Человек человеку ... товарищ.

Mar 16, 2015 15:49

Оригинал взят у step_bg в Человек человеку ... товарищ.



Довоенный фильм «Цирк» задавал традицию кинематографа советской сталинской эпохи.  Его характерными чертами становились образы, символы, музыка и песни, формирующие идентичность советского народа. Вместе с тем, в основе сюжета неизменно лежит возвышающая любовь - между мужчиной и женщиной, к людям, к Родине.

На просмотр этого фильма меня натолкнула заметка моего товарища, в которой он поделился переживанием от семейного просмотра. Меня настолько задел его рассказ, что фильм был просмотрен в ближнем кругу на следующий день.

«Цирк» вышел в 1936 году. Это время усиленной мобилизации на подготовку к предстоящей войне. Страна нуждалась в здоровых, физически крепких гражданах, готовых защитить свое  Отечество. Идея была соединена с духом и облачена в форму. ОСОАВИАХИМ. ГТО. Парады физкультурников. Символично, что действие фильма происходит в Москве накануне 1 мая - дня труда и символа весны.


Сюжет фильма описывает приезд гастрольной труппы из США в СССР с знаменитым аттракционом «Полет на Луну». Создатель номера - немец Франц фон Кнейшиц шантажирует главную исполнительницу общей тайной - внебрачным ребенком - негритенком. Исполнительница номера, которую играет Любовь Орлова, влюбляется в советского артиста, который отвечает ей взаимностью. Директор же цирка мечтает создать лучший чем у немца номер полета из пушки. Кульминацией фильма становится успешное исполнение номера и попытка немца его сорвать, раскрыв зрителям главную сенсацию, которая, по его мнению, должна шокировать их - негритенок, рожденный актрисой.


В фильме ярко противопоставлены две идеологии - советская и совокупно западная (женщину с негритенком пытались забросать камнями в США и за темнокожего мальчика ее презирает  директор аттракциона - немец по национальности). Содержание идеологий раскрывается через отношение к ближнему :

  • постулируемое превосходство «белой расы» на Западе;
  • ценность человека, независимо от цвета кожи, в СССР.

Также как и во многих других творениях режиссера Григория Васильевича Александрова, через весь фильм проходит основная музыкальная тема, написанная к «Цирку» Исааком Осиповичем Дунаевским - «Песня о Родине»:

«Широка страна моя родная,
Много в ней лесов, полей и рек!
Я другой такой страны не знаю,
Где так вольно дышит человек »

Кульминацией идет сцена, которую лучше посмотреть, чем пересказывать - настолько она греет сердце. Здесь хочу еще раз поблагодарить товарища за то, что рассказал о ней в своем журнале.

image Click to view


Необыкновенная радость наполняет душу в момент, когда младенцу поют колыбельную на множестве языков, бережно передавая его из рук в руки. «Он же черный!!!»,- восклицал  Франц фон Кнейшиц. «Да хоть в крапинку»,- отвечал ему зал.

Фильм «Цирк» показывает как любовь к ближнему, лежащая в основе советского общества, возвышает человека. Солнечная, первомайская Москва раскрыта перед нами во всей красе и  становится образом воплощения любви к Родине. «Москва в фильме выглядит как «город солнца», в котором торжествует великое общество, подпитываемое высокой и светлой идеей социализма», - писала к рецензии на фильм «Весна» уважаемая julia_10000. Вместо пафоса унижения и противопоставления, ставшего почти неотъемлемой частью современного кино о России, мы встречаем строки, обращенные через младенца к зрителю :

Сто путей, сто дорог
Для тебя открыты.


Previous post Next post
Up