Ученик, Учитель - разлом архетипической диады. Часть 2.

May 12, 2012 08:44



Этап обожествления Учителя рано или поздно подходит к завершению.  Сначала мы замечаем, что наш Учитель: теряется, не знает, совершает ошибки, имеет недостойные привычки. Словом, убеждаемся, что он земной человек. И как же тяжко усваивается это новое убеждение! Ппроекция Самости, живого Бога на земле - тает, тает, тает…… О, я помню страшную историю одной психодраматической группы, которую мы вели вместе с Учителем.  Когда Акела промахнулся. Ледяной страх, и вынужденность  продолжать работу, и стыд, и боль….. Акела промахнулся. Меч сказался в моих руках, бой был выигран. Ведь это предательство - взять меч Учителя… предательство…. так нельзя, но надо….. А потом Его фраза в промерзшей электричке по дороге домой: «Мне больше нечему тебя учить». Одиночество в снежной  пустоши…..

Это несладкая победа - победа над Учителем.

И начинается Разлом.  Разлом архетипической диады. Архетип обладает немыслимым зарядом энергии, разлом внутри него равен взрыву Солнца, распаду планетарной системы. Свободной энергии много, она направляется: либо вовнутрь, либо на себя. Это серьезный кризис для обоих участников архетипического союза. Бурлят бессознательные процессы, нужно много времени, и много осознанности, чтобы выдержать, и остаться неразрушенными.

Разлом - искажение непрерывности, образование переходного пространства между одним состоянием и другим. В нашем случае - между восприятием Учителя, как Бога и…. Чем? Есть несколько путей - мы принимаем Учителя, как человека, «забираем» назад часть Самости, инвестированной в него, и становимся рядом, либо идем своим путем, сохраняя в сердце признательность.  Второй путь, жестокий, но нередкий - обесценивание Учителя, презрение, унижение и расставание. Предательство Учителя, распространенный мотив в христианстве - это тоже второй путь. Третий путь - мы погружаемся в отрицание, мучительно пытаясь восстановить очарованность. Третий путь тупик, но и тупик - путь. Несомненно, есть еще дороги, но у меня они неявно выражены, а фантазировать не хочу.

Отчего же зависит выбор пути? Я рискну предположить, что на очень болезненном месте Разлома власть переходит в руки Эго - оно всегда власти хочет.  Начинается внутренняя борьба. Прежде всего, как и любое разочарование, падение венца с Учителя удар по очень ранимой нарциссической части Ученика.    Да, нарциссическая часть есть у всех, иначе мы не сможем ничего достичь - уж слишком она связана с самоидентификацией, не об этом речь. А о том, что «кусок Нарцисса» в душе говорит: «Мой Учитель должен быть безупречен. И если Учитель не безупречен, то каков же Я?». От того, насколько силен этот голос - зависит выбор пути.

Если к тому времени, к разломному,  Учитель уже успел дать нам правду о том, что Я - либо последняя, либо девятая буква алфавита, а никак не центр личности, то первый путь, самый гармоничный, и главное - разрешающий дальнейшее движение,  будет наш.  Хотя порой и не сразу, попетляет Ученик по соблазнам, пропастям и ловушкам  других путей, но - только в фантазиях или в незначимых действиях, далеко не уйдет.

Если мы еще Эго-центрированные, что тоже не криминал, но развиваться неудобно, то несовершенство Учителя будет воспринято нами как предательство.  Этакий кувырок архетипического сюжета - «это Учитель меня предал, Он разрушил мои ожидания».  Тогда мы обесцениваем, злимся, мстим и отвергаем. Что ж…. И К.Г. Юнг чуть не вляпался в эту историю. Спасло его только то, что сам Учитель, разочаровавшись в своем ученике,  начал враждебную атаку.  И перевернутый сюжет о предательстве Учителя, точнее, своих представлений о нем, превратился в архетипически ровный - «Учитель гневно изгнал Ученика»

Юнгу Великий Разлом стоил инфаркта и психоза. Впрочем, последний стал началом Своего Пути. И ознаменовал завершение Разлома. Хоть впереди еще было несколько лет пребывания в черноте, в нигредо депрессии.

А третий путь страшен. Как и любое движение души, направленное на отрицание реальности. Я думаю порой - растишь, растишь, укрепляешь-укрепляешь Эго, чтобы потом его поставить на место, и постоянно следить. Чтоб не сошло, не полезло в центр, не начало управлять процессами. Которыми управлять невозможно. Процессами, которыми управляет Самость.

Боже, дай мне разум и душевный покой принять то, что я не в силах изменить,
Мужество, изменить то, что могу,   мудрость, отличить одно от другого.

Мудрости, подлинной Мудрости, которая не от  Я, не от опыта и знаний, а глубинной  Мудрости Самости. Она идет сверху, от Высшего Я, но на ее пути встает та самая нарциссическая часть Эго. Так можно ладонью закрыть солнце…. Ладонь и меньше, и слабее Солнца, но ведь закрывает же….

И говорит эта часть: «Этого не может быть, потому что это не вписывается ни в образ Я, ни в картину мира». И вся душа начинает работать на искажение реальности. По сути, эго «впрягается» обслуживать …. психоз. Хотя его главная функция - поддерживать непрерывную связь с реальностью.

А что же случилось с Талгатом?



Версий было много. Спекулировали на его записях о преданности Учителю и готовности стерпеть то него любое наказание, вплоть до убийства. Но ведь были у Талгата и другие записи….

Говорили и  том, что он подходил к христианству, и  идентифицировался   со Спасителем, отдав себя на растерзание. Говорили, что не верил до последнего в угрозу смерти. Говорили, говорили….

Мы не узнаем личной правды Талгата.  Можем только предполагать, ступил ли он на гиблую дорогу третьего пути, или, напротив - отдал всю ситуацию Высшим Силам, отрекшись от любого вмешательства Эго?  Эго или Самость были у власти, когда начался, продолжился и завершился трагический исход?

Мне больно анализировать и сейчас. Я хочу идеализировать. Но Я - последняя буква алфавита.

Самолет - вот что приблизило меня к интерпретации сюжета  гибели Талгата.

Отсюда: http://www.peoples.ru/art/cinema/actor/talgat_nigmatullin/

Казалось, судьба давала ему последний шанс. В ташкентском аэропорту Нигматулин опоздал на свой рейс. Но всеобщая любовь сослужила ему роковую службу. Командир лайнера, узнав, кто его опоздавший пассажир, приказал не отпускать трап и задержал вылет ради знаменитого актера. И Талгат все-таки улетел.

Возможно, это миф - но миф не возникает сам по себе. Миф - символическая правда. И здесь она говорит о том, что были знаки Самости, старающейся не допустить, удержать Эго от неверного решения. Вот только остановить Эго, «захватившее власть,  для Самости невозможно - у Эго есть свобода воли, которая порой превращается в право своеволия. Самость может дать знак, но не может спасти. Ведь Солнце не станет прожигать ладонь, заслоняющую его свет.

Талгат ошибся, не увидел, не услышал и внял.

Эго-Герой не сошло с дороги.

Получилось, что Талгат, очень болезненно переживавший все «проколы» Учителя (о них вы можете прочесть вот тут: http://www.proza.ru/2009/12/21/1469), решил идти до конца. По третьему пути…. Он ведет или к гибели, или к стагнации, или долго-долго, через страшные конвульсии разочарований выводит на второй путь - к обесцениванию. На первый путь дороги нет.

Герой не умеет обесценивать, Герой не умеет смиряться с реальностью, Герой умеет погибать во имя изменения мира. Он не может «переболеть» Разлом, не мог Талгат 8 лет, как Юнг переживать.  Он рванулся в бой, не слыша криков Самости,  и пал.

Меня утешает то, что своей смертью он уберег многих - ибо те, кого он называл Учителями стали ясны. Не всем - Мирзу почитали и почитают… Истеричные поклонницы и поклонники и питомцы так называемой «спиркинской лаборатории»*  по сей день защищают Абая, активно разыгрывая еще одну архетипическую карту - о заговоре КГБ. Мол, подставили несчастных одухотворенных экстрасенсов-целителей.

Я имела возможность подробно изучить материалы суда, соответственно, и материалы дела. Не было там заговора. Было бытовое избиение,  «тяжкие телесные повреждения» - так тогда говорили. Событие преступления абсолютно прозрачно, состав тоже.

Но до этого были ТЯЖКИЕ ДУШЕВНЫЕ ПОВРЕЖДЕНИЯ.  Несовместимые с жизнью……..

Разлом, исход  - это отшельничество и стадия «нигредо» - перегнивания. Разочарование следует пере-жить. Но это время не-Жизни, это время боли и обессмысления.

Послесловие:  пишу про Учителя и Ученика. И мне не хочется останавливаться на теме - ОТЧЕГО у Талгата были такие своеобразные Учителя. Не сегодня, может быть - никогда. Это тайна личности. Не мне анализировать того, кто не заявлялся на анализ. Выбирает Самость, не Эго, и история не знает сослагательного наклонения.

Я подвожу итог. Разлом - необходимая кризисная стадия, которую проходит архетипическая пара Учитель- Ученик. И каждый элемент ведет себя на этой стадии по-разному. Нарциссическая часть Эго играет основную роль в этом процессе. Здесь мало про Учителя, но добавлю: непомерно раздутое Эго Учителя, наткнувшись на разочарование в Ученике,  приняло решение о глобальном обесценивании - физической расправе. Нарциссическая часть, будучи серьезно раненой падением проекций Самости,  может выволочить на тупиковый путь.

Разлом - это боль и скрежет зубовный.

Немногие выйдут из незримой внутренней битвы, так, чтоб смочь идти дальше. Каждый своим путем, и с возможностью быть вместе.

Юлия Власова

11. 05. 2012 г.

*Т.н. секция биоэнергетики п/р  член-корреспондента АН СССР А.Г. Спиркина, призванная изучать сверхвозможности человека, но достаточно быстро трансформирующаяся в приют для городских и сельских сумасшедших со всего СССР (по моему мнению). Питомцем лаборатории был и Абай - Учитель-Убийца Талгата Нигматулина.

служебное, аналитическая психология

Previous post Next post
Up