Еще несколько слов о вышивках из коллекции фонда А.А.Васильева, которые демонстрируются на выставке в музее Тропинина (открыта для посещений до 17.01.2021).
1. Девочка, играющая со щенками
Вышивка с изображением девочки, играющей со щенками, повторяет гравюры и литографии 1840-х гг. с рисунка английского художника, рисовальщика и литографа Уильяма Драммонда (работал в период 1832-1850). Гравюры с этим сюжетом часто публиковались в литературных журналах в качестве иллюстраций к рассказам и стихотворениям.
2. Турок, курящий трубку
Вышивка с изображением турка, сидящего на подушках в интерьере комнаты на фоне открытого окна, курящего трубку, отражает массовое увлечение Турцией и Востоком, захватившее Европу в конце XVIII в. и вошедшее в историю искусства под названием «стиль туркьери» или «туретчина». Вышивка выполнена по картине бельгийского художника исторического жанра Анри Декена (1799-1852) «Турок, курящий трубку», ныне хранящейся в коллекции картинной галереи Шербурга, Франция - я писала о прототипе в статье о коллекции Рыбинского музея.
Одна из версий рисунков для вышивания этого сюжета была издана в Берлине в издательстве Т.Ф. Девриента (T.P. Devrient)
3. Мадонна с младенцем Христом и Иоанном Крестителем. «Прекрасная садовница»
Автора бисерной вышивки, несомненно, вдохновила картина Рафаэля Санти «Прекрасная садовница» (La Belle Jardinière), ок. 1507, находящаяся в коллекции Лувра.
Вышивка во многом отличается от оригинала, как композиционно (пирамидальная композиция изменена на прямоугольую), так и во многих деталях. Однако в вышивке сохранены позы и расположение фигур Мадонны, младенца Христа и Иоанна Крестителя, богородичные цвета платья Мадонны (красный и синий), пейзаж с озером слева и городом справа и даже фиалки, символизирующие смирение девы Марии, в правом нижнем углу. В верхнем правом углу вышивальщица изобразила бабочку, вероятно, как символ души, бессмертия и воскресения, и добавила декоративную рамку из виноградных листьев и бутонов роз (?), также являющихся христианскими символами.
4. Разбойник
Вышивка с изображением мужчины, сидящего на земле со скрещенными ногами, положившего рядом с собой ружье, повторяет картину художника дюссельдорфской школы живописи Фердинанда Теодора Хильдебрандта (1804-1874) «Разбойник», 1829 г. Оригинал картины находится в Старой Национальной галерее Берлина.
Благородных разбойников, корсаров, контрабандистов, грабителей и их жертв можно часто встретить в вышивке шерстью первой половины XIX в., как отражение увлечения литературой романтизма. Кроме того, с конца XVIII в. в Европе получил широкое распространение «разбойничий роман», начало развитию которому положила драма Шиллера «Разбойники» (1780). Герои произведений Гауфа, Клейста, Эжена Сю, В. Скотта, Дюма… были необыкновенно популярны и у вышивальщиц.
5. Подтяжки со сценами из романа Бернардена де Сен-Пьера «Поль и Виржини»
Вышитые гладью подтяжки со сценами из романа французского писателя, инженера и путешественника Бернардена де Сен-Пьера (1737-1814) «Поль и Виржини». С даты первой публикации (1788) роман множество раз переиздавался, был переведен на все европейские языки, в том числе и русский (первый перевод А.П. Подшиваловой был впервые опубликован в 1793 в журнале «Чтение для вкуса, разума и чувствований»).
Роман был необыкновенно популярен в конце XVIII и в течение всего XIX в. Его упоминание можно обнаружить в большом количестве литературных произведений. Сцены из романа многократно повторялись в живописи, скульптуре, декоративно-прикладном искусстве XIX в.
Сцена из романа: собака Фидель обнаруживает заблудившихся в лесу Поля и Виржини.
Любопытно, что в коллекции Музея изящных искусств, Бостон, США хранятся - аналогичные подтяжки, отличающиеся небольшими деталями и формой . Это говорит о возможном существовании мастерской, в которой изготавливались подобные предметы в течение определенного периода, или о наличии печатного рисунка для вышивания, которым пользовались обе вышивальщицы.
Источник фото:
https://collections.mfa.org/objects/121196/suspender-one-of-a-pair?ctx=1464b522-78ed-448f-a278-5c4ef1a47054&idx=0 Подтяжки считались интимным предметом мужского гардероба. Они были надежно спрятаны от чужих глаз под жилетами и сюртуками. Искусствовед, историк и теоретик моды М.Н. Мерцалова называет подтяжки «любимым секретным подарком влюбленных». Именно этим и обусловлен выбор вышивальщицей сцен из сентиментально-идиллического романа о нравственной чистоте и печальной истории любви двух героев.