Voss
Ну и задачку нам судьба подкинула, сродни той, что выпадает героям сказок про только одно, но любое желание. Условия нашей задачи были такими. Дано: один прекрасный теплый солнечный день, работу-школу можно задвинуть, денег не шибко завались, но есть, времени не очень много, но ведь и немало, как уже сказано, целый день, транспорт - наземный, но может быть морской. И все, а задача такая: выбирай, куда ехать. Чтоб за день обернуться, но чтоб было эдако и неизбито. Честно говоря, сперва я склонялась мыслями куда-то там на север, и почему-то все думала про море, катамараны, теплоходы. Яхты конечно тоже можно. Или, наоборот, южнее Бергена, но уж тем более по морю. Но потом как-то все так сложилось, что выбран был внезапно Восс. И поезд.
В Воссе мы бывали одно время часто, но всегда проездом и по делу: в больницу с травмой, в магазин, чтоб багажник продуктами набить, на заправку, автомобилю хряпы задать, все вот такое. Из пункта А в пункт Бэ(рген) через Восс. А погулять? Ну как-то всегда думалось: "Надо, надо однажды выбрать день". И вот он день, настал.
Началось всё вот так:
Нет, вру, надо в противоположную сторону смотреть, вот так:
Потом мы ехали сто с лишним километров мимо всего вот такого:
И такого, зацените, кстати, рельсовый лисапет.
А потом вдруг вышли вот тута
-
и сразу оказались на грандиозной стройке. В Воссе, во-первых, кажется мостят и перекладывают всю центральную улицу, ах, как красиво, чувствую, будет, а во-вторых, там совсем недавно закрыли старую канатную дорогу и сейчас строят с потрясающим размахом новую, конструкция нижней станции поражает воображение.
А дальше началось непопадание в запланированные места.
Сначала прямо, как говорится, с порога и в морду, оказалось, что мы сегодня точно не попадем в местную церковь, построенную в 12-м веке, одну из целей поездки, полагаю, самое старое строение в Воссе. Она была просто напросто закрыта. Мы конечно сфотографировали саму церковь
отдельно портал
и дверные кольца
но и все, как-то я не ожидала, что церковь в рабочий день закрыта. Зато листья у портала станцевали для нас танец-вихрь.
Потом, погуляв какое-то время, забравшись, кстати, на крышу дворца культуры, с которого открываются всякие такие вот виды
мы не попали в ресторан, в который заранее решили пойти. Он тоже оказался закрыт, хотя, судя по табличке с часами работы на двери, должен был быть открыт. Ну, бывает. И все, видимо какие-то стрелки были необходимо переведены, потому что дальше все пошло безо всяких планов и очень прикольно. Так мы случайно попали в ресторан с интерьером а ля старинный поезд
с видом на длииииииинное местное озеро и обрамляющие его горы на той стороне.
После отличного обеда дело совсем уж пошло на лад. Планов у нас больше никаких конкретных не было, поездка была определена как разведка. Про Восс мы знали только всякое общее, дополненное вчера парочкой справок из интернета, не прикрепленных, однако, к конкретной локации.
Поэтому нам следовало делать две вещи: идти по Воссу куда глаза глядят и спрашивать разных местных жителей про то и про это. Так мы и сделали.
Особенно мне второе понравилось, какие милые люди нам попадались, сколько улыбчивых лиц, сколько неторопливых разговоров. Мы по-бергенски извинялись, дескать, простите, что ваше время отнимаем, но местные жители даже кажется удивлялись: а что может быть важнее обстоятельного разговора с чужаками, расспрашивающими про их прекрасный Восс? А куда торопиться в парке или на набережной среди внезапно наступившего на один день лета? Не то чтобы нас урбанистика в Бергене заедает, но все-таки мы не расчитываем на то, что остановленный случайный пешеход устроится поудобнее и проведет нам небольшую стоячую панорамную экскурсию про все, что из этой точки города видно глазу и еще про то, в каких направлениях искать то, что не видно и когда в течение года приезжать за разнообразными ништяками. Впечатлило.
Болтаясь же самостоятельно, мы тоже обнаружили впечатляющее. Оказывается в Воссе орудует
живет целая шайка группа художников,
многие со своими собственными галереями-мастерскими, и еще одной общей галереей. Так вот, они устраивают то совместные выставки, в общей галерее, то день открытых галерей и мастерских, когда гости Восса и интересующиеся местные жители могут целый день ходить от одной галереи к другой, и каждый из художников будет на прощание сдавать новые явки. Узнали мы это как раз во внезапно обнаруженной общей галерее, на пороге которой стоял мольберт с картиной, а в витрине сидели пожилой мужчина и молодая девушка, как выяснилось, двоюродный дед и внучатая племянница, оба художники. Помещение оказалось совсем небольшим, картины хорошие, но совсем немного. Несмотря на генетическое родство, они оказались очень разными художниками и было интересно, не вглядываясь в подписи, угадывать автора каждой картины. Нам вручили визитки и брошюру про деятельность группы, мы полюбовались картинами, уходить, честно говоря, не хотелось, уж больно там настроение было прекрасное.
И вдруг выяснилось, что это далеко еще не все, наоборот, только начало, маленькое помещение на первом этаже с огромной стеклянной стеной на уровне тротуара действительно своего рода витрина, а основная выставка - в подвале, куда надо спуститься по лестннице. Вот там-то оказался солидных размеров белый хорошо освещенный зал, в котором дядюшка-дедушка и внучка-племянница продолжали играть в чехарду, их картины висели вперемешку, причем у них воистину есть общая родственная черта - оба пробуют себя в разном, разные техники, разные темы. Будто у каждого как минимум раздвоение творческой личности, пожалуй, дядюшка переплюнул девчонку, у него-то субличностей-художников как минимум четыре. Некоторые работы восхитили и насмешили, некоторые тронули, некоторые зазвучали в унисон с внутренним визуальным камертоном. Такие милые, по-провинциальному очаровательно открытые, без защитных иголок, и восхитительно сосредоточенные на своем общем. Понятно, что хочется и публики, и большего интереса, и покупателей, но самое-то главное - чтоб движуха. Движуха - главное, чтоб жизнь, чтоб пульс, чтоб общение, чтоб процесс, чтоб варилось, бурлило, кипело, а публика - ей всегда добро пожаловать, конечно, будет жизнь, будет и публика, такая вот философия, очень отозвалось.
Потом на мосту мы еще познакомились с невесткой одного из местных музыкантов-скрипачей, ну, вы знаете, наверное, новежскую народную скрипку с подструнами, хардингфеле. Оказывается в Воссе много скрипачей и поэтому начали устраивать ежегодный фестиваль. В общем, набросали нам инфы в копилочку и теперь Восс будет одной из наших постепенно изучаемых неизведанных земель.
Вроде бы небольшое место, на первый взгляд просто отдельно лежащий спальный район со старинной церковью и торговой улицей посередине. А оказывается все интересное там, как галерея наших новых приятелей, скрыто от нелюбопытных взглядов бегущих слишком быстро торопыг. Восс требует чувства, толка, расстановки.
Вот на мосту через потрясающую, бурную реку Воссо стоит каменная плита, явно верстовой столбик, на ней изумительным почерком, каким мне и на бумаге ручкой никогда не написать, выбито "2 1/2 мили от Эйде".
Теперь ведь надо проверять, сколько там до Эйде, потому что до 1889 года норвежская миля равнялась 11295 м, а после этого - стала ровно десять километров. Вроде небольшая разница, когда речь идет всего о двух с половиной милях, но тем не менее. Вдруг столбик этот постарше будет? Вот что он на современном мосту делает? Где раньше стоял? Почему именно до Эйде, что там такое значимое было, в этом Эйде, вот еще одна загадка и еще одна терра инкогнита.
Потом, как это водится летом у нас на юге, на город внезапно свалилась темная ночь.
Потом новый поезд с ветерком и кофейком резво домчал нас в Берген, где тоже днем явно была движуха, летняя жизнь и веселье. Когда поезд въезжал на бергенский вокзал, за окнами расцвел целый букет фейерверков, по улицам бродили веселые летние люди, на главной площади играл и пел гитарист и публика расселась прямо на камнях.
А теперь я на балконе с айпадиком и чаем, то есть, да, отрываюсь сегодня по полной программе самого жаркого дня вот этого несколько нетрадиционного, но такого своевременного и прекрасного лета.