Околописемная вежливость.

Jun 12, 2012 14:57


Как все прекрасно нормировано при живом общении «глаза в глаза»: «Здравствуйте»/«Привет», «Извините»/«Простите», «Спасибо», «Пожалуйста». Улыбнуться можно, головой кивнуть. В интернете головой не кивнешь, и улыбки твои, если ты не в Skype, от зрителей скрыты. Поэтому человеки изобрели смайлы, объясняющие читателям эмоциональную окраску читаемого. Для тех, кто смайлы не признает, или по какой-то причине ими принципиально не пользуется, существует каменистый путь долгого, вдумчивого и осторожного подбора слов, чтоб и мысль не потерять и эмоциональный подтекст присутствовал, ну и чтоб не очень пошло звучало. Сложно, короче - со смайлами, имхо, проще. Но в любом случае можно приноровиться со временем, было бы желание. А вот что меня по-настоящему заморачивает, так это вежливость в письмах. Вернее околописемная вежливость. При этом о рабочей переписке, со скорейшими ответами и обязательным заполнением поля «Тема письма» речь не идет. Не обсуждается также и «ближайшая» переписка с особо близкими людьми, типа мамы-папы-близкого друга, ее организация это личное дело каждого.

Я имею ввиду письма личные, но не от самых тесных контактов, а так, что-то среднее между приятелями и хорошими знакомыми.
Итак, вам написали мэйл. Вы почитали, порадовались. Наилогичнейшее ваше последующее действие: нужно ответить. Когда? В тот же день, через день, через несколько дней? Какой временной отрезок между письмами вообще считается приличным? Ладно, предположим, что частота писем зависит от близости отношений с адресатом. И если папе-маме-близкому другу мы отвечаем в тот же или на следующий день. То людям «подальше» отвечаем через один-два-три дня. Тем, с которыми переписываемся из чувства долга/приличия/по привычке, отвечаем в течение недели. Но вот что делать, если возникает ненормированная ситуация? Например, вам не ответили вообще. Что делать? Ждать? Плюнуть? Написать и спросить какого хрена? , что случилось? Меня интересует, нужно ли бороться за своего адресата или сразу беспрекословно принять отсутствие его ответов, как данность. На каком этапе можно махнуть рукой и сказать «Ну и будь здоров»? Сразу? А вдруг у человека случилось что-то? У меня была именно такая история. Чудачка не ответила на письмо. Я обиделась, пожелала ей счастливого пути. А через несколько месяцев она объявилась - она, оказывается, в это время маму после автокатастрофы хоронила, а потом сидела в депрессии, одна-одинешенька. В ответ на мой вопрос, почему же она не написала о том, что у нее такая трагедия, она ответила, что не было сил никому ничего объяснять. То есть, ей было одиноко и хотелось бы, чтоб ей посочувствовали, но написать о том, что случилось, она не могла.

Такая же путаница и с обратной ситуацией. Ну нет здоровья писать человеку - надоел, неинтересно, скучно. Когда можно перестать ему писать, и как это сделать вежливо? Я понимаю, что хамы подобной ерундой не заморачиваются, но не о них речь. Мы исходим из того, что между собой общаются люди воспитанные, правилами хорошего тона не пренебрегающие.

Следующее затруднение: длина письма. Насколько обязательным является примерное соответствие длины писем обоих адресатов - опять же индивидуальное дело каждого. Но если ваш адресат вам пишет трактаты по четыре листа в формате А4, а вы на системе отделываетесь половиной листа, то это, пожалуй, невежливо.

Ну и мелкие детали, вроде смайлов. Лично я их люблю и одобряю. Но можно ли их использовать с человеком, который ими не пользуется вообще? Откуда я знаю, он понимает, что означают все эти скобочки или принимает их за огрехи моего чистописания?

И, наконец, прощальная формула. В каких ситуациях прилично писать «Целую-обнимаю», а в каких нет? Нужно ли каждый раз извращаться, придумывая новые варианты прощальных пожеланий, или можно постоянно использовать одну и ту же фразу? Я голосую за разнообразие вариантов. С одной стороны, вы усложняете себе жизнь. С другой, с позиции читающего, такие прощания читать приятнее, они менее формальны. Читающий, даже не вдумываясь, чувствует, что в написанное вложено чуть больше души.

Общепринятой регламентации e-mail переписки, как мне кажется, все-таки не существует. Каждый раз приходится подстраиваться заново и вырабатывать индивидуальный ритм. Понятно, что и в реале мы общаемся с соседкой бабой Василисой на один лад, а с начальником Петром Теодоровичем на другой. Однако отличительное неудобство е-мейлов проявляется в том, что вы не видите реакций партнера по переписке, и переспросить что-либо именно по форме бывает проблематично. Казалось бы, какая разница, что он там себе думает? Но если уж мы переписываемся, то мне хотелось бы знать, что моему адресату со мной комфортно. И хотелось бы, чтоб было комфортно мне.

В общем, вынуждена признать, что несмотря на приличный опыт и объем личной переписки, у меня по-прежнему нет 100%-процентно четких представлений о том, что в ней однозначно правильно и хорошо, а чего лучше бы избегать. Продолжаю ошибаться. И да, да здравствует здравый смысл и золотая середина.
Next post
Up