9 Аркан - Отшельник После того, как мы стали взрослыми и приняли ответственность за свои поступки, мы готовы узнавать себя настоящих. Свое настоящее Имя.
Завершается ряд однозначных чисел, завершается и путь Солнца по дневному небу. Образ Отшельника, стоящего на покрытой снегом вершине, раскрывает перед нами смысл этой карты: путь развития сознания окончен, мы достигли вершины тех знаний, которые могли приобрести: на этом пути. В мифах и сказках это - этап отхода от дел, подведения итогов, или встреча с мудрым старцем, обитающим вдали от людей. Он дарит герою магические атрибуты, сообщает ему волшебное слово, которое будет хранить его в пути или пригодится, как «Сезам, откройся!», в самом его конце, чтобы герой мог со¬вершить свой великий подвиг. Но самое главное - то, что именно тут герой узнает свое истинное имя..
[Как узнать...] ..Такая самоидентификация - важнейший плод развития сознания, созревающий только в тиши уединения. Толь¬ко так мы сможем понять, кто мы. При этом мудрый старец, как и все прочие архетипы или этапы, - всего лишь аллегория..
..нет смысла заниматься поисками мудрых стари¬ков, чтобы кто-то из них открыл нам тайну, хотя такие встречи действительно могут оказаться интересными, - карта (этап) Отшельника позаботится об этом за нас. Гораздо важнее прислушаться к своему внутреннему зову, который в данном случае при¬зовет нас именно уединиться где-нибудь в тиши, и последовать ему. Лишь там старый мудрец, обитающий внутри нас, скажет нам правду.
..К.-Г. Юнг считает нашу природную способность к подражанию необычайно полезной для коллектива, но чрезвычайно вред¬ной для индивида. В легенде о Парсифале осознать это герою помогает его двою¬родная сестра Сигун. Прежде на вопрос, кто он такой, Парсифаль отвечал: я - маменькин сынок, солнышко или красавчик. Так обращалась к нему мать. Теперь же он узнал не только свое истинное имя, но и еще множество вещей, о которых на прежних эта¬пах пути даже не задумывался. А еще он осознал свою вину. Вина его была в том, что, при¬быв в первый раз в замок Грааля, он, по своей детской наивности и неподготовленности, не задал того самого важного вопроса, который как раз и должен был раз¬решить все и вся. По¬тому-то двоюродная сестра и назвала его Парсифалем, «Бедняжкой».
..Другой персонификацией этого архетипа в легендах о Граале служит Тревизент, дядя Парсифаля, живущий отшельником в хижине. В своих долгих поисках Грааля Парсифаль периодически навещает его, ища верный путь. Отшельник сообщает ему не только истинное имя, но и «волшебное слово»: он нашептывает ему на ухо молитву, которую тот может произнести лишь в случае край¬ней опасности. Узнав свое истинное имя, герой - как и мы с вами, - больше никогда не забудет его и от него не отречется. Иными слова¬ми, однажды поняв, кто мы на само деле, мы должны понять и то, что должны теперь соответствовать своему званию и призванию, иначе нам придется, как Парсифалю, периодически возвращаться туда, где нам еще раз напомнят, кто мы есть.
..Да и волшебное слово или магические атрибуты, подаренные старцем герою, встречаются не только в сказках. Это лишь символ чего-то, доставшегося человеку неожиданно. Это может быть, к примеру, мелодия, образ или фраза, камешек, перышко или просто слово, слог, знак. Узнается он по тому, что приходит «совершенно случайно», однако сразу же трогает человека до глубины души, а еще по той магической силе, которая от него исходит..
... Тот, кому достался такой подарок, должен бережно хранить его до тех пор, пока тот не пригодится ему в по-настоящему трудной ситуации, особенно если будет очень страшно. И вот тогда, вспомнив эту фразу, образ или мелодию, дотронувшись до своего ка¬мешка или перышка он почувствует, как эта могучая сила приходит ему на помощь. Однако при этом нужно помнить о предостережениях, которыми эти подарки сопровождаются в сказках и мифах: их не продают и не покупают, их нельзя самому себе сделать или придумать, они должны прийти или найтись сами, использовать их можно лишь в самой критической ситуации, о них нельзя никому рас-сказывать и, конечно, их никогда и нигде нельзя забывать. Как это понимать? А очень просто. Эта «магическая сила», которая помогает нам в трудных ситуациях, живет в нашем под¬сознании. Есть люди, которые, поняв это, начинают эксплуатировать эту силу как раба, заставляя ее выполнять никчемнейшие и глупейшие желания своего разбушевавшегося эго и называя все это «позитивным мышлением.
..И, конечно, живет эта магическая сила не во фразе, не в образе или камешке, будь то даже специально изготовленный и по всем правилам заговоренный талисман. Это - обыкновенное чудо, каждодневно творимое нашим подсознанием. И чем больше мы будем рассказывать об этом или намекать таинственно и гордо о своей причастности к волшебству, чем чаще будем сообщать свое заветное волшебное слово другим, тем скорее лишим его магической силы. И останутся нам после этого лишь бездушные формулы, пустые слова, мертвые ритуалы, бессмысленные фразы и неодушевленные камешки. Волшебство исчезнет. Вот почему герой дол¬жен свято хранить этот подарок в своем сердце. Вот почему мы не должны забывать, что это именно подарок, который следует принимать с благодарностью, а вовсе не заслуга, которой наше «Я» могло бы хвалиться.
..Исторической личностью, олицетворяющей архетип мудрого старца, является Фалес Милетский, философ, живший в VI веке до нашей эры. Греки называли его пер¬вым в числе своих семи мудрецов. До нас дошли два его высказывания, вполне характерные для Отшельника. На вопрос о том, что труднее всего на свете, он дал глубокомысленный от¬вет: «познать самого себя». А на последовавший за этим вопрос, что же тогда самое лег¬кое, он - вероятнее всего, с улыбкой - ответил: «давать советы другим».
Ключевые слова к карте Отшельник: Архетип - мудрый старец. Задача - отход от дел, путь внутрь себя, достойная серьезность, размышление, внутренняя собранность. Цель - познать самого себя, защитить себя от внешних воздействий, создать свою систему ценностей, быть самим собой. Риск - стать бирюком, чудиком, замкнуться в себе, озлобится Жизнеощущение - ясность и однозначность, внутренний покой, обретение себя и верность самому себе.