Джон Уильям Уотерхаус - еще один художник-прерафаэлит, чье творчество в основном состоит из изображений томных дев. Но в отличие от Альма-Тадемы или Лейтона, тяготевших к салонному искусству, в работах Уотерхауса чувствуется какая-то поэтичность и намеки на психологизм, из-за чего его работы не выглядят столь слащавыми.
Одна из самых известных его картин «Леди из Шалот».
Под катом скопированное из
Википедии описание сюжета
Сюжет
В поэме Теннисона «Волшебница Шалот» рассказывается история девушки по имени Элейн,[3] на которой лежит проклятье: она обязана оставаться в башне на острове Шалот и вечно ткать длинное полотно. Шалот расположен на реке, текущей в Камелот. Никто не знает про существование Элейн, потому что проклятье запрещает ей покидать башню и даже смотреть из окна. Взамен у неё в комнате висит огромное зеркало, в котором отражается окружающий мир, и девушка занимается тем, что ткет гобелен, изображая на нём чудеса окружающего мира, которые ей удалось увидеть. Постепенно мир все больше захватывает её, а одинокое сидение в башне утомляет. Однажды она видит в зеркале, как сэр Ланселот скачет в Камелот, и покидает комнату, чтобы поглядеть на него из окна. В ту же секунду исполняется проклятье, гобелен распутывается, а зеркало трескается.
Порвалась ткань с игрой огня,
Разбилось зеркало, звеня.
«Беда! Проклятье ждёт меня!» -
Воскликнула Шалот.[4]
Элейн понимает, какой необдуманный поступок совершила, и бежит из башни. На берегу реки она находит лодку и записывает на ней свое имя[5]. Она плывет по реке и поёт печальную песню,[5] но умирает прежде, чем доплывает до Камелота, где могла бы обрести счастье и любовь.[6] Когда её находят жители, Ланселот дивится, что это за прекрасная женщина.
Описание картины
Поэзия Теннисона была очень популярна среди прерафаэлитов, к которым примыкал Уотерхаус. Хотя в данном случае Теннисон пишет о трагической любви, художники (Холман Хант, Россетти,[7] Артур Хьюз, Уотерхаус) всегда наполняли картины по «Волшебнице Шалот» своим смыслом и отражали мировоззрение людей Викторианской эпохи, избирая для иллюстрации разные сюжетные отрывки и по-разному интерпретируя статус женщины. Возрастала роль женщины как хранительницы домашнего очага, а прерафаэлиты, в то же время, показывали внутренний конфликт между частными, личными надеждами и общественными обязанностями женщин.[6]
Уотерхаус изображает Леди из Шалот в тот момент, когда она уже сидит в лодке и держит в руках цепь, которая крепит лодку к берегу. Рядом лежит гобелен, когда-то являвшийся средоточием её жизни, а теперь забытый и частично погруженный в воду.[6] Свечи и распятие делают лодку похожей на погребальную ладью,[8] Элейн смотрит на них с грустным, одиноким и одновременно отчаявшимся выражением лица. В то время свечи символизировали жизнь[9], на картине две их них задуты. Автор намекает, что Элейн осталось жить совсем недолго. Рот девушки открыт: она поёт прощальную песню.[9]
Пейзаж нарисован небрежно - Уотерхаус отступил от прерафаэлитских традиций, когда природа изображалась максимально достоверно и подробно.
Помимо этой поэтичности, мне еще очень близок оказался его колорит: как бы слегка приглушенный, матовый.
Enjoy )
Святыня
Миранда
Пенелопа и женихи
Слушай мою нежную свирель
Святая Евлалия
Туалет
Благовещение
Ламия
Флора и Зефир
Тристан и Изольда
Dolce far niente
Сладкое лето
Джульетта
Офелия
Ветренницы
Борей