советского правительства Ф. И. Шаляпину. Присмотрелся: проект замка, выработанный архитектором по моему заказу. Вероятно, он где-нибудь его выставил и вот -- "подарок Советского правительства"!..
Иногда люди говорят мне: еще найдется какой-нибудь благородный любитель искусства, который создаст вам _в_а_ш_ театр. Я их в шутку спрашиваю:
-- А где он возьмет Пушкинскую скалу?
Но это, конечно, не шутка. Моя мечта неразрывно связана с Россией, с русской талантливой и чуткой молодежью. В каком-нибудь Охайо или на Рейне этот замок искусства меня не так прельщает. Что же касается "благородных любителей искусства", не могу надивиться одному парадоксальному явлению. Я знаю людей, которые тратят на оперу сотни тысяч долларов в год -- значит, они должны искренно и глубоко любить театр, А искусство их -- ersatz самый убогий. Сезон за сезоном, год за годом, в прошлый, как и в последующий, -- все в их театрах трафаретно и безжизненно. И так будет через пятьдесят лет. "Травиата" и "Травиата". Фальшивые актеры, фальшивые реноме, фальшивые декорации, фальшивые ноты -- дешевка бездарного пошиба. А между тем эти же люди тратят огромные деньги на то, чтобы приобрести подлинного Рембрандта, и с брезгливой миной отворачиваются от того, что не подлинно и не первоклассно. До сих пор не могу решить задачу -- почему в картинной галерее должен быть подлинник и непременно шедевр, а в дорого же стоящем театре -- подделка и третий сорт? Неужели потому, что живопись, в отличие от театра представляет собою не только искусство, но и незыблемую валютную ценность?..
И вспоминается мне Мамонтов. Он тоже тратил деньги на театр и умер в бедности, а какое благородство линий, какой просвещенный, благородный фанатизм в искусстве! А ведь он жил в "варварской" стране и сам был татарского рода.
Мне не хочется закончить мою книгу итогов нотой грусти и огорченности. Мамонтов напомнил мне о светлом и творческом в жизни. Я не создал своего театра. Придут другие -- создадут.
Искусство может переживать упадок, но оно вечно, как сама жизнь.
8 марта 1932 г.
Париж
Теперь надо узнать, что сегодня происходит в Суук-Су и какая судьба постигла мечту Шаляпина.
"Портрет Шаляпина", К.Коровин 1911г.