Зоотопия - хороший мультик. Это даже два хороших мультика!
Один для детишек, про зайку, которая идёт к своей мечте стать полицейской и всё у неё получается.
И один - для аудитории постарше - про юную амбициозную провинциалку, которая быстро падает на дно, связываясь с организованной преступностью, начиная применять пытки к свидетелям и ввязываясь в разрушительные манипулятивные отношения с лисом-травматиком.
Причем я даже не знаю, как так получилось - то ли авторы экстремально талантливы и смогли упаковать две совершенно разные истории в одну коробочку, то ли они сами не поняли, что сделали, заигравшись по правилам своего мира.
Это, впрочем, вообще бывает с мультиками - в какой-то момент понимаешь, например, что мотивация отца диснеевской русалочки по ограждению её от фантазий о поверхности не такая уж и ужасная, так как с симпатичной юной русалочкой средневековые крестьяне могут грубо обойтись, или что Робин Гуд очень плохо обошелся с принцем Джоном, который облагал народ налогами не из-за личного сволочизма, а из-за того, что Ричард, да, всеми любимый Ричард, высушил казну своими крестовыми походами. Ну и вообще картонные злодеи не такие уж картонные. Но ребенком мне все казалось очень однозначным, отец русалочки просто тиранический такой, Робин хороший, Джон плохой, всё понятно было.
Ну вот и с Зоотопией так - история про зайку - отличная. Зайка хорошая, добрая и пробивная.
Реминисценции на 'Крестного отца' в мультике, меж тем, явно не для детишек вставлены. То, что героиня вступает в 'семью' этого отца, тоже никак разжеванно не порицается, и зрителю дают самому додумать, какая это скользкая дорожка, когда полиция целуется с организованной преступностью в обе в щеки. Зрителю дают думать! Уважаю, черт побери, уважаю!
Вообще круг вопросов во 'взрослом' слое мультика очень хороший подняли. Раскрутили мысль, что если можно стать кем угодно - то не обязательно это кто угодно 'хороший'. Вот тебе вонючие хиппи, вот тебе приличный отец семейства выдр, который тайно таскается на сходочки тантристов, вот тебе оскал вымученной, насильственной толерантности, когда кого-то продвигают не за заслуги, а из-за норм на включение меньшинств в какое-нибудь общее дело, или потому,
что он "солнышко" (Слоупоки отчаянно хороши как сатира).
Показали даже, что девочки прочно влипают в отношениями с типами, начинающими общение с 'ты ничего не добьёшься' и просто обесценивания, вместо того, чтобы послать такого товарища подальше. И показали, что кооперироваться с таким товарищем можно только шантажом и вообще это не про здоровые паттерны все, конечно. Очень классно вышло - в отношениях зайчика с лисом нет физического насилия, но это не значит, что все в порядке. От историй "он не такой на самом деле, ты должна его исправить, перевоспитать" всегда идет легкий, но узнаваемый флер абьюза, и тут я в сто тысяч пятисотый раз передаю привет "красавице и чудовищу", мультику-чемпиону по количеству очень нездоровых паттернов (а если вам история про то, как девочка живет заложницей в замке и постепенно влюбляется в своего мучителя не кажется диковатой, то, наверное, вы давно вообще этот мультик смотрели, мне в детстве она тоже не казалась диковатой, но черт же побери!).
И уж чтобы совсем не уходить в дебри, закруглюсь на том, что графика очень красивая и все эти здания, поезда, разные климатические зоны прекрасно на уровне концептов продуманы, прям даже артбук хочется.
В общем, я даже не знаю, кто в этом году победитель в категории 'получила не то, что ожидала', [
Бэтмен против Супермена] или Зоотопия. В одном пачка библейских отсылок поверх мордобоя, в другом - почти что нуар про продажных полицейских и токсичные отношения поверх детского мультика.