За все время в жж я поняла только одно: если очень хочется о чем-то написать, то надо просто идти и писать-делиться сразу же. Не откладывая, и не обдумывая постов, не продумывая, что вот это напишу завтра, а потом вот то. Это уже планирование и бизнес, продвижение, что угодно, но не "потому что мне хочется поделиться". А второе, как и все в жизни, получается куда легче и приятнее.
nordlys_s только что в письме прислала чудесный отрывок, как ассоциацию с моими коллажами. И только читая его я вспомнила, что и йога началась с танца...с танца Шивы. Это и были ее первые движения. Полезла читать про автора отрывка и...в результате скачала книжку, а все остальные его же сохранила в закладках. Они есть на koob.ru, если и вам захочется почитать.
"Учитель танцев" Анхель де Куатье
Преподавать танец нельзя, это противоестественно. Танец - это то, что у тебя внутри. Оно или есть, или его нет. Поэтому когда Максим набирал своих первых учеников, он смотрел не на их физические данные или подготовку, он смотрел им в душу.
Если человек был способен любить - этого было достаточно, остальное придет само. Техника - это то, что прилагается, но ее нужно прилагать к чему-то. А если душа слабая, простая, как арифметическая задачка, какой танец она может создать?
[цитата полностью...] О балетных говорят: «Что с них возьмешь? Они ведь думают ногами!» Именно поэтому Максим не любил ни классического балета, ни тем более спортивных танцев, ни иных постановочных действ с участием «тела».
*** Максим повернул ручку, потянул на себя дверь и пропустил Аню вперед. Ангар был полон людьми. Они танцевали - каждый по-своему, импровизируя и бесконечно перефразируя язык собственного тела. Кто-то парил - плавно, медленно, грациозно. Кто-то, напротив, заходился, безумствовал, неистовствовал в танце.
Прислушиваясь к музыке и повинуясь своему внутреннему ритму, каждый из танцующих, казалось, находил свою гармонию. Продвигаясь в глубь помещения вслед за Максимом, Аня поймала себя на мысли, что движения этих людей - лишь способ выражения внутреннего состояния. Или, может быть, способ внутреннего преображения.
Музыка - необычная, чувственная - звучала со всех сторон, соединяя огромное пространство ангара в завораживающую энергетическую целостность. Водопад света - яркого, солнечного - казалось, изливался ниоткуда. Мощные прожектора были установлены на полу по всему периметру помещения. Лучи света били в потолок, а его зеркальное покрытие рассеивало это невесомое молоко во все стороны.
- Удивлена? - спросил Максим, предлагая Ане сесть в одно из кресел на высоком подиуме в самой дальней части ангара. -Удивлена? - переспросила Аня. - Да, наверное. Но мне очень нравится. Правда. -Ты хочешь быть здесь? -Да, очень. - Зачем? - Максим облокотился на высокий подлокотник своего кресла и подпер го лову рукой.
Аня растерялась, не знала, что на это ответить: - Я... Я... Я не знаю. Просто. -Просто ничего не бывает, - Максим убрал со лба крупные, вьющиеся кудри и по смотрел куда-то в сторону. -Я, правда, не знаю. -Все, кого ты здесь видишь, - Максим окинул взором танцующих, - ищут себя. Они не хотят быть танцовщиками, они понимают, что танец - это лишь один из возможных способов стать самим собой. Самый простой способ. Ты можешь сказать, что ты уже нашла себя?
*** -Я никогда об этом не думала, - ответила Аня. -Странно, - протянул Максим и через секунду продолжил. - Ты знаешь, почему я не приглашаю к себе людей с классическим балетным образованием? - Нет. И это меня пугает. потому что у меня... Но я...
Максим не стал дожидаться, пока Аня расплачется (а она уже была готова к этому). Он начал рассказывать - спокойно, доброжелательно, с заботой, которую, впрочем, вовсе не хотел афишировать:
- Первое препятствие на пути к себе - это зависть. Если один человек завидует другому, он тем самым отказывается от самого себя. Он как бы говорит: «Я себе не нравлюсь, я хочу быть другим». И после этого он уже не может быть самим собой, он фактически убивает себя.
Когда человек учится танцевать, он всегда завидует. Он завидует тем. кому эта школа дается проще и быстрее. Он завидует своим кумирам. Ему самому, кстати, тоже завидуют, и это заставляет его завидовать еще сильнее. Это порочный круг... Ты понимаешь, о чем я говорю?
Да, - Аня ответила ему одними губами.
Педагоги заставляют своих учеников завидовать друг другу. Они ставят одних в при мер другим, они сами пытаются быть приме ром, занимаются самолюбованием. Но самолюбование и любовь к себе - это не одно и то же. Танцовщик, любующийся своим танцем, - это клоун, лицедей, вечный страдалец.
Так вот, танцу нельзя научить. Танец - это состояние души, это ее песнь. Только ты сама можешь быть своим учителем. А те, кого учили танцу, те, кто воспитывался на зависти и самолюбовании, испорчены.
***
Танец - это всегда двое. И один не может быть сильнее или ценнее другого.