Если вам доведется оказаться в Антверпене в субботу утром, непременно начните свое знакомство с городом с квартала бриллиантов (Алмазный квартал). Собственно говоря, если вы приехали в город на поезде, этого квартала вам и не миновать - он окажется сразу по левую сторону от главной улицы, ведущей от вокзала к центру. Зачем же сразу к бриллиантам, спросите вы? Не обольщайтесь, не за покупками - большинство магазинов, торгующих бриллиантами, в субботу будут закрыты - шабат.
Зато, ортодоксальные евреи, плотно населяющие квартал бриллиантов, порадуют вас совершенно иной атмосферой. Традиционно одетые мужчины и мальчики с пейсами, чистенькие девочки-куколки, принаряженные мамы - это обычные субботние пешеходы в квартале бриллиантов. В "гражданском" - только туристы.
После того, как мы заглянули в пару открытых магазинов с ювелирными украшениями (ничего не приобрели), мы воспользовались пешеходным маршрутом путеводителя Lonely Planet. Согласно путеводителю прогулка в 2 км должна занять примерно 1,5 часа. Мы не прошли весь маршрут, но гуляли положенные 1,5 часа.
LonelyPlanet
Запарковавшись неподалеку от центральной площади Grote Markt, мы переулочками направились к сердцу города - именно там начинается пешеходная прогулка по городу.
Недалеко от парковочного места
Суббота - день свадеб. Свадебная мишура налетела на нас сразу же
Гроте Маркт, центральная площадь города, несмотря на свадебный день, выглядела вполне буднично. Площадь представляет из себя огромный треугольник, над которым доминирует здание ратуши. Ратушу построили в 1565 году, и в то время это был весьма смелый шаг в сторону Ренессанса. На шпиле виден золотой орел, под ним статуи Мудрости и Справедливости. В середине площади - фонтан Брабо, который связан с легендой о происхождении названия города. Считается, что жил там когда-то гигант Дрюон Антигон, который ужас как любил требовать выкуп с проплывавших по Шельде судов. Если дань не платили, гигант отрубал правые руки моряков и бросал их в реку. Моряк Сильвий Брабо оказался бесстрашным молодым человеком и сразился с великаном. Великан был повержен, его рука была отрублена и брошена в Шельду. Говорят, воды её стали красными, как на заходе солнца. При чем тут название города? Антверпен: hand - рука и werpen - бросать. Со временем, hand werpen эволюционировало в Antwerpen. Но это всего лишь легенда!
Хилтон выставил рекламных лошадок, которые грустно стояли на площади целый день и никого не катали...
Дома гильдий (guildhalls), картинно обрамляющие площадь, были реконструированы в 19 веке. Самый впечатляющий дом под номером 7, со статуей Св. Георгия, колющего дракона.
У ратуши - свадебный оживляж :)
Слева - вереница разнокалиберных свадебных "лимузинов" у ратуши
Идем к реке Шельда по улице Suikerrui, смотрим по сторонам - тётки с канатами такие очень социалистические, не правда ли?
Вот мы и на набережной - вид на город с Zuiderterras.
У реки - замок Het Steen, который является самым старым зданием в городе. Построенный в 13 веке замок стоит на месте городских укреплений, относящихся к 9 веку. Замок был хорошо отреставрирован, если не сказать реконструирован. Между 1303 и 1827 годами замок использовали как тюрьму. Весьма симпатичное местечко с видом на Шельду было отведено узникам. Сейчас в замке располагается корабельный музей.
Над аркой ворот - маленький барельеф древнего бога Семини - наследие язычества (барельеф относят ко 2 веку). Семини - скандинавский бог молодости и плодородия (с соответствующим этим понятиям фаллосом). Считается, что женщины Антверпена обращались к божеству с просьбой о детях. Фаллос он утерял во времена иезуитов (17 век), которые посчитали его неприличным.
Сразу за воротами вас ждет одинокий музыкант, который всех входящих встречает одной и той же мелодией. Добрые люди кидают ему монетку, но если погулять там минут 10, то становится ясно, что кроме этой мелодии музыкант ничего больше не в состоянии воспроизвести. "Замок" только снаружи выглядит замком. Внутри - малюсенький дворик с распятием и вот этой веселенькой геральдикой, и тут же выход на набережную.
Дядька Lange Wapper грозно охраняет вход в замок. Согласно легенде 16-го века Lange Wapper любит жить рядом с морем, рекой или каналами. Он может стать такого огромного роста, что чтобы попасть из одного города в другой, ему достаточно сделать всего один шаг. Lange Wapper не просто кудесник и может вырасти по желанию, он ещё и в ребенка может уменьшиться, чтобы обманным путем добыть грудное молоко у жалостливых женщин (а как же ещё ему расти :)) Считается, что он подтрунивает над пьяницами, играет с детьми (при этом шульмуя) и смеется, как дьявол!
Променад (wandelterassen), построенный в начале 20 века вдоль портовых доков, чтобы жители города могли наблюдать за разгрузкой кораблей, прибывающих из далекого Конго. Думаю, и сейчас, в хорошую погоду, променад пользуется популярностью. На променаде есть симпатичное кафе (cafe pitstop на карте), где можно выпить чего-нибудь горячительного и не только.
Пройдя по променаду, спуститесь на St. Jansvliet - маленькую зеленую площадь, на которой находится ещё одно место, достойное внимания - туннель St. Annatunnel, протяженностью 572 метра. Построенный в 1930х, пешеходный туннель под рекой Шельда наводит полную ностальгию - эскалаторы там точь-в-точь как в старом московском метро.
Туннель соединяет правый и левый берега Шельды. Конца и края ему не видно, но говорят, что переместиться под рекой на другой берег займет минут 10. Говорят, что с левого берега открывается потрясающий вид на город, но мы решили не маршировать по туннелю, так что подтвердить не можем.
Дальше предлагается идти по Stenhouwersvest до Nationalestraat - сердца квартала St. Andries, где расположилось множество модных магазинчиков. Свернув в неописанный в прогулке переулок, наткнулись на совершенно дико фантазийное здание :) Я пыталась найти о нем какую-нибудь информацию, но мои поиски не увенчались успехом. Может быть, вы поможете?
Посмотри мне в "глазЫ", как любил говорить мой ребенок :)
Городской транспорт в ассортименте
Pelgrimstraat, Собор Богоматери доминирует прилежащие улочки-переулочки. Собор считается самым большим и самым прекрасным готическим собором в Бельгии. Строили его всего лишь 169 лет с 1352 по 1521. В соборе находятся великолепные работы Рубенса.
Обойдя собор справа, мы попали на площадь Groenplaats (Зеленая площадь), на которой красуется и сам Рубенс (статую поставили в 1840), в то время как до 19 века тут красовалось городское кладбище.
Рубенс, оказывается, такой импозантный дядька, с бантиками
Пройдя по улице Lijnwaadmarkt, вы непременно обратите внимание на увитое плющом кафе t' Elfde Gebod (точный адрес: Torfbrug 10, 2000 Antwerp). Название кафе переводится как "Одиннадцатая заповедь"
Кафе занимает три старых дома 16-го века, в которых спрятались более 400 различных религиозных картин и статуй. Оформление очень оригинальное и атмосферное. Прекрасный момент, чтобы остановиться и выпить бельгийского пива
Кроме религиозных штучек там большой выбор пива, в том числе и Трапписты в ассортименте.
Тут-то мы и сошли с маршрута пешей прогулки от Lonely Planet. Путеводитель рекомендовал пройти по Kaasrui, перейти трамвайные пути и по Wijngaardstraat дойти до самой красивой площади в городе - Hendrik Conscienceplein, которую украшает совсем нетипичная для этих краев церковь
Sint-Carolus Borromeuskerk. Эту площадь мы так и не увидели, потому что пора было забирать машину с парковки и возвращаться в Мехелен. Зато, по дороге к машине забрели в другую церковь - Sint-Pauluskerk, вернее, не в саму церковь, а в призывно открытый внутренний дворик, в котором спрятался грандиозный грот. В самой церкви шла служба и мы не стали беспокоить прихожан, хотя там внутри находится "полный антверпенский комплект": Peter Paul Rubens , Anthony van Dyck и Jacob Jordaens. Там и Караваджо (Madonna of the Rosary) когда-то был - в 1620 Рубенс пожертвовал картину церкви, но в 1781 австрийцы прибрали её к рукам, и с тех пор картина находится в музее Kunsthistorisches Museum в Вене.
То, что мы поначалу приняли за грот во дворе церкви Св. Павла, оказалось Голгофой. Сооружали её с 1699 по 1747 год в качестве "живого театра" - зритель поднимается к кресту по дорожке, окруженной статуями. Уникальная Голгофа насчитывает 63 статуи. Я бы назвала это место застывшим театром... А у каких-то антверпенцев сюда выходят окна домов! Представляете? Утренний кофе в такой компании?
До следующей встречи, субботний Антверпен!