Я появился в этом веке, чтобы указывать путь людям: упрощай свою жизнь и очищай свое сердце.

Nov 04, 2013 14:09

Вчера был какой-то невероятный день: вроде бы солнечное затмение, а у меня такое чувство, что наоборот, день сиял десятком солнц.

А началось все с утра и знакомства, пусть и сквозь страницы, с еще одним "танцующим» человеком. С которым и вас очень хочу познакомить - Свами Шивананда. Это неверотный врач-целитель, учитель не только йоги, но и учитель своего времени. Сердце Любви - так прозвали его малазийцы.

Насколько понимаю, именно он был основоположником направления йоги, как терапии, из которого потом выросло и основное направление кундалили-йоги как терапии…жизнь - и есть практика, и все духовные учения нужны для того, чтобы жить, а не уходить в них от жизни..
На статью о нем я набрела в Yoga journal за июль 2012 года (ниже текст собран из цитат этой статьи). Затем стала читать в интернете и чуть не упала со стула, когда прочитала дату его рождения (ровно за 99 лет до моей..день в день))), и про Лесную академию йоги и веданты. Ну, вы меня понимаете, потом я уже не могла остановиться и стала смотреть все, что есть по теме)

«Никогда не будь груб, жесток и резок. Ничто в мире не заслуживает ненависти. Ненависть есть невежество. Всякое неуважение к чему-либо или кому-либо следует устранять через любовь», - прежде чем записать эту мысль огрызком карандаша, доктор Куппусвами старательно разрезает на четыре части старый конверт, полученный из Тамилнада, и подшивает новые листы к записной книжке - она у него весьма экзотическая, целиком состоящая из соединенных с помощью нити клочков старой бумаги. Над привычкой доктора многие посмеиваются, но он не обращает внимания. Это всего лишь одна из многочисленных аскез: чтобы не тратить слишком много бумаги, он экономно и рачительно расходует старую, используя то, что другие на его месте бы выбросили, - упаковку от лекарств, чистые полосы газет.
Таких записных книжек у него множество, все они крошечные, по-детски смешные, на вид гроша не стоят - но пройдет десяток лет, и эти записи из «Дневника» будут признаны бриллиантом духовной мудрости. Правда, к тому моменту автора будут звать уже не доктор Куппусвами. Он получит самый высокий в индуистской религии титул Свами, который, если переводить дословно с санскрита, означает «владеющий собой»…
… И весь мир узнает о Куппусвами как о Мастере йоги, Гуру Свами Шивананде. К тому времени он откроет ашрам в Гималаях, создаст Общество божественной жизни, напишет 200 книг о йоге и веданте и станет одним из тех, кто вдохновит румынского ученого Мирчу Элиаде - великого мистика, историка религий - на создание классического труда «Йога: бессмертие и свобода»

[Много букв на одном дыхании...обыкновенная история жизни необыкновенного врача]
В самом начале пути, ребенком, он, конечно, еще не осознает своего предназначения, просто любит все живое вокруг: жалеет и подкармливает нищих, собирая толпы голодных и оборванных садху у дверей родительского дома, подбирает несчастных раненых животных, раздает завтраки школьным товарищам, не оставляя себе ни кусочка. В классе Куппусвами - первый ученик, причем по всем направлениям: в гуманитарных и точных науках, в изящных искусствах…
…Какую профессию выбрать по окончании школы? Конечно же, врача! Ведь именно в этой сфере он может максимально раскрыть свой дар сострадания и заботы о людях. В колледже по уровню знаний он превосходит всех остальных. Синдром отличника? Нет, только самозабвенная вовлеченность в невероятно интересный процесс познания жизни через профессию.

…Уже в колледже он проводит блестящие операции, о нем ходят слухи как о «волшебнике».
В этот период Куппусвами ведет себя как светский человек. Он отлично зарабатывает, любит хорошо одеваться и не жалеет денег на украшения.

…В 1913 году, после окончания колледжа и короткой практики в Индии, Куппусвами даже не помышляет об отречении от мира - он мечтает реализоваться в профессии и отправляется в Малайзию….


…Сила воли будущего Свами с молодых лет проявляется в те моменты, когда необходимы сосредоточенность, терпение и сдержанность. Как же эти качества пригождаются в Малайзии, где ему приходится совсем не легко! …
… На новом месте Куппусвами сталкивается с большими трудностями - как финансовыми, так и в общении с управляющим. Цинизм и ожесточение души, а вслед за этим равнодушие к чаяниям пациентов - частые спутники длительной медицинской практики, которыми в итоге пытаются защититься от вовлеченности в человеческое страдание многие врачи. ….

… В самый тяжелый момент, когда, как ему кажется, врачебная практика не клеится, он хочет покинуть госпиталь, но тут в дом приходит некий мистический садху, который оставляет на ступеньках книгу «Джива Брахма Айкйан» Шри Свами Сатчидананды. … С момента появления этой книги он относится к своей работе как к духовной практике - старается увидеть в каждом пациенте божье соизволение, некий высший промысел.

…В Малайзии Куппусвами работает вплоть до 1922 года. Здесь он обретает славу местного доктора Айболита: к нему стекаются страждущие со всех уголков страны, ведь он старается лечить не только телесные заболевания, но и души тех, кто обращается к нему за помощью. Он не просто врач, а целитель, добрый, сострадательный и великодушный. В серьезных случаях Куппусвами целые ночи проводит без сна у постели больного. А в частной практике молодой доктор не только бесплатно лечит бедных, но и помогает им деньгами - лично покупает продукты для соблюдения специальной диеты и оплачивает их счета за лечение в госпитале… Все свободное время доктор посвящает саморазвитию - практикует асаны Хатха-йоги, изучает труды Свами Вивекананды, Свами Рама Тиртхи, Шанкары, читает Веды, а также Библию и литературу Теософского общества. А на киртаны и бхаджаны, которые иногда проводит Куппусвами, стекаются все местные жители вне зависимости от вероисповедания…



Вскоре Куппусвами понимает, что пришло время перемен. Служение людям в должности врача очищает его сердце для чего-то большего. Он решает прервать врачебную практику, чтобы вернуться в Индию.
И вот наконец Куппусвами стоит на пороге родного дома. Мать радостно кидается ему на шею. Он, кажется, абсолютно счаст¬лив. Но тут с ним приключается странная вещь. Куппусвами выходит на улицу под предлогом наблюдения за разгрузкой багажа и, пока с телеги снимают тюки и баулы, понимает, что накопленное в Малайзии добро ему просто не нужно. Эта мысль так светла и приносит столь великое утешение, что, рассмеявшись с облегчением, он уходит из отчего дома. Навсегда…

…В поисках ответа на вопрос, отчего суще¬ствуют страдания и смерть, Шивананда раздает имущество и становится отшельником. Он видит свою миссию в самоотречении и аскетизме и следующие 10 лет посвящает занятиям йогой…
…Но, похоже, обрести спасение только с помощью жесткой аскезы ему не суждено - изучение Библии не прошло даром. Безусловно, самоотречение просветляет ум и обнаруживает особые, волшебные способности, но сердце открывает только бескорыстная любовь к ближнему. Вскоре он не только убеждается в этом, но и утверждается в дальнейших намерениях - отдать свои знания людям и посвятить им всю оставшуюся жизнь.

…Однажды после особенно долгой аскезы он спускается пополнить запасы воды к Ганге и обнаруживает у берега больного лихорадкой садху. И тут наступает переломный момент в духовной практике Свами. С одной стороны, он аскет, который, согласно традиции, должен быть погружен в собственную практику, а с другой - врач, который обязан помочь каждому нуждающемуся. Чтобы сгладить противоречия, он молча, читая про себя молитвы, начинает ухаживать за больным, пока тот не выздоравливает.
Этот случай все меняет…

…Отныне Свамиджи окончательно находит себя: он ведет жизнь санньясина-врача. Посещает хижины других отшельников и омывает им ноги, просит для них подаяние, кормит их из своих рук. Свами лечит больных холерой, оспой, дизентерией, а если требуется срочная госпитализация, на своей спине относит их в больницу за многие десятки километров по горным тропам. В 1927 году Шивананда открывает благотворительную амбулаторию в Лакшманджуле. Он бесплатно выдает лекарства паломни¬кам, санньясинам и местным жителям. Боль¬шин¬ство аюрведических препаратов он изготавливает собственноручно. Вскоре у Свами Шивананды появляются почитатели и постоянные ученики, и в 1932 году здесь, на берегу священной Ганги, основывается ашрам, в который стекаются не только благочестивые индийцы, но и европейские искатели истины…



…В 1936 году он создает Общество божест¬венной жизни, которое существует и по сей день. 40-60-е годы - период взлета благотворительно-религиозной деятельности Свами. В 1945 году он учреждает Аюрведическую фармацию Шивананды, а в 1948 году - Лесную академию йоги и веданты; они существуют и поныне с отделениями в разных регионах Индии и за рубежом….
…При жизни Шивананды в предместье Ришикеша, получившем название Шивананданагара, открываются больницы, глазная клиника, издательства, художественная студия, музей йоги, курсы санскрита, радиоцентр; создаются Всемирная федерация религий и Всемирная федерация садху…

Учение Шивананды - это синтез во всем. Шивананда - абсолютный революционер своего времени: он приглашает в свой дом и в ашрам неприкасаемых, отстаивает право женщин на обучение йоге. Что любопытно, предвосхитив Интернет, он организует удаленное обучение йоге: отправляет по почте письма с уроками тем, кто не может посетить его лично для получения знаний.

«Спутанные волосы и изнуренное тело, - пишет он в «Дневнике», - не имеют ничего общего с божественной жизнью». Он подчеркивает сущностное единство всех религий и призывает заботиться о теле, которое есть дом духа, а не разрушать его аскетическими практиками.



Если вы дочитали до конца, значит, вас, как и меня, что-то тронуло в истории этого Человека. И значит, такой танец и правда нужен Миру...в любом веке и в любом месте)


танцующие люди, йога

Previous post Next post
Up