Человек с другой планеты...

Mar 16, 2010 15:39





"I don't grow up. In me is the small child of my early days"
"Я не взрослею. Во мне сидит маленький ребенок из моего детства".
М.Эшер
Продолжая рассказ о музее Эшера, хочется поделиться странной сказкой, в которую окунаешься в музее Эшера в Гааге.  Наверняка, многие из наиболее известных работ М. Эшера знакомы и вам. Невозможные миры, искривленные и лихо закрученные поверхности, удивительные метаморфозы - это визитная карточка художника. Итак, мои фавориты.

"Метаморфозы III" - удивительная четырехметровая трансформация, где одна фигура легко и непринужденно перетекает в другую.



















Изображения с сайта www.mcescher.com

Потрясающая симметрия...





Изображения с сайта www.mcescher.com

"Рептилии", где "маленькие крокодилы играючи вырываются из тюрьмы двухмерного пространства стола, проходят кругом, чтобы снова превратиться в двухмерные фигуры". Говорят, что для этой гравюры Эшер слепил кроподильчика, который верно позировал в разных позициях на плоскости.



"Предел круга III" - завораживающая картина. В музее Эшера эти гравюры с пределами кругов электронно оживили, и с ними можно поиграть, раскручивая круги в разные стороны.

"Несмотря на отсутствие формального образования, вдохновени он зачастую черпал в математических статтях о мозаичном разбиении плоскости, проецировании трехмерных фигур на плоскость и неевклидовой геометрии. Невозможное пространство пришло к нему от Роджера Пенроуза... Под влиянием рисунков в книге математика Х. Коксетера* Эшер создал много иллюстраций гиперболического пространства."

*Примечание мое: профессор Коксетер жил и работал в Оттаве



"Картинная галерея", "в которой изменены одновременно и топология и логика пространства. Мы видим мальчика, который смотрит на картину, на которой нарисован приморский город с магазином на берегу, а в магазине - картинная галерея, а в галерее стоит мальчик, который смотрит на картину, на которой нарисован приморский город ... стоп! Что-то не так... получилось, что мальчик находится одновременно внутри картины и вне ее."



"Водопад"

"Литография "Водопад" основана на фигуре невозможного треугольника, придуманного математиком Роджером Пенроузом. В этой работе два невозможных треугольника соединены в единую невозможную фигуру. Создается впечатление, что водопад является замкнутой системой, работающей по типу вечного двигателя, нарушая закон сохранения энергии."



"Вверх и вниз"

И на эту картину Эшера вдохновил Пенроуз.

"Прямоугольник внутреннего двора замкнут стенами здания, у которого вместо крыши - бесконечная лестница. Скорее всего, в этом доме живут монахи, приверженцы некой религиозной секты. Возможно, ежедневный ритуал предписывает им подниматься по ступеням несколько часов подряд. Кажется, если они устанут, им разрешается повернуть в обратную сторону и спускаться, вместо того. чтоб подниматься. Однако оба направления, хотя и выразительны, но одинаково бесполезны."



"Бельведер"

"Слева на переднем плане лежит лист бумаги с чертежом куба. Места пересечения граней отмечены двумя кружками. Какая грань впереди, какая позади? В трехмерном мире невозможно увидеть переднюю и заднюю стороны одновременно, поэтому их невозможно изобразить. Однако есть возможность нарисовать предмет. Передающий иную реальность, если смотреть на него сверху и снизу. Сидящий на скамейке юноша держит в руках именно такое абсурдное подобие куба. Он задумчиво разглядывает этот непостижимый предмет, оставаясь безразличным к тому, что бельведер за его спиной выстроен в том же невероятном, абсурдном стиле.На полу нижней площадки,то есть внутри, стоит лестница, по которой взбираются двое. Однако, достигнув верхней площадки, они снова окажутся снаружи, под открытым небом, и снова им придется входить внутрь бельведера.Удивительно ли что никому из присутствующих нет дела до заключенно, который просовывает голову между прутьями тюремной решетки и оплакивает свою судьбу?"



"Рисующие руки", самовоспроизведение - руки создают те же самые руки.



"Относительность" - ещё один пример безумных лестниц, ведущих вниз и вверх одновременно.

"Are you really sure that a floor can't also be a ceiling?"
 M. C. Escher


Посмотреть на картинку, ожившую в лабиринте Bowie, можно тут

image Click to view



О художнике:

Голландец Морис Корнелиус Эшер (Maurits Cornelis Escher) родился 17 июня 1898 года в Леевардене, сознательные годы детства провел в городе Арнем, где он и пошел в школу. Родители прочили ему будущее архитектора, но со школой отношения не складывались - оценки по всем предметам, кроме рисования, были плохими. Более того, и дальнейшие попытки получить образование (в техническом колледже Делфта и в Школе архитектуры в Хаарлеме) не были успешными. Плохое здоровье Эшера не позволяло ему справляться с программой.

Эшер признавался: «Я так ни разу и не смог получить хорошей оценки по математике. Забавно, что я неожиданно оказался связанным с этой наукой. Поверьте, в школе я был очень плохим учеником. И вот теперь математики используют мои рисунки для иллюстрации своих книг. Представьте себе, эти ученые люди принимают меня в свою компанию как потерянного и вновь обретенного брата! Они, кажется, не подозревают, что математически я абсолютно безграмотен».




Изображение с сайта www.mcescher.com

Отбросив попытки получить образование, Эшер увлекается путешествиями. Италия, Испания, Ривьера... Он влюбился в Южную Европу и решил, что жить нужно именно там. В 25 лет Эшер делает портрет дочери швейцарского промышленника Умикера, Джетты. И это была любовь - Эшер признался в своих чувствах и молодые были помовлены. В 1924 году они поженились, в Италии. В медовый месяц они путешествовали по Европе (Италия,Франция, Бельгия), Эшер изучал архитектурные стили. В этот же год у Эшера прошла персональная выставка в Голландии. В этом же году Эшеры приобрели дом в городке Фраскати, славящимся своими винодельнями. Два года спустя у них родился первенец. К этому времени Морис Эшер был уже хорошо известен, о чем красноречиво говорит тот факт, что на крестинах его сына присутствовали король Эммануэль и Муссолини.



Изображение с сайта www.mcescher.com

Многочисленные выставки в Голландии и Швейцарии обратили внимание на необычного художника.
Его картины называют механическими и «логическими», хотя, ничего даже близкого к Бельведеру или Относительности в его творчестве ещё не появлялось.

В 1930 году у Эшеров родился второй сын. Эшер много болеет и не работает. Однако, голландцы его не оставляют без внимания, и в 1932 году издается его первая книга с избранными работами - Emblemata. Двумя годами позже Эшер «дошел» и до Америки - его картина "Нонза, Корсика" (Nonza) получила третье место на выставке в Чикаго. Там же картина и была куплена институтом искусств в Чикаго.



Изображение с сайта www.mcescher.com

В 1935 году, подальше от неспокойности предвоенной Европы, Эшеры переезжают в Швейцарию, в новый дом в Шато д'Э. Денег у семьи не так много, и Джетта вынуждена возобновить уроки фортепьяно. Эшера обуреват жажда новых впечатлений, он хочет путешествовать, но бюджет не позволяет. Но это его не останавливает, и художник обращается в корабельные компании с предложением взять его на борт в обмен на картины кораблей и портов. Так он умудрился оказаться в Венеции, Анконе, Бари, Катании, Палермо, Генуе...

В 1937 семья Эшера переезжает в Бельгию, подальше от тревожного влияния фашизма... Эшер начинает работать над мозаиками, на которые его вдохновили арабские мозаики в Альгамбре. Также он работает над метаморфозами, результатом становится гравюра "Метаморфозы", на которой милый итальянский городок трансформируется в азиата в хараткерной шляпе. За ней следует четырехметровая гравюра "Метаморфозы-2", которая представляет 10 трансформаций - от слова «метаморфоза» до слова «метаморфоза».

"День и ночь" относятся к тому же периоду




Изображение с сайта www.mcescher.com

Пытаясь убежать дальше от фашистов, Эшеры перебираются в Голландию в 1941 году. Там Эшер и живет до конца своих денй. После войны Эшер становится известен в Америке, и там устраивают его первую персональную выставку. Эшер умер в 1972 году, в возрасте 73 лет.

Примечание: за исключением ссылок на www.mcescher.com, все написанное, процитированное (курсив) и показанное выше почерпнуто на сайте www.escher.ru

Эшер

Previous post Next post
Up