Красное небо, Roter Himmel
- Слушай, мне очень неловко, но я не запомнила, как зовут героев.
- Я тоже, давай их будем звать “толстый” и “баба”.
- Это ужасно. Впрочем, кто нас осудит? Давай.
Внезапно в подборке довольно скучное, но тем не менее хорошее кино. Литературно бесталанный, физически рыхлый и характерно ворчливый писатель приезжает со своим другом на дачку на берегу Балтийского моря. Там, в уездной глуши, он хочет сосредоточиться на работе. Его первая книга не имела особого успеха, и он надеется отыграться с помощью второй. Но сосредоточиться не получается - друг хочет раздолбайничать, купаться, чинить гудроном крышу и жить свою лучшую жизнь, параллельно придумывая яркие идеи для своего фотопроекта.
Но это полбеды. На даче оказывается и еще один постоялец - вернее, постоялица, про которую сначала ничего непонятно, кроме того, что по ночам она вкусно, страстно и живо занимается любовью, мешая нашему раздражительному креаклу спать.
Тут можно заметить, что герой мне несимпатичен. Так он никому не симпатичен, он в этом фильме душнейший брюзга, эгоцентрик и автор никому не нужной, совершенно тошнотворной мизогинной писанины, которую с трудом заставляет себя читать даже его редактор. И всё-то писателя бесит - девушка еще не появилась в кадре, но уже явно виновата, что отдавалась не ему. Убегающий ночью через лужайку полуголым девушкин любовник виноват, что в отличной физической форме. Друг-фотограф виноват тоже, что горит энтузиазмом к своему проекту, вот же засранец. Ууу, не ценят. Ууууу, не любят.
И пока обитатели дачи сближаются, веселяться и дышат полной грудью, писатель все гуще наматывает на себя кокон высокомерия. И сам себе злобный баклан, потому что девушка в истории просто душка, друг веселый раздолбай, редактор вызывает симпатию и все вокруг - совершенно обычные, нормальные люди, от общества которых можно получать удовольствие. Эмпатию к которым можно практиковать. Но герой этого, конечно, не делает - девушка для него дурочка, друг надоеда и редактор - предатель.
Это кино не особенно “про что-то”, и мораль каждый зритель ищет тут сам. Для меня она в том, что идея разделять автора и произведение, конечно, светлая - но писатель не может вложить в эмоциональную симфонию произведения то, что не почувствовал сам. Если у кого-то жизненного опыта с наперсток, потому что он годами выбирал бухтеть, а не жить, и эмпатия как у валенка - ну что такой автор может дать своему читателю? Зрителю? Слушателю?
Я уверена, другой зритель найдет для себя иной угол восприятия, но для меня этот фильм - занятное рассуждение о том, что до творческой зрелости надо, ну, дозреть, и это зачастую очень болезненный процесс, сопровождающийся трагедиями и кризисами. Пестовать свои надуманные обиды и ковырять войлок в пупке куда как более доступная альтернатива.
У фильма открытый финал - зритель сам может решить, смог вырваться герой из своего кокона эгоцентризма или нет. Мне почему-то хочется верить, что хотя бы маленькие шаги, но он попробовал сделать, потому что иначе - очень уж грустно.
А ещё балтийская природа очень красивая.
The Perks Of Being A Wallflower.
Кино про взросление американских подростков - но не из тех, где первая красавица и её best bitches, или капитан школьной бейсбольной команды или ещё что-то такое далекое, стереотипное или не очень понятное нам. Нет, про таких, знаете, просто нормальных. Кто-то любит читать книжки, а кто-то записывает с радио кассеты с музыкой для своих друзей. Я с теплом вспомнила, как мы тоже так делали со школьной подругой. Во времена института это уже были диски с бережно выкачанными - через менеджер докачки, конечно, .mp3.
В том, чтобы собирать для дорогого человека mix tape про себя, про него, про ваши чувства, есть очень понятная и близкая мне магия, ты просто завязываешь ниткой свое сердце и протягиваешь этот хвостик другому - на.
И фильм мне ужасно понравился тем, что смог подковырнуть и выразить эти наивные, сырые, но такие большие, с нас всех, с целый мир подростковые переживания. Напомнить, что мы становимся умереннее, стабильнее, нормальнее когда вырастаем - но где-то там, между школой и институтом, нас отрезают от пуповины, уходящей в бесконечность, безграничность юности. А вот героев пока не отрезали.
Приятно, что фильм ничего не идеализирует - у каждого из героев найдутся и скелеты в шкафу, и битое стеклишко в настоящем - но и не растворяет зрителя в нигредо чернухи из наркотиков, случайного секса и проблем с психикой. И ведь вот что удивительно - фильм поднимает совершенно чудовищную тему, тему сексуализированного насилия над детьми - но делает это так, что зрителя не скручивает от боли.
Есть девушка, Сэм - её, кстати, Гермиона играет, что почему-то печалит всех, кто ожидал от “Тихони” еще одного Гарри Поттера. Не буду спойлерить, она только в середине фильма рассказывает главному герою подробности произошедшего с ней - но мы, как зрители, понимаем, что что-то с ней было, гораздо раньше. Сэм вроде и умница, и красавица, но сама себя считает какой-то глуповатой и незначимой, парней меняет как перчатки, и не то, чтоб это были хорошие парни. Сэм на самом деле - хорошая и сильная девушка, но бежит по ней трещина, которая лишает её силы и целостности, пытается лишить и будущего.
Это тот момент, когда мне, как клинику, хочется тыкать пальцем в экран и кричать “воооооот”. Во так это и бывает. Пережитое не обязательно заметно для окружающих ломает человека, не обязательно стирает его в труху - но почти наверняка оставляет такую вот трещину, с которой человек дальше живет, улыбается, только вот считает внутри, что не заслуживает счастья, хорошего отношения и не достоин любить кого-то “хорошего”, и уж тем более не достоин взаимности. Фильм просто обалденно справляется с тем, чтобы показать, но не “разжевывать” такие нюансы. Теперь, когда меня спросят - Юля, что (к)ПТСР делает с человеком? - можно будет ткнуть в фильм и сказать что вон же, ну вот!
Ещё из приятных моментов - молоденький Эзра Миллер в роли квироватого подростка, шадоу-каст “Шоу Роки Хоррора” в качестве школьной самодеятельности (можно мне такую же школу!), приятный саундтрек и маленькое, но очень греющее душу сюжетное ответвление про учителя литературы, который служит для учеников наставником, поддержкой и в каком-то смысле маяком в самые сложные времена. Когда я вспоминаю себя подростком, то мне очень не хватает там ощущения, что взрослые бывают нормальными, что им можно доверять, что они тебя могут услышать. Поэтому то, что со школьным учителем литературы можно посоветоваться про первую любовь - это для меня какое-то фэнтези. Но щемяще красивое, черт побери.
-На этой ноте домашний киноклуб заканчивает отчеты за двадцать четвертый год и переключается в режим составления программы на следующий.