Baldur's Gate 3

Apr 04, 2024 06:47

Вы, наверное, заметили, что в музыке в народное сердце западают, зачастую, не исполнители с идеально вылизанной академической манерой, а какие-нибудь качовые панки, рокеры и гранжеры (слово-то хоть есть вообще такое?), которые и мимо струн попадают, и слова путают, и голос срывают… это я к чему?

Да ведь и с играми так. BG 3 - однозначно хитяра, GOTY всех GOTей, лучшая RPG со времён третьего Ведьмака и с вопроса “а кого ты романсишь в BG” люди теперь начинают знакомство в условном тиндере. Ещё и дочку “Астарион” потом назовут небось, как во время “Игры престолов” все бросились называть девочек “Кхалиси”. Попадает ли игра между струн? Да постоянно, меня вот саундтрек ещё в раннем доступе задолбал, я скриплю зубами в труднодоступных местах с того кринжа, который наваливает половина спутников (Уилл, зачем ты существуешь, Уилл…), сюжет настолько слабый, что слов в его оправдание не находят даже фанбои, визуальный стиль ну такой себе, а багов больше, чем на старте в Киберпанке.

Мешает это всё игре быть офигенной? Да нисколько, потому что всего того, что удалось, в игре гораздо больше.

Начнём с того, что в неё интересно играть, такой вот неожиданный плюс! Ролевая часть очень гибкая - как гордый автор одного целого и двух половинок прохождения с восхищением отмечу, что огромное количество событий происходит совершенно по-разному. Например, в первом прохождении на суть характера Астариона партию натолкнул мертвый боров, во втором сработала кат-сцена в лагере, а в третьем - он сам и рассказал после встречи с охотником. И не факт еще, что это все возможные варианты!

Когда создавали “Fallout New Vegas”, одна из целей разработки звучала - чтоб ни одно прохождение не было похоже на другое. Вегасу это удалось лишь отчасти, а вот BG действительно отлично постаралась с тем, чтобы игра отслеживала, что твой герой узнал или не узнал. Не отдал книжку спутнику в первой главе - пожалуйста, в третьей ты не знаешь про ритуал и лишаешься одной из концовок. В результате у нас в кои-то веке не только Светлый или Темный путь и два стула, а что-то подозрительно напоминающее свободу выбора. И я выбрала путь блудливого барда-палладина, мечущегося между “ну наверное надо всех спасти” и “да катись оно все конём, а я бухать!”.
И играть персонажем “да я вчера согрешила, но вы только послушайте, как!” получалось ровно с той степенью добродушной придурковатости, которую мне и хотелось.

Свобода наблюдается не только в ролевом аспекте, но и в игро-механическом. Хочешь достать куда повыше - ну, прыгай, лети тушкой, лети зельем, отправляй достать что нужно магическую руку, или башенку из коробок строй, если ты совсем варвар племени лося. Глубочайше уважаю количество заманчиво раскиданных задних дверок и узеньких норок, которые разработчики прокопали на уровнях специально для друидов-перевертышей, хотя ни одной так и не воспользовалась за всю игру. О вещах вроде не можешь взломать замок - укради весь сундук просто не говорю, это уже база.
Корованы грабить, к сожалению, нельзя, зато в паре можно незаметно рядом с врагом подпилить несущие балки или спрятать пару десятков бочек со взрывоопасной смесью.
Ну и приз лично моих зрительских симпатий уходит к спидранерскому методу убийства одного босса утяжеленным невидимым совухом (!), а другого - по славной фоллаутовской традиции засунутыми буквально в штаны фейерверками.

В игре обалденный билдкрафтинг, на который уходит чуть ли не больше времени, чем на боёвку. BG-ха, в принципе, даже толкает игрока под руку им заняться, потому что спутники присоединяются в настолько не оптимизированном виде, что это порождает мемы (особенно про вечно промахивающуюся фаерболом Шадуху). Как человек, у которого есть нездоровая привычка засыпать под билд-видео с канала “Fextralife”, я такой аспект игры ценю высочайше. Всех классов, субклассов да мультиклассов хватит ещё на годы спокойного сна и мне, и дорогим товарищам. Да, можно поругаться, что систему классов оказуалили, а можно расслабиться и получать удовольствие от бардадинов, бардлоков, и прочих монахов-друидов через споры и реверберацию (что бы это ни было).

Побеждать этими билдами тоже есть кого - за редким исключением, все схватки в игре уникальные, противники разные, с разными способностями, а не “вот на вас набегают орды скелетов, а вы крепчаете”, чем кстати грешила старая “Балда”. Хорошенько подумать над стратегией придется даже на нормальной сложности, а уж от идеи проходить чёртового телепортирующиеся паука в первом акте или битву за портал во втором на высокой я вообще внутренне трепещу.
В целом боёвка звёзд с неба не хватает и по мне так просто крепкая, приятная и разнообразная (тоном Масяни “а вот в девяностые ооо” а вот Дивинитях мне больше боевая система нравилась).

Как минимум половина спутников получилась прямо-таки хорошо. Моё уважение Астариону, старшему по плутовству и прочему взлому жопы - который очень многоплановый персонаж и действительно разный в зависимости от того, какие у вас отношения и больше на тёмную или светлую сторону тянет его герой. Озвучивающему его мужику не просто так дали аналог “оскара” для актеров озвучки за эту роль. История Аста простая - жил-поживал, попал в сексуальное рабство, чудом вырвался, в рабстве быть обидно, голодно и дико скучно, с тех пор он вот такой. Я нахожу некоторые его замашки более relatable, чем хотела бы, и в целом он очень *звуки иронии* живой, причем не только по меркам этой игры, он вообще хороший персонаж и наверное войдёт во всякие тир-листы самых запоминающихся РПГ-спутников всех времён и народов.

Гейл меня жутко бесит, и это я говорю компетентно как человек, который его романсил. Он получился хрестоматийным надутым, тщеславным, властолюбивым и эгоцентричным магом и у него есть совершенно чудовищная манера приправлять любое романтическое взаимодействие с вашим героем “а вот моя бывшая…” и дальше сравнение не в вашу пользу. Когда он идёт к своей цели, он не гнушается ничем - ни резней, ни враньем, ни нытьем.
Я приложила титаническое количество усилий, чтобы им проникнуться, раз уж мы оказались в отношениях, ща я наизнанку вывернусь ради “стерпится-слюбится” (да-да, давайте не будем про мои нездоровые паттерны). Но, не вышло. Он не “ просто застенчивый”, он лицемер. Он не “еще не отошел от травмы”, ему просто на тебя плевать.
Трус, зануда, нытик, мамкин пикапер “мы все обречены, кот если не ты, давай потрахаемся ну позя-зя-зя”, плохой любовник, а яйца не бреет даже, ух! Зато как, граждане, жопа нагорела-то. Любо-дорого.

Друид Халсин удачно попадает в симпатичный мне типаж “гуляю сам по себе там, где медведи срать боятся”, после отмены alignment-ов по инерции удачно изображает расовый друидский true-neutral пофиг на человеческую социализацию. Жрёт все, что не приколочено (и превращает сразу в мышцы, видимо), “любовь цветёт где хочет”, водку тёплую из мыльницы конечно буду, участвовать в тройнике, четвернике, пятернике - давайте. Запал мне в самое сердечко этой стойкостью перед лицом любой движухи. Вот он, идеальный товарищ для совместного отпуска!

Женские персонажи получились как будто бы послабее - ничего так линия варварши Карлах, которая чуть более обречена, чем все мы в сюжете (а мы очень-очень обречены), но где-то ближе к концу игры она таки дожала меня коленом, что у нас тут совершенно нормальная девочка, у которой просто отняли всю нормальную жизнь, а теперь, когда с ней случается хоть что-то хорошее - первые обнимашки, первая любовь, первый утяжеленный невидимый совух - ей обстоятельства говорят “а всё, всё уже”. Если очень напрячь эмпатическую мышцу, это такая ремарковская “жизнь взаймы”, но, конечно, на минималках и без швыряния лангустинов в окно.

Шадухой и Лазельской я старалась проникнуться, но не смогла, Минтарру я не получила, Уилл не нужен (делаем вид, что Уилла нет).
Но даже и четыре хорошо написанных и задевающих за живое героя - это хороший, крепкий результат.

Было очень радостно увидеть классических персонажей, вроде Эльминстера (в предыдущих играх он тоже появлялся), а при виде гитзераев я вообще расплавилась в лужицу жидкой гордости - мои пездюки! Жаль, нельзя поговорить с ними за пути Зертимона. Не все такие отсылки получились удачными, но некоторые точно брали за душу и задевали что-то теплое и ностальгическое, ну и в целом вписать в давно существующий мир игру всё-таки честно старались.

Ну и вообще, это первая игра, в которой проблема волосатых яиц встала передо мной настолько остро. И не только проблема - волосатые яйца и сами вставали передо мной на каждом привале!
Дело в том, что у игры есть забавная особенность триггерить диалоги не с твоим ГГ, а с кем-то вообще случайным из твоей партии, причем в процессе диалога это не всегда заметно.

Так вот, приходим мы с пацанами в мастерскую скульптора. Скульптор говорит - ты такая няшка, хочешь я тебе сделаю статУю? Я говорю - конечно хочу! Только я ж няшка, делай голую. И так ручки потирая в предвкушении, я же халф эльфка хоть куда, самый сок, просто пахну сексом.
Ну заказала и заказала, играю дальше, проходит часов десять реального времени, статуя как раз доделалась и приехала в лагерь…
Где обнаруживается, что статуя не моя, а того персонажа, на котором висел диалог. В данном случае - Гейла. И теперь на каждом привале меня ждет голый Гейл в глупых позах и его здоровенные мохнатые бубенцы, честно говоря личные гигиенические выборы личными выборами, но я вот совсем не тот человек, который любит наворачивать там кашку из котла в густой тени мудей. Но отыграть обратно это всё невозможно было никак!
Астарион выворачивает душу - на заднем фоне в лагеря видны яйца Гейла. Шадуха заводит душевный диалог про своих родителей - и снова в него лезут яйца. Я страшно пыталась воспринимать концовку игры серьезно, но у меня ничего не получилось, потому что яйца в семье должны быть под рукой,
яйца, они в дом несут сытность и покой, ты можешь хлеб не есть, но яйца обязательно, яйца ведь сытны, полезны и питательны, яйца богаты живительным белком, и если жарить яйца, то лучше с молоком, яйца надо жарить, чтобы яйца взопрели, лишь бы они не подгорели! Вот, теперь ты видишь
Это яйца Вот, теперь ты знаешь, Это яйца, Вот, теперь ты любишь, Это яйца!
Короче, проходка была запорота, но в мой бардовский веселый абсурдный хорни-нарратив это как-то всё равно вписалось. Я могу даже представить, как патичка вешает на них снарягу и т.д…

К чему я это всё? BG3 - отличная игра, веселая, вариативная, большущая, я её только второй раз, скорее всего, не пройду, потому что там слишком много мест, где нужна кнопка “скип”, как в визуальных новеллах. Вот храм Шар во втором акте или какие-то подвалы банка в третьем, да и магическую башню тоже - я просто не вижу, чтобы мне хватило запала на эту духоту второй раз, а жаль. (А вот Дивинити!11) я 5 раз прошла, потому что там в дизайне просто не было таких мучительно душных мест. Так что прям всю вариативность придется себе доливать после отстоя пены роликами с ю-туба.

Итого - крепкие 8 пушистеньких тестикул из 10.





games

Previous post Next post
Up