Не возьмусь утверждать, что так оно у всех, но судя по наблюдениям-практике, обсуждениям про ипостаси "дева-мать-старуха", и по самой себе, у нас часто есть путаница между тем, чтобы быть девочкой, быть взрослой женщиной, которой доступны проявления и качества девочки. Разница есть, и она существенна. Все в той же ответственности и восприятии самих себя, своей жизни.
Что характерно для первого варианта? Вы наверно много раз видели и слышали "я была серьезным ребенком", "я с детства была как взрослая", "я была мамой для своей мамы", "у меня не было детства" и т.д. Вторая часть этого рассказа всегда о том, что "этого не хватает сейчас" и переходит в "я девочка, я хочу платье и не хочу ничего решать". То есть все в ту же позицию ребенка. Это не правда, что у нас не было детства. Оно было. И оно было вот таким. И в этом детстве мы вели себя как абсолютные дети, просто со своими особенностями и качествами. И тоже были все разными. И там, ели смотреть с позиции взрослого, мы все равно были безответственными.
[Много буков про больших девочек] Просто по какой-то причине мы сами, в том самом детстве решили, что будет играть во взрослых, будем как маленькие взрослые, мамами для своих мам, серьезными и т.д. Мы это решили, потому что она нам самим было нужно, чтобы пройти какие-то свои уроки. Я пишу мы, потому что сама о себе раньше говорила то же самое, и была точно такой же большой маленькой девочкой.
Парадокс в том, что вырастая, мы так и остаемся на самом деле безответственными и все теми же маленькими девочками. Нам кажется, что у нас не было детства, а на самом деле, мы так и не стали по-настоящему взрослыми. Мы стали физически взрослыми, по социальным меркам, возможно, тоже. Но внутри себя - нет. Почему? Потому что мы несем ответственность, якобы, за кого угодно, кроме самих себя. За маму, за обоих родителей, за братьев-сестер, за своих детей и т.д. Мы играем в "героев-спасателей"...это с одной стороны. А с другой - в любимую жертву. Ведь это у нас бедных "не было детства", которое на самом деле было)
Что отличает жертву, помимо того, что она перекладывает ответственность и живет прошлым "если бы"? То, что это ее выбор видеть ситуацию в таком свете. И жертва же всегда сама себя не принимает. Получается, что нам не в детство хочется вернуться, и не девочками быть или вспомнить, как это. Мы и так это знаем и умеем до сих пор, потому что так и повзрослели. А разрешить себе быть такими, разрешить себе видеть и проявлять ту вторую часть. Которая сама боится, которую, возможно не принимали другие в том же детстве или не хотели видеть. Ведь это не из-за родителей, которые безответственные, нам пришлось рано повзрослеть и стать такими гиперответственными. А из-за нас самих. Нам самим так было удобнее выгоднее. Можно ждать, пока вернется детство или придет кто-нибудь и поможет это допрожить, кто "снаружи" примет тех отвергнутых нами самими 5-летних, 8-12-15-летних девочек. Но проще и быстрее, если мы сами для себя их увидим и примем. Ведь и мы сами в чем-то осуждаем их не даем им быть.
Ну пусть будет совсем-совсем грубый пример. Мы с Петей хотим арбуз и идем в магазин. Арбуз очень тяжелый и тут посреди дороги Петя говорит, чтобы дальше я его несла. Но он мужчина и сильнее, ему все равно легче нести этот арбуз. А я женщина и беременная, т.е. вот как угодно, но арбуз не понесу. Хотя я очень и очень хочу этот арбуз. В результате, Петя кладет его посреди дороги и идет дальше. У меня есть выбор: надрываться и тащить этот арбуз, разгребая последствия потом, или оставить его на дороге.
То же самое вот с той самой "детской ответственностью-взрослостью". Мы там сами выбрали тащить этот арбуз, хотя нам он совсем не по силам. Он может и для родителей быть тяжелым да, но мы не обязаны его брать. У нас тоже есть выбор. Но у нас есть и выгоды - например, я буду большой и сильной, сильнее чем Петя, он же бросил арбуз. А если это еще и другие увидят, то скажут, какая я молодец. Потом я еще всегда смогу об этом напоминать Пете, и вообще у меня теперь есть чувство превосходства над Петей, да что угодно еще. Это все наши выгоды. А вместе с ними есть и цена - то, что мы сами переступаем через ту часть себя, которая не хочет нести арбуз. Которой объективно тяжело, которая маленькая или не очень девочка, и ей же говорим потом, что вот "так надо было", "это все из-за Пети" и т.д.
И самое удивительное, что мы очень хорошо запоминаем эти ситуации, и раз за разом возвращаемся в них. И это тоже наш выбор. Да, объективно, бывает очень тяжелое детство, когда детей избивают, ни во что не ставят и совсем не заботятся о них. Но чаще всего, это наша картинка собственного детства и наши непрожитые там чувства. Становясь взрослыми, мы можем отойти немножко в стороны он слепящих чувств и увидеть, что было еще много чего. Что то, что было, мы сами когда-то выбрали, перед тем, как прийти в эту жизни. Что наши родители, помимо того, что они наши родители, еще и отдельные души, которые так же проходят свои уроки, как умеют. И самое главное, что мы не можем уже изменить свое детство. Это-самое-главное. Принять тщетность попыток и бессмысленность постоянной мыслепережевывания.
Зато мы можем изменить то, что есть сейчас, свое сегодняшнее отношение. И тем самым то, что будет потом. Мы можем сейчас взять ответственность за самих себя и свою жизнь, не перекладывая это на родителей двадцати-тридцати-сорока-летней давности. Тогда мы становимся взрослыми Машами-Катями-Любами, в которых есть и те самые 5-8-12-летние Маши-Кати-Любы. Тогда мы можем выбирать, когда нам проявлять детские качеств, когда можно побыть как ребенок и подурачиться. Тогда получается, что проявления любого возраста доступны - они все внутри есть. И мы несем ответственность за эти проявления. Например, я завтра одену классический костюм не потому что другим меня не примут в этом обществе, а потому что так мне самому будет легче установить контакт и я потрачу на эту меньше времени. Или наоборот, я завтра оденусь так, как мне нравится, и не важно, что это совещание, где мне нужно выступать с речью, я знаю, что придется потратить больше времени, чтобы пошатнуть стереотипы, но это мой выбор. Тогда и не кого обвинять, если что-то не получится. Можно искать просто новые пути и новые взгляды на привычное.
Да, оно всегда происходит болезненно и через бунт. Просто потому что под этим пластом боли и жалоб есть и злость с агрессией, которым тоже хочется выйти наружу, чтобы их тоже увидели и пожалели. Мы сами...а не кто-то другой. Вернуться в детство и изменить его мы уже не можем. Так же, как и прийти к своим сегодняшним родителям и предъявить счет за прошлое. Нет, конечно же можем, но смысла в этом нет. Мы можем прийти к себе взрослым и прижаться изнутри, отогреваясь в своей заботе и внимании) Про взрослодетей и их дружбу было еще тут.