Два года назад я заинтересовалась поиском двух русских вышивок, упомянутых, но не приведенных в книге Е.С. Юровой «Эпоха бисера в России» с изображением драматического эпизода из жизни прославленного генерала И.Н. Скобелева (1782-1849): генералу ампутируют раздробленную ядром левую руку прямо на поле боя под Минском в 1831 г. в то время как генерал, сидя на барабане, диктует своим адъютантам приказ [1]. Забегая вперед скажу, что исследователь вышивок, Д.Д. Солодовников, выяснил, как на самом деле обстояли дела в битве под Минском 14 апреля 1831 г.: «В
«Молве» 1831 г. в N 39 , в статье «Твердость русского генерала» говорится, что приказ продиктован И.Н. Скобелевым четыре часа спустя после операции, а не тогда, когда ее делали, а в воспоминаниях А.Л. Зеланда о польском восстании и о войне 1830-1831 гг. говорится, что руку Скобелеву отнимали в корчме» [2].
Обнаружить изображения вышивок мне долгое время не удавалось. Было известно лишь их местонахождение: одна хранится в собрании Государственного Эрмитажа, вторая - в коллекции Рязанского историко-архитектурного музея-заповедника. Другие вышивки, иллюстрирующие это событие, в настоящее время не известны. И это не удивительно, если учесть своеобразие сюжета. Кем же они выполнены?
.
В "Эпохе бисера..." Елена Сергеевна ссылается на исследование 1928 г. Д.Д. Солодовникова (1872-1944), сотрудника Рязанского музея, в котором рассказывается об обеих вышивках [2]. Благодаря дружескому участию
rijka мне удалось ознакомиться с этим ислледованием - экземпляр был обнаружен
rijka в Ленинской библиотеке (дорогая,
rijka, я тебя искренне благодарю).
Оказалось, что Солодовников не просто описал обе вышивки, но привел фотографию рязанского экземпляра (ил. 1), указал на литографию - вероятный графический прототип обеих вышивок, сослался на статью 1912 г., в которой было приведено изображение эрмитажной вышивки, и упомянул картину художника Коцебу А.Е. "Генерал Скобелев в бою", репродукцию которой я не могла обнаружить ни в одном источнике. Литография - образец в исследовании Солодовникова также не приводилась.
Ил 1.
Так я столкнулась со сплошными перекрестными ссылками и отсутствием части искомых изображений. Все это интриговало и заставляло провести собственное исследование.
Для начала мне удалось найти цветную фотографию рязанской вышивки: Рязанский музей. Вышивка. Шерсть, бисер, канитель. Кон. 40-х - нач. 50-х гг. XIX в. 188 × 108 см (ил. 2). Вышито швом полукрест. Скорее всего, это утверждение требует уточнения (например, меховая опушка на голубой бекеше адъютанта кажется вышитой плюшевым стежком), но сделать это заочно, не видя оригинала, весьма затруднительно.
Ил. 2 . Изображение взято
тут.
“Картина эта вывезена из имения Скобелевых Спасско-Заборовские Гаи в Ряжском у. Рязанской губ., разгромленного в 1917 г. - пишет Солодовников. - По рассказам местных жителей, она вышита дочерью И.Н. Скобелева... Верой Ивановной, которая была замужем за флигель-адъютантом полковником Константином Федоровичем Опочининым...". Датой создания вышивки Солодовников считает конец 40-х - начало 50-х гг. XIX столетия, "потому что именно в это время В.И. Скобелева, родившаяся после 1827 г., выросла настолько, что способна была исполнить такую сложную вышивку" [2].
В качестве еще одного аргумента Солодовников приводит дату выхода в свет книги "Переписка и рассказы русского инвалида. Сочинения генерала от инфантерии И.Н. Скобелева", изданной А.Ф. Фариковым - 1841 г. Книга иллюстрирована Р.К. Жуковским. На одной из литографированных иллюстраций - сцена ампутации руки генерала и та же подпись, что и на вышивке, однако, как мы можем убедиться, ни позы, ни количество героев, ни детали дальнего плана вышивки и литографии не совпадают (ил. 3).
Ил 3.
Солодовников ошибся. Искомая литография действительно опубликована в "Переписке и рассказах русского инвалида" издательства А.Ф. Фарикова, но в том, что вышло с иллюстрациями С.А. Антонова (ил. 4).
Ил. 4 Источник изображения:
https://goskatalog.ru/portal/#/collections?id=9412800 Как видим, совпадает и количество главных героев, и их позы, и мелкие детали. Разнится только дальний план, который на вышивке более детализирован (ил. 5).
Ил. 5
О художнике Антонове С.А. известно мало, но использование его рисунков в одном из изданий книги рассказов генерала И.Н. Скобелева отмечается отдельно [4].
В 1840-х гг. и позже вышивку шерстью и бисером выполняли в основном по готовым шаблонам, издававшимся в Западной Европе (Берлине, Нюрнберге, Дрездене, Вене, Париже…). Это была тиражная продукция и тиражи составляли сотни экземпляров. В особых случаях европейские издательства разрабатывали рисунки для вышивания по индивидуальным заказам. Не известно, обращалась ли Вера Ивановна в одно из специализированных издательств, но известно, что она прекрасно рисовала. Некоторые из ее рисунков сохранились и, судя по ним, а также по несколько упрощенной трактовке вышитых персонажей и сцен, она вполне могла самостоятельно преобразовать иллюстрацию из книги отца в рисунок для вышивания, дополнив и изменив его по собственному разумению.
Эрмитажную вышивку удалось обнаружить в Государственном каталоге музейного фонда: ГЭ. Вышитая картина. Нити шерстяные, бисер. 112х118 см (ил. 6). Увы, данные о дате и источнике поступления в фонды ГЭ в Госкаталоге отсутствуют.
Ил. 6 Источник фото:
https://goskatalog.ru/portal/#/collections?id=28086977 Как видно, эта вышивка значительно меньше рязанской по длине, т.е. имеет другие пропорции, и отличается по колористическому решению. Она обрамлена красной каймой по периметру, имеет другую вышитую надпись, на ней менее детализированы правые и левые края и, самое главное, она отличается от рязанской изображением центральной сцены: мы видим врача, готовящего бинты, опустившегося на одно колено перед хирургическим ящиком, в то время как на рязанской вышивке в этом месте изображен один из адъютантов генерала Скобелева в синей бекеше, утирающий глаза платком; два адъютанта слева от генерала изображены в треуголках, в то время как на рязанской вышивке они изображены с непокрытыми головами и в других позах и т.д. (ил 7). На эти различия указывает и Солодовников. Интересно, что судя по детальному описанию, включая цветовые нюансы, Солодовников видел обе вышивки воочию.
Ил. 7
Эрмитаж датирует свою вышивку 1830-ми гг. На мой взгляд, это в корне неверно. Вышитая дата "1831" говорит лишь о дате запечатленного события, а не о дате создания. По моему мнению, эрмитажная вышивка моложе рязанской и может быть датирована примерно 1860-ми гг. На это указывает красный фон, характеризующий вышивку шерстью периода 1850-1870-е гг., и меньшее разнообразие вышивальных швов и приемов, что также характерно 2-й пол. XIX в.
Несмотря на то что обе вышитые картины имеют много общего, очевидно, что эрмитажная была сделана с другого образца, найти который пока не удалось. Упомянутая Солодовниковым картина художника Коцебу А.Е. "Генерал Скобелев в бою" из собрания того же Рязанского музея, на первый взгляд, вполне могла быть искомым образцом. Долгие поиски репродукции этой картины наконец увенчались успехом: Рязанский музей недавно разместил ее изображение в Государственном каталоге музейного фонда (ил. 8)
Ил. 8 Рязанский музей. Коцебу А.Е. "Генерал Скобелев в бою". Серед. XIX в. Холст, масло, 164х253 см. Источник фото:
https://goskatalog.ru/portal/#/collections?id=7737832 Даже по этому "слепому" фото видно, что картина имеет другой сюжет - не ампутация руки генерала, а его выступление перед войсками. Картина Коцебу не могла служить образцом для эрмитажной вышивки. Поиск придется продолжить, хотя нельзя исключать и того, что автор эрмитажной вышивки скопировал более раннюю рязанскую картину, упростив ее, уменьшив и изменив некоторые детали.
Со слов Солодовникова, эрмитажная вышивка была упомянута Н. Макаренко в статье о собрании князей Кочубей, опубликованной в журнале "Старые годы" за янв. 1912 г. [3]. К счастью, нужный номер журнала оцифрован и опубликован. Вышивке в статье посвящен всего лишь один абзац, но приведено ее черно-белое фото (ил. 9):
"Весьма любопытна шитая шерстью и бисером картина русского происхождения, грубоватая по рисунку, но очень занятная по краскам и весьма интересная по своей исторической теме. Здесь изображена сцена из польского похода и оказание помощи раненому И.Н. Скобелеву. Под Минском храброму генералу, деду "Белого генерала", неприятельское ядро раздробило левую руку. Скобелев сидел на барабане, пока ему ее ампутировали, и диктовал свой приказ: "для меча и штыка к защите прав батюшки Царя и славы святого отечества, среди храбрых товарищей, и трех по милости Божией оставшихся у меня пальцев [7] с избытком достаточно". Этот момент и изображен на картине" [8].
Ил. 9
Н. Макаренко описал художественное собрание, размещенное в одном из знаменитых петербургских особняков - в особняке Румянцева (Английская набережная 44). Этим домом с 1882 г. владел Светлейший князь Евгений Максимилиановович Романовский, 5-й герцог Лейхтенбергский (1841-1901) и его жена Зинаида Дмитриевна Скобелева (1856-1899), графиня Богарне, внучка Ивана Никитича Скобелева [9]. Именно ей, по сведениям Солодовникова, и принадлежала вышивка, ныне хранящаяся в Эрмитаже. Принадлежность этой вышивки семье Скобелевых, Зинаиде Дмитриевне, - единственный факт, сообщаемый Солодовниковым о ее происхождении. Но кем же она выполнена?
Зинаида Дмитриевна, родившаяся в 1856 г., не могла вышить эту картину, если принять в расчет датировку «1860-е». Однако тот факт, что вышивка находилась в Петербурге в доме, которым до князя Л.М. Кочубей владел князь Е.М. Лейхтенбергский, может указывать на потенциального автора. Как ни удивительно, князь Е.М. Лейхтенбергский был первым браком женат на другой внучке генерала И.Н. Скобелева - Дарье Константиновне Опочининой (1844-1870), дочери той самой Веры Ивановны Скобелевой (в замужестве Опочининой), автора рязанской вышивки. В 1860 Дарье Константиновне исполнилось 16 лет и она вполне могла повторить вышивку своей матери по сохранившемуся или сделанному заново рисунку, уменьшив и изменив его. На мой взгляд, такая версия является самой правдоподобной. Отчасти с ней согласен и Д.Д. Солодовников: "...Где же, кроме семьи Скобелева, могли во славу его произвести такую трудную кропотливую работу...", - так заканчивается его исследование, заставившее меня найти ответы на оставшиеся вопросы.
Примечания:
1. Е.С. Юрова Эпоха бисера в России, М., Интербукбизнес, 2003, с. 104-105.
2. Солодовников Д.Д. К материалам о русском шитье XIX в. Рязань, 1928.
3. Н. Макаренко Собрание князей Л.М. и Е.Л. Кочубей, Старые годы, 1912.
5. Антонов Сергей А. - Живописец. Родом из петербургских мещан. Вольнослушатель ИАХ; с 1836 занимался под руководством П.В. Басина. В 1842 уволен из мещанского сословия и удостоен звания свободного художника за картину «Русская девушка, ощипывающая цветок». Впоследствии выполнял рисунки для различных изданий: «Переписка и рассказы русского инвалида» (1844), «Паж» (1845) и другие. Источник:
https://rusmuseumvrm.ru/reference/classifier/author/antonov_sa/index.php6. Солодовников указывает другие размеры: 1.06 х 1.02 м. Вероятно, это размер самого изображения.
7. В битве при Кирке Коуртане в Шведскую войну 30 октября 1808 г. Скобелеву оторвало два пальца правой руки и раздробило третий. Кроме того, генерал был сильно контужен в грудь.
8.
http://books.e-heritage.ru/book/100926399. Позднее в этом доме жила дочь Евгения Максимилиановича от первого брака Дарья Евгеньевна (1870-1937), вышедшая замуж за князя Льва Михайловича Кочубея (1862-1927). Кочубеи владели домом до 1916 года.