Киноклуб 24: о поиске сокровищ

Jun 14, 2024 18:23

Treasure Planet
Я пропустила ту часть детства, где надо было зачитываться приключенческой литературой про пиратов, и перешла сразу к Ведьмаку. Читать самостоятельно и добровольно, не из под палки школьной программы, я начала уже после четырнадцати, и все эти Стивенсоны и Жюль Верны такие мальчишеские, благопристойные и британско-колониальные, такие далёкие, про острова и фикусы, уже не трогали сердечко, которому было куда интереснее, зачем это Йоля залезла в окошко в Геральту. Так что “остров Сокровищ” я, кажется, не дочитала, так же, как “Детей Капитана Гранта”, и ещё какие-то книжки про бравых следопытов в бобровых шапках, где всем снимали скальп, я всё это помню очень смутно.

Но, видимо, не повезло вовремя познакомиться с культурным пластом только лишь мне, и приключенческо-пиратская тема очень популярна, и по “острову сокровищ” существует легендарная экранизация Диснея, и легендарна она, в основном, своим громким и трагичным финансовым провалом. А, и еще там всё происходит в космосе и даже пираты - космические. И вроде как и анимации прикольные, а игра актеров озвучки там просто блеск, но вот тянет мульт как-то пресно исследовать отношения отец-сын и ты вроде как смотришь и не находишь в этом себе места. И экшен сцены “вот мы с батей гоняем на ялике” хочется просто просто перемотать. И песен нет! Герой как-то не дотягивает по харизме, не принцесса он, да уж, не принцесса, а сценарий в основном справляется только с задачей заинтриговать тем, что всё интересное случится во второй части. Вот только второй части так и не случилось.

Возможно, я была бы в полном восторге, будь я мальчиком лет десяти, но я им не была и уже явно не буду :). Зато я поняла, откуда взялся мем “диснеевские пираты” - пираты тут реально не пьют, не курят, конечно же не ругаются, девушек не обижают, только злодейства злодействуют, но чинно, прилично. Судя по Википедии, оригинал вполне лихо опирается на исторические источники, но пираты + тотальная цензура в виде детского мультика это, скорее, странно. В качестве развлекательных цветных картинок - мульт, безусловно приятный, но не такое, что прям мастхэв.

Saltburn
Интересно почему никто, абсолютно никто не сравнивает это с “Горменгастом”? Неужели пыльно-сальное фентези с очаровательно порочным Риз-Майерсом в роли карикатурно коварного выходца из низов, тлетворно действующего на отбитых и чудаковатых обитателей замка, буквально смотрело два человека - я да lauriel_anarwen?

Я даже не знаю, откуда начать. Если взять за основу шкалу шибанутости, то свистать всех наверх, капитан, у нас тут полундра, страна, блин, приливов. Я вообще не понимаю, как Солтбёрн снят сейчас, если выглядит он как совершенно классическое поехавшее в край кино из ранних двухтысячных, и визуально, и диалогами и далёкостью от народа. Вот так сразу начинаешь смотреть и понимаешь, что блин, пацаны, это какой-то артхаус, и будет очень мерзко, непонятно зачем, что вообще произошло, кто все эти люди и зачем мы это смотрели, но при этом всё равно как-то понравится.

...on a side note к теме мерзости, которую мы любим - вот тот же Паланик мне казался довольно мерзким, но потом мою дорогу перешел Чейна Мьевиль, и это, блин, был вообще другой уровень, более девяти тысяч. Забавно, что Чейну я подцепила от одной красотки-художницы в ходе трагикомично катастрофического в плане несовпадение наших ожиданий друг от друга романа. Хотя роман, в результате которого цепляешь от кого-то литературу, в любом случае хорошо, что был, даже если с человеком вышла в своё время только драма.

… Но проблема такая - про Солтбёрн невозможно рассказывать без спойлеров, вот честно, я это говорю как человек, который спойлеров не боится абсолютно и даже их приветствует - но я влетела лбом в стеклянную дверь мотивации героев и вам этого желаю, так что краткое саммари - да, смотрите это кино, если хотите мерзкой, красивой, квирной отбивной про кринж и манипуляции, нашпигованной аллюзиями к Шекспиру. Там была сцена, с которой меня чуть не вывернуло, а кинематограф в эти дни редко способен стимулировать нервы, пусть даже и в желудке. Что называется, “Спасибо, поблевал” :)

Всё остальное - под кат и я прошу, только для смотревших.



[+++тыц+++]Мы в сидели на созвоне с Н и мне хотелось как-то мелодраматично нервно курить, хотя я не курила ни разу в жизни.
- Этот фильм что-то делает с твоей эмпатией, да? Вот пытаешься понять Оливера, а там, ну, пыщ. Скажи (и тут я затягиваюсь воображаемой сигаретой), вот сколько ты раз приезжала домой к приятелю, который пригласил тебя на свою виллу?
- Не припомню такого.
… и как часто, когда тебе кто-то нравился, ты думала ‘ну вот это да, какой парень, трахну-ка я его сестру, и кузена, и, кстати, мамку’
- … Особенно с Фарли непонятно, да.
- Или с могилой, понимаешь, я вообще не поняла, зачем он трахал могилу, типа он расстроен или нет, прикалывается так? Он любил Феликса и правда горюет или это о чем-то другом? А если ты так расстроен потерей чувака, что трахаешь его могилу, может не надо было убивать?
Тут я замечаю, что в ее глазах застывает немой вопрос.
- Да что? А. Аа… это не то, что ты думаешь. - Все время своего монолога я энергично пилила под столом, ниже уровня камеры, ногти, и Н видела только мое сосредоточенное лицо и энергичные движения плечей. - Это пилочка просто, смущенно бормочу я.
- Да ладно, хихикает Н, - я бы тебя не осудила.
- Спасибо Солнце, ты настоящий друг. И это следующий вопрос - а в замке-то пустом жить зачем? Чтобы что? Это даже на торжество зла не похоже, это выглядит так нелепо, жалко и одиноко…

Наверное величие Солтбёрна в том, что Оливер - это чистое зло. Он не сломанный, у него нормальная семья, ему не так уж сложно заводить друзей (даже крутых, вроде Феликса), Венеция в него втюхивается с полувзгляда, да и вообще никто не отказывает, у него прекрасное тело, блестящее образование - он человек, у которого есть, наверное, всё, а он берет и начинает убивать совершенно невинных безобидных олухов. Без красных флагов, без предупреждения, без мотива, без абьюза, без логики, но целенаправленно и методично.

И, наверное, при просмотре мозг больше всего сопротивляется именно тому, что так не может быть, не должно быть, нужна какая-то система, которую можно понять, а, значит и защититься. А её нет. А мозг все еще требует насыпать круг из соли и вбить булавку в дверной косяк, невозможно ведь полную беспомощность вывозить.

Легко понять Ганнибала, который требовал “есть грубиянов”. Легко понять Hal 9000, решившего во благо успеха миссии исключить человеческий фактор вместе с человеками. Я уже не говорю про Пэйгана Мина или Красавчика Джека. Но вот Оливер из Солтбёрна - это единственный, на моей памяти, злодей, попытка применить эмпатию по которому выдает bsod и пыщ и это делает для меня фильм очень не комфортным, но очень крутым. Кино не зря так настойчиво проводит визуальные параллели между Оливером и минотавром в лабиринте, чудовищным быком с телом человека.

С другой стороны, после финала у меня стало ещё больше вопросов, и ответом на них, кажется, нет. Как вообще Оливер узнал про Солтбёрн ДО того, как подружиться с Феликсом после ситуации с великом? Что он такое таскал с собой, что можно насыпать в бутылку и мгновенно травануть человека? Да так, что у полиции это не вызывает вопросов? Как он мог знать, что Венеция вскроется только потому, что он оставил ей лезвие в ванной? Как он получил поместье в наследство, если есть ещё Фарли, который явно приоритетнее в порядке наследования? Ну и наконец, если он не любил, а ненавидел Феликса - то за что? Феликс не сделал ему абсолютно ничего плохого, и только слишком настойчиво хотел сделать хорошее.
Почему, блин, этот сценарий целиком состоит из дыр, он хреновый или гениальный, я не поняла! Может это всё эффект ненадежного рассказчика?


Мне кажется, тут много простора для толкования осталось, и мне было бы интересно послушать ваши версии.

PS: А может “сон в летнюю ночь” перечитать, я ещё в школе читала, ни черта не помню, а кульминация фильма с потрясающим костюмированным балом в саду явно к этой пьесе отсылка. Кстати сама сцена - просто визуальный оргазм.

movie

Previous post Next post
Up