Если вы уже прочитали новую книгу Е.С.Юровой
»О бисере, бусах и прошлом времени: воспоминания московского коллекционера» , вы наверняка помните рассказ о реставрации вот этой вышивки (стр. 273-275).
Елена Сергеевна описывает эту вышивку так: «Великолепный охотничий пес с необыкновенно достойной осанкой сидел на лужайке среди невысоких кустов и сторожил вальдшнепа, а фоном служило то, что когда-то было ярко-бирюзовым фоном» (стр. 273). Утрат было много, исходного рисунка у Елены Сергеевны не было, но А.Васильев, с которым они очень дружат, передал бумажник из собственной коллекции с аналогичным псом, вышитым шерстью. Основываясь на этой вышивке и была осуществлена реставрация. Результат приведен на иллюстрации.
Бумажник А.Васильева мелькнул в недавно выложенных им фото интерьеров его парижской квартиры.
Источник:
https://www.instagram.com/p/BxC4qzDnmuG/ Елена Сергеевна описывает, как она объединила два рисунка и как убедилась, что собака и пейзаж получились достойными, обнаружив ту же самую бисерную вышивку на шкатулке из собрания В.М.Голод на выставке во дворце Шереметева в Санкт-Петербурге в ноябре 2018.
Шкатулка из коллекции В.М.Голод. Фото мое.
На этой выставке в ноябре 2018 мы были с Еленой Сергеевной вместе (я писала об этом
тут ) и она рассказывала о сложном процессе реставрации, занявшим у нее 2 месяца. Жаль, что я об этом не знала, поскольку рисунок для вышивания этого сюжета есть в моей электронной коллекции. Он был продан на e-bay несколько лет назад, поэтому ссылка больше не активна.
Как видим, пейзаж на шкатулке В.М.Голод полностью совпадает с оригинальным рисунком, а вот пейзаж на бумажнике А.Васильева несколько от него отличается - нет камня в правой части. На мой взгляд, отсутствие этого камня нисколько не умаляет достоинств пейзажа. Наоборот, он выглядит как-то гармоничнее. Давайте посмотрим на аналогичные вышивки из двух отечественных музеев.
Это «бювар-портмоне с изображением собаки, принадлежавший М.И. Цветаевой», из коллекции музея им. Даля. Описание музей приводит очень странное, но не это главное. Здесь та же собака на том же бирюзовом фоне, что был на отреставрированной Еленой Сергеевной вышивке, и пейзаж, соответствующий рисунку для вышивания венского издательства Мюллера.
Источник:
https://goskatalog.ru/portal/#/collections?id=9050646 А вот этот бумажник находится в коллекции ГИМ:
Бумажник. Коллекция ГИМ. Источник:
https://goskatalog.ru/portal/#/collections?id=7122705 Собака та же, а пейзаж кардинально отличается от всех перечисленных вышивок. То есть при всей идентичности сюжетов мы никогда не найдем двух вышивок «один в один». И это хорошо, по-моему.