Весна человечества (рецензия на фильм "Весна", 1947г.)

Dec 15, 2014 19:18

Фильм «Весна» на мой взгляд - канонический фильм советской эпохи послевоенных годов, фильм-символ, фильм - обещание и фильм-надежда. В нем очень органично сочетаются все элементы и особенности, узнаваемые черты стиля социалистической культуры, советского кино как одного из её проявлений. Символика начинается уже с названия: ведь «Весна» - это не только время года, это и ощущение весны в душе человека, и «весна» (т.е. пробуждение, активное развитие) различных направлений жизни и деятельности, которые показаны в фильме - науки, искусства, культуры, и «весна» как символ расцвета государства, его восстановления после ужасов войны.



Фильм начинается с показа торжественной демонстрации по центральным улицам и площадям Москвы - и сразу поражает энергетика этой демонстрации, ею буквально «веет» от экрана - такое ощущение что эта энергия идущих человеческих масс (в частности показаны женщины в белых платьях, конная шеренга, женщины с цветами на грузовиках) способна преодолеть все преграды и трудности на пути создания абсолютно нового мира. Позитивная энергия творения - этим пропитан весь фильм. Ведь даже по классическим канонам, творчество и творческие способности расцветают только в эпоху НЕОТЧУЖДЕНИЯ от человека самого процесса творчества, а также его результатов. Творчество возникает в сакральный момент высвобождения творческой энергии, которая появляется вследствие правильного гармоничного распределения ценностей в данной культуре/обществе, когда творчество и реализация творческих способностей человека занимает полагающееся ему одно из первых главных мест в системе общественных ценностей. В капиталистическом обществе это невозможно - происходит замена ценностей, на первое место выступают прагматизм и меркантилизм, человеку «связывают руки», он не может беспрепятственно реализовываться творчески, т.к. жизненная приоритетная и ценностная шкала оказываются «перевернутыми», в итоге происходит отчуждение от САМОГО СЕБЯ - своих истинных ценностей и стремлений. В капитализме человек оказывается как-бы разнонаправленным, состоящим из двух векторов - вектор самости (вектор истинных ценностей человека) и внешний адаптивный вектор, который человек часто вынужден направить в другую сторону, чтобы выжить в мире, где правят капиталистические законы.

В социалистическом обществе (как показано в данном фильме) возможностей для творческой самореализации более чем достаточно, т.к. нет этого отчуждения от САМОГО СЕБЯ, есть взаимодействие человека с результатами своего творчества, гармоничная корреляция человека с системой ценностей, позитивное восприятие ЦЕЛЕЙ жизни и творчества ради реализации одной великой и светлой идеи, которая всецело принята душой и сердцем. В итоге происходит духовный ренессанс - человек развивается глубоко и разносторонне, не оставаясь в рамках одной или двух творческих плоскостей, реализует все свои таланты и творческие способности. Внутренний и внешний вектор однонаправлены, человек релевантен САМОМУ СЕБЕ настоящему.



Два образа - женщина-ученый и женщина-актриса, как раз наглядно иллюстрируют эту творческую многогранность человека советской эпохи. Ни та, ни другая в итоге не замыкаются в своей профессии, каждая раскрывается как глубокая разносторонняя личность. Происходит открытие человеком какой-то скрытой творческой составляющей самого себя. И все это - под напевы весны, под «журчание ручьёв».

Монументальный высокий образ советской науки, раскрытый в фильме, также не может не восхищать. Наука и научное сообщество предстают как колосс, некий непобедимый исполин, «атлант» который держит небо - такое превознесение научных ценностей возможно только в социалистическом обществе. Образ женщины ученой-естествоиспытателя показан величественным и прекрасным. Ученый оказывается на одной из самых высоких социальных ролей, постоянно подчеркивается колоссальная значимость науки и научной деятельности для жизни и общества. Это не может не восхищать, учитывая то, какой убийственный контраст в этом отношении мы видим сегодня.



Резюмируя, в этом прекрасном советском фильме показано, как великая идея может поднять дух человека на огромную, непостижимую высоту. Москва в фильме выглядит как «город солнца», в котором торжествует великое общество, подпитываемое высокой и светлой идеей социализма. То, как все это показывается в советских фильмах, тот накал страсти, героики, патриотизма с которым это делается, кажется мне апофеозом киноискусства советской эпохи.

Лучше всего настроение фильма можно передать строчками Маяковского, которые в нем цитируются:
Я, как Весну Человечества,
Рождённую в бою,
Пою моё Отечество,
Республику мою!



коммунизм, Весна, светлое будущее

Previous post Next post
Up