Ну теперь-то уже можно - я дошла до врача и скушола таблеточков и мне вроде лучшеет, а до этого имелись некоторые проблемы с ментальным здоровьем (о чем позднее и скорее всего в посте с итогами года), которые, среди прочего, подкосили мою возможность всласть читать. Так что так мало не было никогда - три книги за полгода. Ну, что имеем.
Марина Травкова - Неверность: почему любимые изменяют, стоит ли прощать, можно ли избежать.
Книжка про измены, нет, не пресловутый fucking manual, а пособие, как выйти из кризиса в отношениях с минимальным вредом для себя и своих близких.
Всё очень структурно разобрано - что вообще такое измена (далеко не то же самое, что сексуальный контакт с кем-то третьим), что делать, если вы пострадавшая сторона, инициатор измены или тот, с кем изменяют. Когда стоит сохранять отношения, а когда - уважительно и бережно расставаться. Есть ли счастье на новом берегу и стоит ли его там вообще ожидать, и что получаете вы, если "уводите" чьего-то партнёра. Как именно на измены толкают такие, казалось бы, неочевидные вещи, как трудности с реализацией своего настоящего “я”.
Автор без излишнего морализаторства поясняет, что не так с подходами "измена с человеком своего пола - не измена" (в близость человек вступает с другим человеком, а не с набором гениталий), "измена с секс-работницей - это не измена" (если ваш близкий склонен к объектному сексу, в ваших отношениях, скорее всего, и помимо измен большие проблемы) и "измена по большой любви - это не измена" (грустно, конечно, но все равно измена).
Хорошая глава и про открытые и поли-отношения, возможны ли они в России (не очень, из-за высокой финансовой зависимости женщин) и про то, являются ли такие отношения надежной альтернативой традиционному браку в качестве профилактики измен, а также когда и при каких условиях даже смотреть в сторону полиамории не стоит (если в вашей паре проблемы, третий их не решит, третий их усугубит).
Отличный информативный блок вообще про секс - он, конечно, в изменах далеко не главное, но вот бытовая неопрятность и половая неграмотность - это грустные маячки для вашего партнера, что он вам не так уж и нужен, а если так, рано или поздно закрадутся мысли, не лучше ли поискать настоящей страсти где-то ещё с кем-то, чисто выбритым и знающим, как найти клитор.
Стиль скорее популярный, но без сиропа, ложной скромности и ненужных эвфемизмов. А так же - без патологизирующей лексики, за что автору отдельное спасибо, потому что многим читающим так или иначе в процессе чтения придется начистоту поговорить с собой и со своей совестью, что и без оценочных и эмоционально нагруженных слов вроде “изменник” непросто. Вот этих слов в книжке нет.
Книгу, по-моему, можно смело рекомендовать вообще всем людям, которым как-то интересно этично жить в парах (ну или не в парах), и уметь бережно договариваться про неизбежно возникающие сложности не через радикальные высказывания вроде “полайкаешь фотку твоей бывшей - домой не приходи”.
Читать на тему измен, конечно, сложно и даже больно, мало кого совсем обошла стороной эта тема - но сам тон книги очень жизнеутверждающий, про то, что любые живые, функциональные отношения - это постоянное развитие, постоянное узнавание друг друга, постоянно переопределения себя и договоренностей. И если есть искренний интерес к тому, чтобы каждый день заново узнавать любимого человека, проявлять к нему чуткость и беречь, прежде всего, взаимное доверие - пережить можно очень многое.
Майкл Крайтон - Рой.
Всю первую половину книги это вообще не фантастика. Отличная живая и вызывающая сочувствие исповедь немолодого программиста, в силу рабочих неурядиц принимающего на себя роль домохозяина.
И вот знаете что, герою - веришь. Веришь, что в поликлиниках косо смотрят, почему это на прививку ребенка привел папка, а где же нормальный типовой родитель, и уж не сам ли этот странный папаша поставил вот те синяки. Веришь, что бывшие коллеги смотрят свысока и пренебрежительно, и стыдливо прячут глаза, встречая в очереди с тележкой, набитой подгузниками. Нормальная такая история, человек против косного общества. Жена там еще полная работоголичка, а может и роман у неё на стороне, и не очень понятно, то ли разводиться, то ли к семейному психологу идти, ну и на детей она стала покрикивать, это ведь нельзя терпеть.
Герой - хороший, рациональный парень с отличным уровнем рефлексии и эмоционального интеллекта и рассуждает обо всем на свете - и о воспитании детей, о психологии, о программировании, и об утрате интимности в паре.
А потом в середине экспозиция заканчивается и начинается довольно невнятный зомби-апокалипсис с наномашинами. И вроде как вот оно, вот почему книга - фантастика. Первая часть выглядит интереснее и живее, и ко второй прилеплена на жвачку "ну чтоб у героя была мотивация, он хочет спасти себя и детей, вы же видели, он их очень любит, ну, вот".
Но это даже не самое причудливое. Крайтон в своих рассуждениях о программировании делает вставки с типа-как-кодом, и вот эти вставки, во-первых, мне вообще непонятно, для чего нужны, во-вторых, во варианте с аудиокнигой особенно плохо воспринимаются.
Итого: добротная книга, но рассуждения о том, зачем психологам нужны другие психологи на мой взгляд, более интересные и запоминающиеся, чем центральный фантастический элемент.
Поль Б. Пресьядо - Квартира на Уране.
Несмотря на то, что аннотация книги обещает размышления автора о “подъеме неофашизма в Европе, криминализации мигрантов, преследовании трансдетей, появлении технологии искусственной матки, роли художников и музеев в написании нового общественного договора” - вот этого в книге мало.
Зато много личных мемуаров, вроде заметок, как на автора странно смотрели пограничники при прохождении погранконтроля (ещё бы). Или воспоминаний о том, как автор многократно ставил в неловкое положение мать, которую навещал в больнице, тем, что ей приходилось самой отчитываться перед религиозными родственниками, как так вышло, что раньше была дочь, а теперь - сын. Или очень странной рефлексии о том, что в транс-мужчины он подался в основном из интереса “поэкспериментировать с текучей природой тестостерона”, пополам с жалобами на то, что правительство и страховые почему-то не хотят эти эксперименты оплачивать.
Местами, словом, отборная кринжуха.
Зато мир идей автора настолько далек от повседневной реальности, что иногда со страниц льётся вполне годный сюрреализм. Вот если, де, злой некрофильский технопатрирхат ослабит свою зловещую хватку, так везде сразу заколосится зеленая феминистическая энергетика, освещающая улицы посредством фотосинтеза (он он же… не так работает, да? Пренебречь, школа это же у автора не место, где дают знания, это институт закрепления гендерных норм), а люди превратятся в пчел под чутким руководством шаманок-активисток. Как будто не только с тестостероном тут кто-то экспериментировал.
И это мы еще до того, как “Candy Crush” заставляет “трудившуюся фордистскую руку мастурбировать экран когнитивного капитализма” не дошли. Ох уж эти люди из сытых, безопасных и благополучных европейских стран, организаторы, понимаете, выставок и теоретики квир теории, возлежащие на пляжах Лесбоса и запрещающие нам всем после работы играть в условный кэнди краш, чтоб патриархальному некро-капитализму проклятому не повадно присваивать либидинозные ресурсы было.
Итого: книга про очень причудливую личную перспективу совершенно чуждой жизни. Как такое читать без иронии - не очень представляю, а с иронией - пойдет как мягкая социальная фантастика.