Бисерный предмет из имения Абрама Ганнибала

Jun 02, 2020 01:58

Сегодня прочитала статью об одном бисерном предмете из коллекции музея-усадьбы «Суйда», который в музее называют «бумажником Вениамина Петровича Ганнибала - внука Абрама Петровича Ганнибала и двоюродного дяди А.С. Пушкина». Читать тут: https://vk.com/@suyda_museum-rubrika-sovershenstvo-v-detalyah-dar-serdca-bumazhnik-veniam


Размеры, указанные музеем: 12,8 х 10,2; толщ. 1 см. Источник: https://m.vk.com/photo-24010971_457240273?list=album-24010971_272254714#comments

Хочу сказать о двух принципиальных моментах:
1. Это не бумажник и тем более не портфель, а записная книжка.
2. Техника изготовления - не вышивка в прикреп, а счетная вышивка бисером.
Расскажу подробнее (разберемся, что в XIX в. называли «бумажниками», а что «записными книжками)»:

Вторая сторона:


Изображение взято из статьи.

Такие предметы - небольшие вышитые обложки с пришитыми изнутри кармашками, с петлями, в которые вставлялись маленькие карандаши, и вложенными внутрь блокнотиками - в XIX в. назывались так:
во Франции - carnet;
в Англии - notebook;
в Германии - Notizbuch
и, наконец, в России - записные книжки, карне или карнэ (карне де баль - бальные книжки и агенды - маленькие дневники были их вариантом).

Внутренние кармашки, конечно, использовали для записок, визитных карточек и пр. «бумаги», но «бумажниками» такие предметы не называли.


Внутренние кармашки. Изображение из статьи.

Бумажники в XVIII - пер. пол. XIX в. служили, прежде всего, для хранения «бумаги», а не монет - это в статье отмечено правильно, но автор ошибочно считает, что они имели такой же вид, как и записные книжки. Бумажники имели свою «конструкцию», были больше записных книжек, которые иногда вкладывались в бумажники. Под «бумагой», кстати, понимались ассигнации (бумажные деньги), письма, счета, документы... Отвлекусь и скажу, что для хранения монет использовали кошельки или портмоне (от фр. «porte” - «несу» и «monnaie” - «монеты»). Только в XX в. понятия «бумажник» и «портмоне» стали синонимами. В XVIII и XIX в. синонимом бумажника был портфель - от фр. «porte” - «нeсу» и «feuille” - «лист бумаги». То, что в России называли бумажниками,
во Франции называли portefeuille;
в Англии - pocket book или letter case;
в Германии - Brieftasche.

Как видим, и в русском и в 3-х европейских языках для бумажников и записных книжек использовались разные термины, хорошо отражающие их точное предназначение, однако, в современных исследованиях (описаниях предметов) терминологическая путаница встречается очень часто.

Посмотрим на некоторые типы бумажников XVIII-XIX в. на примере коллекции ГИМ:

Первый тип: конверт из ткани с вышивкой, «закрывавшийся» пришитой к клапану лентой, которая просто несколько раз обматывалась вокруг (застежкой также могла служить петля и пуговица).


1820-е. 14,5х9,5 см. Источник: https://goskatalog.ru/portal/#/collections?id=21515268

Второй тип: конверт из ткани или кожи с другой «застежкой».


XVIII в. 13х10 см. Источник: https://goskatalog.ru/portal/#/collections?id=17806880

Застежка могла быть и металлической, как здесь.

Третий тип: вышитая обложка с внутренними карманами и металлическими лапками, в которые вставлялся металлический стержень-запор. В них тоже могли быть вставлены внутрь блокнотики, но такие бумажники «запирались» не карандашом, а стержнем и были большего размера, чем записные книжки.


1840-е. 16х10,5 см. Источник: https://goskatalog.ru/portal/#/collections?id=21519621

Еще один вид бумажников XVIII в. - вышитая прямоугольная «книжка», к внутренним сторонам которой пришиты отдельные конверты с клапанами. Как здесь:


Кон. XVIII в. Когда-то был продан на e-bay. Ccылка не сохранилась.

Записная книжка из имения А.П. Ганнибала вышита бисером в технике счетной вышивки, а не в прикреп - это видно невооруженным глазом и не требует пояснений. Символическая композиция на одной стороне: два голубя, сидящих на гирлянде из роз, лук и колчан со стрелами - однозначно намекают на брачный союз. Такие вышивки обычно дарили ко дню или годовщине свадьбы. Чью свадьбу или годовщину свадьбы праздновали в 1832 г. в родовом имении А.П. Ганнибала? Ответ на этот вопрос, думаю, могут дать сотрудники музея-усадьбы. Надеюсь также, что музей изменит тип и технику изготовления этого предмета в музейном описании.

Пушкин, музейный бисер, вышитые бумажники, были и небылицы

Previous post Next post
Up