Испанское путешествие, день 11: Casa Batlló, Барселона

Feb 11, 2010 16:02



С чего же начать первый день нового года?

Отель приятно порадовал не только бутылочкой шампанского накануне, но и продленным до 13:00 завтраком, поэтому мы приползли завтракать только часам к 12. Ничего особенного в меню не было, но кормили, как обычно, вкусно. Так как полдня было потрачено на отсыпание, мы решили ограничиться чем-нибудь небольшим, в пределах пешей досягаемости. На наше счастье Casa Batlló отвечал всем нашим требованиям и был открыт для посетителей. Полезный совет: если вы покупали билеты на туравтобус, посмотрите книжечку с купонами, там может оказаться скидка на 20%

Где-то в час дня мы выползли на сонную ещё Рамблу. Кое-какие скульптуры уже стояли на посту, а вокруг них собирались немногочисленные туристы. Город был пуст, на улицах активно работали уборщики, уничтожая следы празднования (ночью народ тусовал на площадях и на улицах, о чем красноречиво говорили разбросанные бутылки от шампанского, серпантины и прочая новогодняя мишура).



По дороге покормили голубей, не обошлось, конечно, без гонялок...



Passeig de Gracia. Эта улица в начале 20 века приобрела популярность среди высших классов. Богатые бизнесмены мерялись домами. Популярность улицы среди богачей вызвала здоровое соцсоревнование: чей дом краше. Если на одном доме появлялась плитка, то чуть спустя на соседнем плитка ещё интереснее и дороже. Если одна семья нанимала известного архитектора, то соседи старались найти ещё более известного.







Гауди был одним из последних архитекторов, которые отметились на Passeig de Gracia в квартале промышленников. Его позднее прибытие на сцену соревнующихся архитекторов и их работодателей диктовало одно: его дома должны выделяться и поражать. Вот и он, до сих пор удивительный дом, принадлежавший промышленнику по имени Joseph Batlló. Дом был построен одним из учителей Гауди - Emili Salas Cortes.



Однако, дом, приобретенный Joseph Batlló, выглядел совсем обычным, и эта обычность резко контрастировала с соседом - Casa Amalter. Поэтому в 1904 году Batlló решил подписать контракт на переделку дома. Соцсоревнование привело его к Гауди, которому на тот момент было 52 года - в самом расцвете сил и карьеры. Вот он, сосед-вдохновитель







Сначала Batlló хотел совсем снести дом, но Гауди уговорил его оставить каркас, а все остальное переделать: достроить два дополнительных этажа (один жилой этаж и чердак) и полностью переделать фасад. Архитектор полностью проигнорировал муниципальные законы. В 1904 году в городскую управу были поданы весьма размытые планы перестройки дома. Тут же, не дожидаясь разрешения, Гауди начал работу. В 1906 году муниципалитет потребовал приостановить работы, в связи с тем, что разрешение так и не было получено. Однако, работа по перестройке была уже почти завершена, и всего 15 дней спустя Josep Batlló запросил разрешение на сдачу в наем верхних этажей здания. Гауди нарушил один из законов городского строительства в Барселоне тем, что свесил верхние этажи над тротуаром - они выступают на 60 см.



Гауди сконцентрировал свое внимание на фасаде здания. Внешние стены были снесены на первых трех этажах, верхние остались нетронутыми. В перестройке первых трех этажей использовались довольно дорогие материалы, например, песчаник, из которого выполнены окна и колонны. Тут хорошо видно очередь на вход - она заворачивает за угол дома (минут 20-25 ждали входа)



Гауди использовал архитектурные формы, которые с одной стороны кажутся знакомыми, а с другой - странными. Например, колонны фасада одновременно напоминают большеберцовую кость и нежные цветы. Абстрагируясь от полностью натуральных форм, внося такое двоякое толкование, Гауди создает удивительную атмосферу, где все как во сне. Профиль с колоннами - много лет семья Batlló сдавала первый этаж владельцу магазина антиквариата. Костеподобные колонны, которые выступают на тротуар и неумолимо заставляют глаз за них зацепиться, были лучшей рекламой магазину.



На втором этаже находятся жилые комнаты, гостиная с огромным окном необычной формы. Размер окна подтверждал могущественность и денежную власть семьи Batlló. Из-за этого окна дом даже прозвали "зевающий дом" . На третьем этаже находятся спальни с двумя большими окнами-эркерами (так по-русски выступающее окно называют?) и столовая.





На верхних этажах балконы поскромнее - эти этажи сдавались



Башенка с крестом, вид снизу



Фрагмент мозаики на фасаде: сделанные на заказ полихромные керамические круги и разноцветные осколки стекла, которые меняют цвет фасада, когда подсвечиваются солнцем. Гауди самолично следил за работой и указывал, куда и какой цвет лепить. Фасад дома-дракона сравнивают с лилиями Моне...



Внутрь попадаешь через такую сказочную дверь



Поднимаешься наверх по не менее затейливой лестнице



Поднимаемся выше - обратите внимание на форму и роспись стен. На втором и третьем этажах Гауди перераспределил жилое пространство. Обычные стены и углы были заменены на плавные изгибы, придающие пространству гибкость и открытость. Песочные тона придают дополнительную лёгкость пространству.



В первой комнате удивляют камин, люстра, встроенные шкафчики и система вентиляционных решеток, хитро вписанная в деревянные двери







В следующей комнате аудиогид обращает ваше внимание на оконные ручки и даже предлагает за них подержаться.



В окнах мозаика



Особенна интересна гостиная, которая состоит из одной большой комнаты и двух маленьких, прилегающих. Пространство можно разделить дверями или объединить в одно, раздвинув деревянные двери в стороны. Вид на улицу из основной комнаты гостиной.



Закрученный потолок и люстра



Когда-то гостиная выглядела вот так



В центре здания, в "колодце", Гауди несколько расширил патио, установил полупрозрачную крышу, поместил лифт и лестницу. Стены выложены градуированно окрашенной керамической плиткой (от белых внизу до кобальтово-синих вверху), что способствовало равномерному распределению света. Когда смотришь на стены снизу, то они кажутся равномерно синего цвета. Обратите внимание, что размер окон тоже меняется от нижнего этажа к верхнему: вверху света достаточно при меньшей площади окон



Внутренняя лестница



Окна столовой



В гостиной потолок закручивается в спираль, а здесь - потолочная капля или многочисленные груди



Так она выглядела раньше



Во внутренне пространство Гауди внес несколько фундаментальных изменений. Он расширил террасу, выходящую на задний двор, отделал её керамикой и украсил заднюю стену дома мозаикой. Вид на дом с заднего дворика



А так задний дворик выглядит, если на него смотреть с крыши



Чердак, где разместились прачечные и кладовки





Лестница на крышу



Трубы



Крест



Хребет (некоторые считают, что крыша дома представляет собой дракона, поверженного St. Jordi)



Спускаясь вниз - через стекло на лестнице



Recycled Gaudi



По мотивам статьи (на англ.)

Casa Mila был закрыт, посмотрели только снаружи







День мы завершили ужином в районе Барселонетта, бывшем поселении рыбаков. Ночная Барселонетта симпатична, но вызывает несколько неспокойные чувства - чуть в глубь, и можно увидеть компании молодежи не самого располагающего характера



В отеле нам порекомендовали ресторан, специализирующийся на морепродуктах, Can Ramonet - самая старая таверна (1723) в Барселоне. Ресторан неплохой, меню на английском есть, официанты тоже, похоже, все говорят по-английски. Что мы там ели? Осьминога, улиток и паэлью. Улитки меня не впечатлили, эскарго на порядок вкуснее.






Casa Batlló, Гауди, Барселона, путешествия с детьми, Испания, путешествия

Previous post Next post
Up