Эрмитаж. Русские миниатюрные вышивки 18-19 вв.

Jun 18, 2009 23:09



Статья научного сотрудника отдела истории русской культуры ГЭ Ю.В.Плотниковой из сборника "Сообщения Государственного Эрмитажа", т.60, 2003 г. Черно-белые иллюстрации - из статьи, остальные подобрала сама (потому и разнобой в нумерации :().

"МИНИАТЮРНЫЕ ВЫШИВКИ КОНЦА XVIII - ПЕРВОЙ ЧЕТВЕРТИ XIX ВЕКА ИЗ СОБРАНИЯ ОТДЕЛА ИСТОРИИ РУССКОЙ КУЛЬТУРЫ

В фонде тканей Отдела истории русской культуры Государственного Эрмитажа (ОИРК ГЭ) кроме костюмов, аксессуаров к ним, шпалер и кружев, хранится небольшое (270 единиц хранения), но заслуживающее отдельного изучения собрание миниатюрных вышивок. Большинство вещей датируется второй половиной XVIII - первой четвертью XIX в. Лишь 12 из них были опубликованы Е. Ю. Моисеенко в альбоме «Русская вышивка XVII - начала XX в.» [4]. Как в этой публикации, так и в прочих изданиях, основное внимание уделялось произведениям традиционного декоративно-прикладного искусства. Работы представительниц дворянского и купеческого сословий, так называемые дамские рукоделия привлекались лишь в качестве дополнительного материала и не служили предметом специального изучения. В статье сделана попытка хотя бы частично восполнить существующий пробел и ввести в научный оборот такие, казалось бы, «несерьезные» экспонаты, как кошельки, сумочки, крошечные картинки в рамках, подушечки и просто неиспользованные заготовки - вышитые куски материи, но в основном -бумажники, дарившиеся на память. Почти все произведения дамского рукоделия, представленные в коллекции ОИРК, требовали огромной усидчивости и большого мастерства. Среди них вышивки крестом и полукрестом по шелковой или металлической канве, по соломке {ил. 6}, а самые тонкие и миниатюрные - по батисту; вышивки тамбуром разноцветным шелком и металлической нитью; вышивки гладью разноцветными шелками, имитирующие живопись; тончайшие вьшивки волосом по шелку {ил. 7}, скорее напоминающие гравюру, чем рукоделие.


Ил. 6 Настенное панно. ГЭ. 2-ая пол. 18 в. Шитье в прикреп стеклярусом и разноцветной синелью по соломке, роспись маслом лица, рук и ног человека. Из книги Е.Моисеенко, В. Фалеева «Бисер и стеклярус в России»


Ил. 7 Амуры. 1815 г. 6,6х9,7. Два амура и розы. Внизу справа надпись «A.S.R.1816”. Вышивка волосами по белому шелку. Из книг Е.С.Юровой «Старинные русские работы из бисера» и «Эпоха бисера в России». Личная коллекция автора

При таком богатстве техник и материалов сюжеты на вышивках, как правило, довольно однообразны. В конце XVIII в. использовались сюжеты, характерные для эпохи сентиментализма: многочисленные алтари с пылающими на них сердцами, урны под деревьями, амуры, бабочки или переплетенные лентами букеты цветов {ил. 8}. Встречаются пейзажи с охотниками или пасторали, вышитые явно с использованием в качестве образцов каких-либо гравюр.


Ил. 8а Схемы издательства Г. Мюллера, Берлин, из книги Raffaella Serena «Embroideries and Patterns from 19-th century Vienna"


Ил. 8b «Амур на колеснице, запряженной козлами». Вышивка декоративная. Конец 18 в. Из книги Моисеенко Е. Русская вышивка XVII - начала XX века. Из собрания Государственного Эрмитажа

Вышивки первой четверти XIX в., не уступая по мастерству более ранним, значительно отличаются от них по сюжетам. В большинстве своем это букеты, венки и гирлянды из цветов - роз, лилий, анютиных глазок и незабудок. На втором месте стоят пейзажи, обычно выполненные крестом или полукрестом. Часто встречаются изображения собаки как символа дружбы и верности, сцены охоты и катания в санях{ил. 9}.


Ил. 9 Бумажник. ГЭ. 1820-е. Из книги Моисеенко Е. Русская вышивка XVII - начала XX века. Из собрания Государственного Эрмитажа


Ил. 9а. Декоративные вышивки. 1822. ГЭ. Из книги Моисеенко Е. Русская вышивка XVII - начала XX века. Из собрания Государственного Эрмитажа


Ил. 9b «Тройка зимой». Вышивка мелким бисером по холсту. 19 в. 8х14 см. Из статьи Е.С.Юровой «Сани, запряженные парой лошадей» (журнал «Антиквариат и предметы коллекционирования» № 12 (43) 2006 г.


Ил. 9c Вышивка мелким бисером по холсту. 20-е-30-е гг. 19 в. 8,5х14,3 см. Из собрания В.Г.Кассиной. Из статьи Е.С.Юровой «Сани, запряженные парой лошадей» (журнал «Антиквариат и предметы коллекционирования» № 12 (43) 2006 г.


Ил. 9d Вышивка мелким бисером по бумажной канве. 40-е-50-е гг. 19 в. 8,5х14,3 см. Из частного собрания. Из статьи Е.С.Юровой «Сани, запряженные парой лошадей» (журнал «Антиквариат и предметы коллекционирования» № 12 (43) 2006 г.


Ил. 9e Картина. ГЭ. 1-ая треть 19 в. 10,7х16,7. Шитье круглым и граненым бисером по холсту . Из книги Е.Моисеенко, В. Фалеева «Бисер и стеклярус в России».

В нашей коллекции хранятся также образцы для вышивки крестом, бисером или тамбуром. Это небольшие, раскрашенные от руки листки, самые ранние из них относятся к началу XIX в. Основная часть происходит, судя по надписям, из собрания некоей Евгении Сосниной {ил. 10}.


Ил. 10 Рисунки для вышивки. ГЭ. 1-ая половина 19 в. L. Wittien, Berlin . Из книги Е.Моисеенко, В. Фалеева «Бисер и стеклярус в России».

Большинство образцовых картинок издано в Берлине Л. В. Виттихом (L.W. Wittich), Симоном Шроппом (Simon Schropp & Соmp), А. Николаи (A. Nicolai), Т. Девриеном (Т. Р. Devrient) и Баттиста Вайсом (baptista Weiss) или в Вене А. Патерно (Ant.Paterno) и Г. Мюллером (H. F. Muller). По образцам выполнялись и вышивки бисером. Интересно отметить, что экспонировавшаяся на выставке бисера, а также приведенная в каталоге Е. Ю. Моисеенко «Бисер и стеклярус в России» вышивка, изображающая украинский пейзаж, с подписью: Вышивала Елзавета: И. Денгина 1830: го: сен: ЗО.дня {ил. 11}. [5, № 50] имеет более ранний аналог - вышивку крестом, с подписью внизу: Вышивала А: Меньшуткина. 1819 (инв.№ЭРТ-17559).


Ил. 11 Картина «Украинский пейзаж». 1830. Работа Е.И.Денгиной. ГЭ. 30х41. Шитье мелким круглым бисером по холсту. Из книги Е.Моисеенко, В. Фалеева «Бисер и стеклярус в России».

В коллекции ОИРК имеется несколько вариантов, выполненных по одному и тому же образцу. Например, рисунку, изображающему пастуха со стадом {ил. 12}. (инв. № ЭРТ-ШВ-1217), соответствуют работы на трех бумажниках (инв. № ЭРТ-8810, ЭРТ-5292 и ЭРТ-16121) - последний вышит бисером {ил. 13}.




Ил. 12,13 Из книги Е.Моисеенко, В. Фалеева «Бисер и стеклярус в России».

Однако самые ранние предметы из коллекции исполнены, очевидно, по собственным оригинальным эскизам вышивальщиц. Такова, например, довольно примитивная по рисунку вышивка шелковыми и золочеными нитями в технике глади по шелку, наклеенному на бумагу (инв. № ЭРТ-5644). Она украшала одну из сторон бумажника. В центре большая роза, в которой сидит женщина в голубом платье, по обеим сторонам от цветка цифры, составляющие дату 1750. С обеих сторон вышивки - деревья, в которых можно угадать дубы с желудями, выполненными золоченой нитью. Это наиболее ранняя датированная миниатюрная вышивка из коллекции ОИРК. Еще одна подобного рода вышивка-заготовка (инв. № ЭРТ-14601) представляет собой выполненную разноцветными шелками и золоченой нитью гладью и узелками пастораль (ил. 1). На фоне «пейзажа» изображены фронтально стоящие пастушок и пастушка с собачкой, держащие в руках посохи с голубями лентами. При этом их лица и руки не вышиты, а нарисованы на шелке акварелью. Этот «примитив» также можно датировать серединой XVIII в.

Ил.1. Вышивка гладью «Пастух и пастушка». Сепредина 18 в. ГЭ

Трудно с точностью датировать вышивки второй половины XVIII в., однако большинство из них относится к 1780-1790-м гг. Некоторые сюжеты на них повторяют изображения, встречающиеся на фарфоре того времени, в частности многочисленные сцены охоты. Образец вещей такого рода - бумажник, обе стороны которого украшены вышивкой в техниках глади, тамбура и узелков, с изображением скачущего охотника с собакой (инв. № ЭРТ-8960). Изяществом работы отличается маленькая подушечка с вышитым на ней гладью шелковыми нитями сельским пейзажем. Она дати-рована и имеет подпись с обратной стороны: Parascovie Passinkoff {ил. 14}. (инв. № ЭРТ-8882).


Ил. 14 Подушка под книги. ГЭ. Из книги Моисеенко Е. Русская вышивка XVII - начала XX века. Из собрания Государственного Эрмитажа.

Мода на силуэты также нашла отражение в рукоделиях - на футляре для часов 1780-х гг., с вышитой под крышкой надписью Des Souvenirs, Le plus sher, черным шелком гладью и тамбуром изображен погрудный силуэт мужчины в профиль (инв. № ЭРТ-9001). Бумажник (инв. № ЭРТ-17557) демонстрирует своеобразный технический прием (ил. 2). На его внешних сторонах - пейзаж с домиками и деревьями на берегу озера, а на внутренних - храм-беседка и деревенский домик. Мастерица с помощью одной только вышивки крестом и полукрестом, выполняемой различного размера стежками в разных направлениях, создала иллюзию применения нескольких техник. Бумажник любопытен еще и тем, что на клапанах, закрывающих внутренние отделения, вышиты цифры, поясняющие, какие именно деньги следует здесь хранить: 25 50 Р 100 с одной стороны и 5 Р10 - с другой.


Ил.2. Бумажник с отделениями для денег ГЭ

Судя по сюжетам с двумя голубками и пылающими сердцами на алтарях любви, бумажники дарились также в качестве свадебного сувенира {ил. 15} . Интересный образец такого рода представляет собой бумажник (инв. № ЭРТ-8878) с вышивкой золоченой нитью, блестками и шелком, с использованием разноцветной фольги, с изображением двух пылающих сердец на внешних сторонах. Внутри с одной стороны вышит вензель АНБ под княжеской короной и надпись: соединяя вашъ духъ единственно сердцами процветайте вы имена сплетенныя вензлами, а на другой - тот же вензель под венком, который несут два голубя, и надпись: 1796 году марта 30 сей денъ благословены господом навека соединены.


Ил. 15 Мужские шелковые бумажники, вышитые гладью в стиле Людовика XVI. Франция и Россия. Последняя треть 18 в. Пара голубков означала помолвку, сердца и колчаны со стрелами амура (на бумажнике 2 русской работы)- любовь и глубину чувств. Начиная с 17 в. в бумажниках хранили любовную корреспонденцию и важные документы, а с появлением первых бумажных ассигнаций во Франции после революции 1789 г. - и бумажные деньги. Из книги А.Васильева «Европейская мода».

Зачастую образцами для вышивок служили гравюры с произведений известных в конце XVIII в. художников. В коллекции ОИРК хранятся две вышивки (инв. № ЭРТ-9299 и ЭРТ-9300), выполненные разноцветным шелком в технике теневой глади. Как мне удалось выяснить, оригиналами для них послужили гравюры с картин английского художника Джона Рассела «Девочка и голуби» (1781) и «Любимый кролик» {ил. 16} [5, р. 183-189, N 208-К]. Такие гравюры находятся, например, в гравюрной галерее Останкинского дворца.


Ил. 16 Джон Рассел. «Любимый кролик»

В связи с чрезвычайной популярностью гравюры и портрета, особенно в конце XVIII в. входит в моду имитация гравированных изображений вышивкой. Подобная техника достигает высокого уровня в вышивке (инв. № ЭРТ-14053), изображающей профильный портрет Цицерона (ил. 3), сделанной тончайшим шелком и волосом по газу. Внизу надпись Сiсего, а прямо под вышивкой - инициалы мастерицы: С.F. 1806


Ил.3. Цицерон. Вышивка волосом и шелком. 1806. ГЭ

В конце XVIII - начале XIX в. имитация гравюры в вышивке, и, в частности, с употреблением для этой цели человеческих волос различных оттенков в качестве материала, была чрезвычайно популярна. Это связано с характерной для эпохи сентиментализма модой на сувениры в виде локонов любимых, которые носили в медальонах и кольцах или сплетали из них браслеты и памятные венки. В «Воспоминаниях о былом» Е. А. Сабанеевой содержится трогательная история любви ее деда и бабушки с отцовской стороны, поженившихся без благословения отца жениха, который в гневе «прогнал сына и невестку с глаз долой и повелел молодым занять избу на скотном дворе» [7, с. 369]. К несчастью, молодой супруг, возвращаясь в полк для дальнейшей службы, умер в дороге от тифа, а его жена скончалась от тоски вскоре после рождения их первенца. Последний до самой смерти бережно хранил небольшой пакет, содержимое которого однажды показал своей дочери со словами: «...Вот работа моей матушки - единственное, оставшееся мне о ней воспоминание". Работа эта была такая изящная и художественная, что после я никогда в жизни не встречала ничего подобного. То бьл кисет для табаку из белого атласа, по сторонам которого были вышиты волосами в тень два наивных ландшафта: один представлял хижину в лесу, ручей, мостик, другой - аллею сада. На полянке - мавзолей в виде колонны. Перспективность ландшафта доказывала в исполнительнице работы знакомство с живописью, вообще эта работа была тонкая, требующая большого терпения и искусства» [7, с. 368]. Несомненно, что для этой вышивки были использованы волосы обоих супругов. Необходимо отметить, что маленький шедевр был создан шестнадцатилетней женщиной. Среди вышитых волосом предметов из нашего собрания несколько бумажников выделяются тонкостью и изяществом работы. На первом (инв. № ЭРТ-8874) с одной стороны волосом вышит трофей, состоящий из шлема, штандарта, знамени, барабана, фасций и алебарды в окружении цветочных веток, а с другой -| артиллерийское орудие, пороховая бочка и ядра{ил. 17}.


Ил. 17 Бумажник. ГЭ. 1810. Вышивка волосом.

На втором бумажнике (инв. № ЭРТ-8875) вышиты два медальона: с одной стороны - женщина с ребенком в античной; одежде, а с другой - опирающийся на лиру Аполлон и Амур с пылающим факелом; обе стороны бумажника обрамлены тонко выполненной волосом цветочной гирляндой. На третьем бумажнике (инв. № ЭРТ-8876) на одной из сторон изображена женщина, торгующая амурами - античный сюжет, чрезвычайно модный на рубеже ХVIII-ХIХ вв. {ил. 18}, а на другой - пейзаж с постройками итальянского типа на заднем плане (ил. 4).


Ил. 18. Бумажник. Вышивка волосом. Из книги Е.С.Юровой «Эпоха бисера в России».


Ил.4. Бумажник, вышитый волосом. 1810-е гг.. ГЭ

Увлечение миниатюрной вышивкой продолжалось в России и в первой четверти XIX в. Лучшие произведения, выполненные в технике полукрест шелковыми нитями, лишь вблизи можно отличить от рисунка или тканья. Именно таковы перечисленные ниже экспонаты. Поражает тонкостью работы вышивка на бумаге, изображающая урну под плакучей ивой на фоне пейзажа, и помещенная в черную рамку (ил. 5).


Ил.5. Вышивка на бумаге, выполненная кн. А.С.Дашковой. 1807. ГЭ

Она выполнена стежками менее 1 мм. Внизу надпись: Princesse de Daschkaw. 1807 (инв. № ЭРТ-9274). По всей вероятности, «Princesse de Daschkaw» - не кто иная, как вдова последнего представителя рода Дашковых, князя Павла Михайловича, Анна Семеновна (урожд. Алферова). Кроме бумажников в собрании ОИРК хранится забавная вещица, - чехол для зубочистки (инв. № ЭРТ-8887 а, б). Он выполнен в виде крошечного конвертика, из шелка с вышивкой полукрестом голубыми и коричневыми шелковыми нитями. На наружной стороне надпись Gardez ne perdez pas (храни, не потеряй), а на оборотной - Daignez recevoir ce petit gage (соблаговоли принять этот маленький залог), на верхнем клапане дата: 1809. Внутрь вложена зубочистка из заточенного гусиного пера. Прекрасным образцом миниатюрной вышивки представляется бумажник с видом Тобольска {ил. 19} (инв. № ЭРТ-5278) [5, № 155].


Ил. 19. Бумажник. Конец 18-начало 19 вв. ГЭ. Из книги Моисеенко Е. Русская вышивка XVII - начала XX века. Из собрания Государственного Эрмитажа.

На его клапане внутри сделана полустертая надпись карандашом: Подарено ноября 9 го 1828 го Татиянъ. Если бы не эта подпись, предмет мот бы датироваться гораздо более ранним периодом, поскольку его обратная сторона словно иллюстрирует воспоминания Болотова о первых русских пейзажных парках с неизменным островом посередине озера и воздвигнутой на нем урной{ил. 20}.


Ил. 20a Андрей и Павел Болотовы. Сцена, представляющаяся зрению от павилиона смотря вниз под гору (вид от дворца в Богородицке.). 1786


Ил. 20b Образец вышивки. Textilmuseum, St Gallen. Из книги Raffaella Serena «Embroideries and Patterns from 19-th century Vienna”

Возможно, что оригиналами для этих изображений послужили гравюры, изданные в местной типографии. Известно, что в конце XVIII в. Тобольск был не только столицей Сибирского наместничества, но и крупным культурным центром Сибири. Первой продукцией местной типографии стала книга «Училище любви», переведенная с французского П. П. Сумароковым. С1789 г. в Тобольске выходил первый в Сибири журнал «Иртыш, превращающийся в Ипокрену» {ил. 21}.


Ил. 21 Журнал «Иртыш, превращающийся в Ипокрену»

Эти издания наглядно характеризуют круг чтения сибирских барышень и объясняют появление сентиментального пейзажа на бумажнике. Возможно, и сам бумажник послужил подарком, призванным напоминать владельцу о времени, проведенном в Тобольске. Рукоделиям начинали обучать довольно рано, поскольку уже к 14-16 годам, как следует из мемуарной литературы, девушки становились прекрасными мастерицами. Умные и заботливые матери старались научтъ своих дочерей всем видам работ. Вот что написано об этом в «Руководстве к физическому и нравственному воспитанию Женского пола» Эразма Дарвина, изданном в переводе доктора медицины Ивана Зацепина в 1825 г.: «Вышивание есть не что иное, как рисование иглою. Т. к. знатные женщины имеют много свободного времени, то очень благоразумно делают родители, что заранее учат их разным полезным и приятным искусствам. Ибо занятие сими искусствами украсит уединение женщины, и она, находя удовольствие в самой себе, не будет искать их в многолюдных обществах, от чего ея счастий не будет зависеть от произвола других» [6, с. 60]. Показательным примером широкого распространения рукоделий в дворянской среде может служить семья известного русского скульптора графа Ф. П. Толстого. О самом Федоре Толстом его дочь, Е. Ф. Юнге писала, что в детстве, «приютившись у ног матери, он вышивал с нею шелками, а вечером около нее же рисовал карандашом» [1, с. 83]. Но все же, как правило, умение и любовь к вышивке передавались от матери к дочери. Все женщины семьи Толстых, начиная еще с матери Федора Петровича, Елизаветы Егоровны, и кончая его дочерьми, были большими рукодельницами. Обе внучки - Мария и Екатерина, со слов отца, писали о ней в своих воспоминаниях: «И если бабушка (Елизавета Егоровна. - Ю.П.) не умела рисовать кистью, то она производила иголкой и шелком по полотну «a petits points» такие пейзажи и цветы, что им дивиться надо» [3, с. 20]. «Она была вечно занята, и все спорилось в ее волшебных руках: она плела шляпы, составляла картинки из раскрашенных ею соломинок, вышивала шелками на тонком батисте прелестные пейзажи, как бы рисованные акварелью» [1, с. 80]. Не уступали матери и ее дочери, сестры Ф. П. Толстого, Вера Петровна, которая «рукодельница была удивительная: не было работы, которой она не делала бы превосходно» [3, с. 46], и Надежда Петровна. Первая жена Ф. П. Толстого, Анна Федоровна, также была «великая рукодельница и даже немножко художница: она рисовала пером с гравюр так хорошо, что ее рисунки и теперь даже многие принимают за гравюру» [3, с. 26]. Конечно, описанные нами вышивки из коллекции ОИРК, возможно, и не представляют собой произведений искусства, но это те самые «милые свидетели старины», без изучения которых наши знания о материальной культуре прошлого были бы неполными и односторонними. Глядя на склоненные над пяльцами женские головки, запечатленные карандашом или кистью русских художников, мы воочию можем представить себе то, над чем трудились их искусные руки и вспомнить слова князя И. М. Долгорукого, относящиеся ко многим и многим его современницам: «Жена во всем противного была со мною свойства; она любила жизнь тихую, уединенную, и предпочитала ее всем великолепным пиршествам; для нее тягостно было беспрестанно выежжать, поминутно жить в разсеянии. Любя заниматься книгами, пером, рукодельем и музыкой, она умела находить все свои отрады в самой себе. Для нее приятнее был маленькой круг известных людей и беседа откровенной приязни, нежели кучи гостей и принужденный этикет общежития» [2, с. 47].
1. Воспоминания Е. Ф. Юнге, урожденной графини Толстой. М., б. г.
2. Записки князя И. М. Долгорукова // Русский библиофил, 1913. № 5.
3. Каменская М. Воспоминания. М., 1991.
4. Моисеенко Е. Русская вышивка XVII - начала XX века. Из собрания Государственного Эрмитажа. Л., 1978.
5. Моисеенко Е., Фалеева В. Бисер и стеклярус в России XVIII - начала XX века. Л., 1990.
6. Руководство к физическому и нравственному воспитанию Женского пола по Е. Дарвину, обработанное и дополненное К. В. Гуфеландом. М., 1825.
7. Сабанеева Е. А. Воспоминания о былом // История жизни благородной женщины. М., 1996.
8. Portraits of Children of the Russell Family by John Russell// The Connoisseur. 1918. Vol. LII."
 

статья, XVIII в., Эрмитаж, миниатюрные вышивки, XIX в.

Previous post Next post
Up