Оригинал взят у
house_of_mouses в
06 Социальная адаптация (продолжение)Конспект лекций Ж.В. Цареградской "Мама+малыш"
Когда на Вашу территорию пришли гости.
Если гости пришли с маленькими детьми, нужно предоставить им место, где бы они могли расположиться, сразу показать ванную, туалет, кухню; обозначить вещи, которые можно брать и те, которые брать не стоит. Для ребенка, пришедшего в гости, нужно сразу показать игрушки, книжки, которые он может брать. Ребенку до 3 лет, чтобы освоиться на новом месте, нужно час времени (он ходит около мамы, держится в пределах 1-2 метров около нее и играет тем, что ему дали), чтобы он чувствовал себя более-менее нормально; старшим нужно меньше времени, но они все равно не чувствуют себя раскованно даже по прошествии этого времени, они понимают, что находятся на чужой территории. Когда гости освоились и пришли в себя, можно продвигаться дальше. Если вы собираетесь вместе есть, то нужно определить время, можно распределить некоторые обязанности, потому что бывает удобно и разговаривать, и одновременно чем-то заниматься. Человек, сидящий без дела в то время, когда Вы чем-то очень заняты, чувствует себя очень неловко. Если ребенок, пришедший в гости, зависает на маме, то маму в такой ситуации не нужно задействовать, и даже наоборот, нужно отказываться от ее помощи, иначе это превратится в кошмар.
Ваши действия: нужно говорить о том, что ребенок ведет себя неправильно. Если он идет осваивать квартиру через 5 мин после того, как зашел, то поведение нарушено, это себе нужно очень четко представлять; тогда маме нужно сказать, чтобы она следила за своим ребенком и не пускала его туда-то и туда-то, тогда мама будет занята на все время пребывания в гостях. Маму нужно попросить, чтобы она и ее ребенок выполняли правила, которые действуют на Вашей территории: «у нас делают вот так». Что можно трогать и что нельзя - это нужно сказать маме при ребенке. Если ребенок начинает вести себя неправильно, то это означает, что мама с ним не справляется, тогда с ним можете справиться Вы. Детей до 8ми лет можно поймать и сказать, что это Ваш дом и что если он будет вести себя неприлично, то Вы его запрете в темном туалете (привяжете на веревку к батарее), и никакая мама ему не поможет (если еще показать веревку, то это действует магически). Это не угроза, это предупреждение, и Вы вполне можете его выполнить на некоторое время, после чего ребенок начинает слушаться маму во всем (кстати, большое облегчение для мамы, потому что ребенок начинает слушаться ее во всем). Есть разница, если это делает мама и если это делает чужая тетя, которая может съесть; в принципе, это предупреждение значит: еще один неправильный шаг - съем. Предупреждение должно быть одно, потом должно последовать действие; если действия не последует, ребенка «сорвет с катушек». Взрослые часто действуют неправильно, повторяя предупреждения по нескольку раз. Т.е., чужого ребенка нужно ставить на место и не давать ему бесчинствовать. Если мама с ребенком дома не справляется, то ребенок будет проситься к Вам в гости после такого обращения, т.к. ему нужно, чтобы им управляли, а маме это не удается - что ж, придется подключать чужую тетю.
Сама мама может говорить, что «мы сейчас уйдем», но если она совсем не справляется и ребенок начинает бегать по потолку, то единственное, что может привести разошедшегося ребенка в чувство - строгие хозяева. Мама не должна просить помощи хозяйки, та должна сама вовремя вступить; в крайнем случае, можно тихонько, на ушко договориться, попросить помочь. К тому же, дети с повышенным статусом агрессивности страдают повышенной возбудимостью, и если они действительно разошлись, то в норму вернуть их сможет только очень сильный раздражитель. Чужаки являются сильным регулирующим фактором, и если Вы не справляетесь с ребенком, тогда может потребоваться чужак, который выйдет из-за кустов и грамотно зарычит, тогда все вопросы отпадают и все становится на свои места.
Свой ребенок может отбирать игрушки у гостя (даже те, которые тому дает мама или гость принес собой), говорить, что это мое. Правило: гость может попросить, и тем, что ему дали, он и должен играть. Если свой ребенок отбирает игрушки, гость может сообщить об этом маме, та должна разобраться. Важно, чтобы все действовали согласованно: если со всех сторон ребенку сказали одно и то же, подтвердив это, тогда ребенок подчиняется просьбе. Если ребенок способен дать согласие на то, что можно давать гостю, а что нельзя, то это лучше согласовать (от года и 8; у двухлетка можно спрашивать, что мы отдадим гостю, чтобы он не возражал). Если этот вопрос согласовали и игрушки отдали, то вопросов не бывает - передумывать уже нельзя, это нужно ребенку объяснить: раз согласился - все, игрушки отдали, сейчас уже нельзя вернуть. Если ребенок ничего не хочет отдавать, то с этим нужно разбираться, потому что формы социального поведения должны ему прививаться (и ребенок, и игрушки - Ваши!).
Ситуация с гостями в чем-то сложнее, а в чем-то проще, потому что объединенные усилия двух людей могут привести ребенка в чувство.
Если дети пытаются обидеть друг друга, то мамы должны следить за ними и помогать друг другу решать эти ситуации. Нельзя позволять ни гостю обижать своего ребенка, ни своему ребенку - гостя. Каждая мама защищает своего ребенка и восстанавливает справедливость. Если дети маленькие, то нужно всегда рассчитывать, что нападение может быть неожиданным. Нужно учитывать, что должно быть не наказание, а ограничение действий и попытка объяснить, что другой ребенок - тоже живой, и пока он этого не поймет, то будет продолжать действовать в том же направлении. Плач другого ребенка - не показатель; нужны навыки общения, нужно многократное наблюдение за действиями взрослых по отношению к другим детям. Если ребенок рос в семье, где много маленьких детей, то он и к чужим относится, как к живым объектам. Если ребенок не общался с маленькими, тогда он будет относиться к ним как к неживым; это видно даже тогда, когда он его не обижает. Ребенок относится к другому как к предмету, с которым, может быть, нужно обращаться осторожно, потому что сломается. Ребенок может обидеть другого ребенка не потому, что он такой злобный, а потому, что он не понимает, что тот тоже живой. Понимание этого происходит ближе к 3м годам, тогда дети уже совершенно точно понимают, кто живой, а кто неживой. Для того, чтобы они имели опыт общения, необходимо многократное посторенние. Имеется определенный объем этих повторений, и если ребенок этот объем не получил, то он не может понять, что оно живое. Если ребенок живет в группе, где есть маленькие дети, то он этот опыт приобретает достаточно быстро (в нормальных условиях дети приобретают достаточно опыта уже к 2м годам, чтобы относиться к совсем маленьким детям как к живым). Если маленьких детей нет, то нужно, чтобы прошло 3-4 года, чтобы ребенок накопил достаточно опыта и понял, кто живой, а кто неживой.
Если пришли взрослые гости без детей, по отношению ко взрослым гостям действуют те же правила. Единственная разница - им требуется меньше времени, чтобы освоиться. Если в гости пришли бабушки (старше 65 лет), то им требуется больше времени, чтобы отдохнуть, если на бабушку броситься сразу, то она будет чувствовать себя некомфортно. Даже когда они бодрятся и готовы прямо сразу идти мыть посуду, не верьте, усадите, напоите чаем. Это желание, идущее впереди возможностей. Нужно сначала привести бабушку в чувство, уже потом подключать ее к работе. Человеку преклонного возраста требуется минимум 30 мин, чтобы прийти в себя, даже если он ехал к Вам такое же время. Это не зависит от состояния здоровья - это психологическая установка. Старому человеку нужно время для перестройки, чтобы переключиться с одного действия на другое. Если Вы хотите, чтобы старшие люди имели хорошее представление о Вас, тогда нужно обязательно устраивать им паузу, потому что когда бабушка, только придя в гости, бежит мыть посуду, то у нее остается дискомфорт от общения с вами, они его накапливают и потом начинают его выплескивать. Бывает, что бабушка, придя в гости и сразу приступив к делам, накапливает негатив, потом его выплескивает скандалом и со спокойной душой уходит со словами, что больше к Вам не придет; через два дня приходит и все начинается снова.
Кроме того, нужно учитывать, что вашему ребенку тоже требуется время, чтобы привыкнуть к пришедшей бабушке, даже если это знакомая бабушка, и когда ребенок готов прямо сразу залезть к ней на шею. Все равно, детям требуется время, чтобы у одних спал ажиотаж, у других возникло привыкание - около часа (независимо от количества людей, если только гости приходят не по очереди, лучше всего приходить толпой). Это привыкание происходит в том случае, когда гость ведет себя неагрессивно, в противном случае он сразу восстанавливает ребенка против себя и тогда никакой час привыкания ему уже не поможет.
Взрослых гостей нужно предупредить, чтобы они не вели себя агрессивно - не набрасывались на него, требуя, чтобы он с ними поговорил, поулыбался им, хватать его на руки, совать ему гостинцы - или вспомнить свою культуру, или объяснить состоянием ребенка. Особенно рвутся позаниматься с ребенком, помочь с ним родственники, считающие себя причастными к воспитанию и нуждающиеся в демонстрации этой причастности. Нужно коротко объяснить им все правила поведения в той манере, которую они примут нормально (одни не обидятся на прямое высказывание, другим нужно объяснять через сказки, чтобы было все понятно и не было обидно). Простейшее объяснение - что гости набрали бактерий или что ребенок гиперактивный и его не надо трогать, он начинает стрелять в гостей из пистолета.
Когда Вы пришли в гости:
То же самое, только наоборот.
Лучше всего сразу осведомиться, где находятся места общего пользования, попросить, чтобы Вашему ребенку выделили книжки или игрушки, но если есть другой ребенок, то желательно, чтобы это было с ним согласовано и чтобы он это видел, потому что когда он придет отбирать у вас выданное вам, то будет непонятно, как себя вести. Если было согласовано, тогда можно сказать, что это пока наше, полученное во временное пользование, поэтому просьба разбираться со своей мамой. Если вам выделили место, где вы можете отдохнуть, то примерно через час, когда Вы отдохнули и адаптировались, тогда можно подключаться к какой-либо деятельности. Конечно, нужно учитывать, как адаптируется ребенок, потому что некоторые адаптируются медленнее, и если прошел час, а ребенок все еще предпочитает сидеть у Вас на руках, чем ходить куда-нибудь, то понятно, что Вы будете прикованы ребенком к месту. Еще нужно предусмотреть, что горшок по гостям не носят и сразу по приходу спросить у ребенка, хочет ли он в туалет, потом этот же вопрос повторять через каждые 30 мин. Ребенок может ничего не отдавать в гостях, он может сходить в штаны, тогда нужно с собой брать запасную одежду. Перед уходом нужно исхитриться и все же ребенка высадить, потому что он может сходить в туалет в штаны, он просто не может дольше терпеть. Когда Ваш ребенок освоился и начинает передвигаться, он может пойти заниматься чем-нибудь, и если это не было оговорено хозяйкой, тогда нужно на всякий случай сходить и спросить, можно ли делать то, что делает ребенок, потому что хозяйка могла думать, что какие-то вещи ребенок не увидит и не возьмет. «Извините» и «спасибо» говорит за ребенка мама! Она не должна настаивать, требовать этого от ребенка, потому что он может опасаться и не разговаривать, поэтому на вопросы «как тебя зовут» и «сколько тебе лет» отвечает мама.
Насчет стихов на табуретке: если ребенок не хочет, нужно уйти от этого вопроса, сказав, что вы сегодня не в форме, у вас не было достаточно репетиций. Если ребенок читает все, что знает, и всем это уже надоело, тогда бурные аплодисменты и все уходят.
Песочница:
Это чужая территория, она никому не принадлежит, но для Вас все равно чужая, Вы ею временно пользуетесь. Если учесть, что туда ходят еще другие дети, то получается «территория водопоя». Кстати, на водопое тигры не кусаются, никто не нападает.
Если пришли на такую территорию, то там все вещи Ваши, нет ни одной вещи ребенка (ребенок, кстати, тоже Ваш). Все принадлежит ведущему (ваше государство временно выехало на нейтральную территорию, все вещи принадлежат правителю - маме). Например, если Вы приехали в песочницу на коляске, в которой сидит ребенок вместе с игрушками, то Вам принадлежат коляска, ребенок, вся одежда на ребенке, все игрушки, взятые с собой. Вы можете учитывать предпочтения своего ребенка в построении дипломатических отношений с другими государствами. Например, если Вашему ребенку очень нравится кукла, и он очень ею дорожит, то при построении отношений с другим ребенком или его мамой Вы эту куклу не отдадите. Есть песочницы, в которых принято прийти, свалить все игрушки в одну кучу и играть всем вместе; есть песочницы, где каждый играет своими. Есть вещь, которую Ваш ребенок особенно любит и которую он не хочет класть в общую кучу, это лично его, она принадлежит лично ему, он никому не дает разрешения играть ею и Вы, соответственно, тоже. Все делается с вашего согласия. Если мама забирает у ребенка любимую игрушку и хочет свалить ее в общую кучу, она неправа изначально; ребенок будет либо пытаться выловить эту игрушку из общей кучи, либо будет постоянно конфликтовать.
Разбираются игрушки из общей кучи по принципу, что кому принадлежало раньше. Если происходит обмен, тогда нужно договориться с мамой того ребенка (ей же все принадлежит) и спросить, не возражает ли она, если вы возьмете ее игрушку и дадите взамен свою. Если мама не возражает, то можно произвести обмен; если возражает, то обмен произойти не может. Просто так отдавать неправильно. Если мама согласна, а ребенок возражает, то это решает мама. Если мамы поблизости нет, то нужно либо искать ее, либо отказаться от задуманного. Если Вы уходите, а Вашей лопаткой еще играют и не собираются пока уходить, то нужно сказать, что Вы уходите и забираете. Если ребенок плачет, то не обращать внимания, Вас это не должно волновать, все должна решать мама того ребенка. Если та мама предлагает отдать Вам лопатку вечером, то это уже условия обмена; здесь решается попредметно и повременно, вы можете либо обменять, либо просто дать. До тех пор, пока Вы не поняли, что свое, что чужое, Вы действуете неправильно, исходя в разное время совершенно из разных позиций; у ребенка в голове каша, он не понимает Вас. Он знает, что кому принадлежит на самом деле, и ему непонятно, почему Вы поступаете так; он знает, что чужое - такое же для других людей. Если Вы поступаете нелогично, то Вы травмируете ребенка, нарушаете его социальную адаптацию. Нужно, чтобы Вы совершенно четко поняли, что - чье и что - кому. Если Вы не поняли, кто является хозяином вещей, находящихся у ребенка, то тогда у них хозяина нет.
Когда Вы пришли в песочницу, когда вы знаете, что и вещи, и ребенок - Ваши, тогда Вы следите за тем, чтобы Ваши вещи никто не брал и Вашего ребенка никто не обижал. Вы должны не растаскивать дерущихся, а предупреждать эту драку. Если Вы видите, что кто-то идет с намерением что-то у Вас взять, то остановите его и спросите, что он хочет взять, скажите, что Вы этого никому не даете, или разрешите взять, но предупредите, что Вы это обязательно возьмете, когда будете уходить. Если Ваш ребенок идет взять чужую вещь, которая не свалена в общую кучу, то нужно обязательно спросить или у ребенка, или у мамы. Если вещь валяется и непонятно, где ее хозяин, тогда можно взять, но если хозяин после этого нашелся, тогда нужно отдать, ведь Вы знаете, что взяли не свое. Если кто-то что-то бросил, и Вы это подобрали, то это Ваша добыча. Можно громко спросить, чья это вещь.
Нужно твердо знать, какие взаимоотношения строить с другими мамами. Обученные мамы, приходя в песочницу, объясняют правила, и тогда там воцаряются мир и спокойствие или мама просто перестает ходить в эту песочницу.
Однозначно, мама должна защищать своего ребенка. Мама должна предполагать, что такие нападения возможны; мама должна знать, что она находится в обществе людей, большинство из которых социально не адаптировано. Если Вашему ребенку кто-то ткнул в глаз, то он должен получить от Вас «по ушам» (если Вы видите прямое нападение, то Вы можете поставить ребенка на место, но в основном нужно ограничивать нежелательные действия). Именно Вы должны были проучить ребенка, а не его мама. И все-таки, такие ситуации нужно предупреждать. Ребенка, который обижает Вашего, бьет его, нужно просто приподнять над землей и переставить его подальше от Вашего. Мама должна решать возникшие конфликты: она отодвигает всех в сторону, распределяет лопатки так, как считает правильным.
Правило водопоя - пить без конфликтов. Нужно помнить, что ребенок считает других детей неживыми объектами. Нужно следить, чтобы Ваш ребенок не обидел кого-нибудь, потому что он может точно так же «получить по ушам» от другой мамы. С ребенком 3 лет и старше можно поговорить, объяснить ему и договориться с ним. Если Вы действуете по правилам, то дети все хорошо понимают и соглашаются, у них не остается обиды на Вашу несправедливость. Главная цель - действовать последовательно, а действовать последовательно Вы можете, только зная правила. Мама должна активно участвовать, мама ни в коем случае не должна наблюдать за происходящим. Таким образом, не самостоятельность воспитывается, а полное отсутствие понимания ситуации: если взрослые не понимают, кому что принадлежит, то как дети могут понять это?
Передается не агрессивность, а форма поведения; если ребенка били совочком по голове, то он может перенять это и сам начнет бить других детей совочком по голове - дедовщина так дедовщина.
Ребенок до 2 лет подчиняется правилу, что он и все, что находится у него, является собственностью мамы. У ребенка начинает появляться собственность после 2 лет - вещи, которые он понимает как свои. Это зависит от появления у ребенка жадности, которую он очень хорошо проявляет дома, говоря, что эти вещи - его; это нормальная ситуация, формируется представление о том, что принадлежит ребенку. Для того чтобы ребенок мог делиться, он должен чем-то обладать, если у ребенка ничего нет, он и не может делиться. Жадность ребенка - не жадность, а проявление собственничества, после того, как появилась эта жадность, ребенок и начинает по-настоящему делиться. Когда годовалый ребенок кормит маму, он с ней не делится, он отдает ей ее. Когда у ребенка появляется его вещь, тогда он может отдать ее кому-то - отрывая от сердца - поделиться, когда сам захочет; а когда проявил это сам, тогда можно уже просить, говорить, что надо делиться. Для того чтобы ребенок делился, он должен видеть, как это делают другие люди, если у него не будет этого опыта, он не сможет делиться.
Очень хорошо, когда папа ходит на прогулки. Между прочим, папа ходит на охоту с копьем, надо периодически размахивать им, и тогда будет все в порядке около песочницы.
Прогулки.
Предназначение прогулки: терморегуляция, социальная адаптация, изучение окружающей среды. Для ребенка прогулка в первую очередь - сопровождение взрослого, который куда-то идет и что-то делает; он должен не праздно шататься, а идти куда-то с определенной целью, иначе как можно следовать за ним, сопровождать его, когда он шатается без дела. Прогулка должна быть с целью, ребенок должен сопровождать взрослого. Мама идет куда-то и зачем-то, ребенок идет за ней хвостом, а по пути ребенок рассматривает окружающее, регулирует термоадаптацию, социально ориентируется во встречающихся ситуациях. Очень хорошо, когда на прогулку идет папа, потому что он отвечает за внешнюю территорию; ребенок лучше гуляет, на прогулке лучше слушает папу и дедушку, чем маму и бабушку.
Мама и цель прогулки: сломать ветку, посмотреть, как падают листья, на худой конец, в магазин, написать на снегу букву. Цели могут быть самыми разными - мало ли чего может стукнуть в голову маме. Главная цель ребенка - следовать за кем-то; попутно он решает свои познавательные задачи, узнает, что находится на улице. С этой точки зрения прогулка является обучающей экскурсией. Кроме того, на прогулке проявляется степень и качество начальной социальной адаптации ребенка, прививаются другие формы социального поведения.
Роль взрослого на прогулке: формирование у ребенка поведения следования и безопасной дистанции - чисто биологические понятия. Взрослый учит ребенка вести себя адекватно по отношению к чужой обстановке - ограничивать действия, привлекающие излишнее внимание; в частности, если папа идет на охоту, а ребенок будет играть колотушкой, он распугает всю дичь, значит, нужно вести себя очень тихо и ступать неслышно. Следующая роль взрослого - наблюдение за ребенком и обеспечение ему безопасности. Это не означает, что нужно постоянно смотреть в спину ребенку; Вы должны ориентироваться, где сейчас ребенок, в достаточной ли он безопасности, сохраняет ли безопасную дистанцию; если малыш отстает, Вы должны притормозить, если идет слишком быстро - ускориться, если его занесло в кусты, где сидит змея, - спокойно оттуда вывести. В связи с тем, что прогулка выполняет функцию экскурсии, нужно отвечать на вопросы ребенка и комментировать то, что его заинтересовало: если он смотрит на ворону, нужно объяснить, что эта черная птица - ворона, что она кричит «кар!».
Формирование поведения следования и безопасной дистанции: у индейцев теплых стран поведение следования начинает формироваться с тех пор, когда ребенок начинает ползать. В наших условиях такой возможности нет, оптимальное начало его формирования - 9-10 мес., когда ребенок начинает ходить, потому что до этого момента он и так следует за мамой в перевязи, находясь на маме. Если Вы хотите сформировать поведение следования, то коляска исключается сразу, она препятствует формированию этой формы поведения. В условиях севера трудно ходить без одежды (при морозе -20˚), а с одеждой ходить еще более сложно.
Возьмем летнее время: когда малыш только начинает ходить, он хочет идти за Вами, делает несколько шагов; он то идет, то Вы его несете, но вы должны двигаться непременно в одном направлении. У мамы должна быть цель, она должна идти к этой цели. Если мама не будет идти туда, то никакого поведения следования не сформируется. Здесь важно, что двигаетесь Вы, а ребенок идет за Вами, а ни в коем случае не наоборот.
Первоначально Вы то ведете, то несете ребенка. Когда у него улучшаются моторные навыки, он ходит дольше и активней, получается так, что он то идет за Вами, то он начинает идти, куда глаза глядят, потом снова идет за Вами. На формирование этого поведения уходит около 2х мес. Это отлично получается у людей, которые живут в загородных домах, там нет такой проблемы. Город - очень обманчивая среда, создающая ложное впечатление безопасности, ребенок может идти в разные стороны; на самом деле, опасностей слишком много, ребенок их не понимает; нужно очень жесткое поведении мамы. Ни в коем случае нельзя бегать за ребенком. Вы можете его подхватывать, подтаскивать, но идти в своем направлении. Должно быть так: ребенок идет с мамой за ручку, через дорогу его переносят, где безопасно - идет спереди или сзади, но все время рядом с мамой. Это 100% обучаемое поведение, если ребенок ведет себя не так, как надо, то это значит, что Вы этим не занимались и не обучали ребенка, тогда ребенок орет и идет в неизвестном направлении. Еще это зависит от того, насколько хорошо мама выполняет роль ведущей. Когда ребенок идет не в том направлении, его подхватывают, а он кричит, нужно не обращать внимания на крики. Но тащить орущего ребенка - не совсем правильно, нужно ограничить расстояние и научить его вести себя.
Если ребенок идет не в том направлении, то его нужно взять на руки, пронести немного и поставить на землю. Если ребенок просится на руки, не когда устал, а когда ему не хочется идти, то нужно его взять так, чтобы ему было неудобно, например, под мышку
К годовалому возрасту это поведение должно быть сформировано, это результат только обучения и больше ничего. У ребенка есть природное стремление следовать за мамой (возрастная особенность), и если Вы пропустили эту форму поведения, не задействовали ее, то это поведение уходит безвозвратно, тогда ребенок не будет ни за кем следовать. Природное следование - от 6 до 11 мес., когда он ходит за всеми, его нужно обучать. Но ребенок - существо все-таки обучаемое, есть надежда на формирование этого поведения, но это будет намного дольше.
Когда мать из племени индейцев идет куда-нибудь, она совершенно не думает, идет ли за ней ребенок, у нее своя ноша, а следование - проблема ребенка, он должен встать и пойти за матерью туда, куда она идет и ровно столько, сколько нужно, чтобы дойти до туда. На самом деле, дети очень выносливы, просятся на руки обычно для того, чтобы посмотреть на местность сверху, но это не значит, что все оставшееся время ребенок должен ехать на матери.
Безопасное расстояние: результат обучения; у каждой возрастной группы - свое расстояние. Для маленького ребенка (1-1,5 года) безопасное расстояние определяется из чисто биологических, физиологических установок - он должен удаляться от мамы на расстояние, равное ее шагу и вытянутой руки (примерно 1,5 метра); воспитанные дети двигаются вокруг мамы на этом расстоянии, ни на йоту не переступая границу. Дети диких племен именно так себя и ведут. Для 2летнего ребенка это расстояние увеличивается еще на 0,5 метра: рост ребенка увеличился, что позволяет ему видеть дальше. Периодически на прогулке ребенок просит, чтобы Вы его взяли на руки, хорошо видно, что он просится, чтобы посмотреть сверху, соотнести свои впечатления, ведь он видит все снизу и ему нужно посмотреть сверху, чтобы понять, как выглядит этот объект - формирование пространственных впечатлений о местности, где он находится. По мере роста ребенка увеличивается безопасное расстояние, это определяется еще его скоростью передвижения: маленький ребенок не может успеть прыгнуть к маме издалека, поэтому у него надежда только на маму, что она уберет его от опасности, взяв на руки. Когда ребенок подрос, он может издалека увидеть опасность и шагнуть полшага к маме, она тоже двинется навстречу ребенку, своевременно убрав его от опасности. У 6-летних детей расстояние вырастает до 5-6 метров, они уходят достаточно далеко, но снова возвращаются, могут сопровождать взрослого именно на этом расстоянии, потому что им уже видно достаточно, они могут своевременно защитить себя, убежав от опасности. Важно, чтобы хотя бы когда-нибудь было наличие безопасного расстояния для ребенка, это свидетельствует о том, что он несет ответственность за свою безопасность, и если этого не было, то ребенок так и не понял, где опасность, а где безопасность. Если боле старший ребенок уходит, не оборачиваясь, на 30 метров, мама не должна стоять и ждать, когда он вернется, она должна не выпускать его за пределы безопасного расстояния, если оно не сформировано в раннем возрасте: как только ребенок приближается к границе, нужно схватить его на руки. Безопасное расстояние у совсем маленького ребенка жестко запрограммировано природой, как у всех видов, где детеныши должны следовать за матерью; единственное, чего ребенок не знает, это точных сантиметров, потому что ростовые данные отличаются, нужно показать ему первое расстояние (шаг + длина руки), потом ребенок будет удлинять его ровно настолько, насколько это нужно.
Соблюдение безопасного поведения (безопасности): мама должна определить для ребенка то поведение, которое для него является безопасным, и, все то, что выходит за пределы этого поведения, мама должна пресекать (жесткая форма поведения, но не подавление, а нейтрализация). Когда мама формирует безопасное поведение и безопасное расстояние, она сразу ограничивает формы поведения, привлекающие излишнее внимание: ребенок уходит на короткое расстояние, как только заплакал, его унесли. Ребенка нужно обучать вести себя на прогулке безопасно. Обученные дети на прогулке не плачут, даже когда они упали и сильно ударились, когда действительно больно, они держатся из последних сил, но не издают ни звука. В городе трудно, потому что среда выдает себя за безопасную, хотя на самом деле опасностей очень много. Все опасные формы поведения нужно нейтрализовать, уйти куда-нибудь, чтобы это прекратить.
Поскольку городская среда кажется безопасной, то ребенку нужно продемонстрировать опасности этой среды; к сожалению, если это не показано с начала, то это приходится делать искусственно: если ребенок отстает, нужно организовать злого дядьку иди злую тетку, которые нападают на ребенка и тащат его (в эмоциональном плане труднее приходится взрослому, играющему роль злого, чем ребенку). Если роль сыграна удачно, то ребенок понимает, что опасность была настоящей; его вовремя спасают, а для закрепления через пару дней повторяют, после этого ребенок понимают, что опасности все-таки есть. Можно нанять своего знакомого, которого ребенок не видел, одеть его причудливым образом, выдать мешок, чтобы он в удачно сложившейся ситуации поймал ребенка. Мама должна подождать, когда ребенка начнут запихивать в мешок, неожиданно появиться и спасти свое драгоценное чадо, потом сказать «видишь, как бывает». Точно так же и к собакам: если ребенок лезет к каждой встречной собаке, договоритесь с кем-нибудь, чтобы собака хотя бы зарычала, этого будет достаточно, чтобы ребенок понял.
Это еще зависит от отношения взрослых, Вы можете делать что-то, совершенно неуловимое, что говорит о том, что это безопасно, вот сейчас пройдет и будет все нормально.
Дети на самом деле искренне не понимают, где опасность, нужно им это продемонстрировать. Когда Вы приезжаете в настоящий лес, где есть звери, дети прилипают ко взрослым, безопасное расстояние формируется на глазах. Ребенок увидел следы животного, его помет, ребенку объяснили, кто это, он сразу «строится». Это производит большое впечатление; были случаи, когда ребенок, встретив кабана, взлетал на сосну, где на много метров в высоту не было ни единой веточки, сидел там, на вершине, совершенно счастливый от того, что спасся, и когда вставал вопрос, что нужно спускаться, совершенно не знал, как он туда залез.
Роль пастуха для ребенка может выполнять собака или старший ребенок; но маленький ребенок понимает, что это обеспечение его безопасности, он убегает на то расстояние, где его обычно ловят и останавливается.
Поведение ребенка на прогулке: это результат обучения. Ребенок от Вас ожидает, что, когда Вы выходите в дикую природу, он будет за Вами следовать, но все 3 часа вы вряд ли будете идти без перерывов, должны быть привалы. Ребенок ожидает, что Вы будете или поджидать его, или брать на руки, когда он отстает. На привале он предполагает, что Вы будете какое-то время заниматься им, или заниматься своими делами, а он будет ходить вокруг Вас по кругу - безопасному радиусу. Время, которое требуется ребенку, чтобы освоить эту площадку, соизмеряется со временем, которое Вам требуется для отдыха (примерно 15 мин.), если примерно через такое время Вы встанете и скажете, что вам нужно идти дальше, то ребенок будет готов следовать за Вами: он уже все осмотрел, его там больше ничего не интересует, вы прокомментировали все, что он видел и пошли дальше. Через какое-то время опять привал, там происходит то же самое. Если ребенку требуется больше времени, чтобы освоить эту площадку, то нужно решить, что вы делаете: или он следует за Вами, или наоборот. У Вас может быть цель пойти в песочницу, но цель исключительно Ваша. Чтобы ребенок устал на прогулке, ему нужно 2 часа; но песочница исчерпывается 20 минутами, потом нужно что-то менять. Нужно грамотно планировать нагрузку и для Вас, или для ребенка. Мама должна быть ведущей: если ребенку нравится занятие, а маме уже надо идти, то надо уходить, а не сидеть «ну, если тебе так нравится, то давай еще чуть-чуть», а потом еще «чуть-чуть» и еще; не должно быть даже вопросов. Главное для детей - чтобы мама жила своей полноценной жизнью, к которой ребенок присоединяется.