Оригинал взят у
house_of_mouses в
07 Воспитание ребенка раннего возраста (от рождения до 3 лет). (продолжение))Конспект лекций Ж.В. Цареградской "Мама+малыш"
Средство педагогического воздействия: Управляющее поведение родителей: ребенок использует родителей как ориентир; он честно считает, что он как инопланетянин, попавший в неизвестный мир, к которому ему нужно приспособиться. Вполне естественно, что он будет использовать в качестве ориентира тех людей, которые, как он считает, приспособились к жизни в этом мире. Ребенок думает, что, если Вы дожили до такого возраста, то уже к чему-то приспособились. Ребенок оценивает все реакции родителей относительно его поведения как оценочные, по ним он судит, правильно или неправильно он сделал; для ребенка Ваша реакция является вехой, по которой он определяет верность или неверность своего поведения. Ребенок ожидает, что Вы будете реагировать на его действия и на его мотивировку, с этой точки зрения он делит Ваши реакции на адекватные и неадекватные. (Например, со стола можно сбросить какой-то предмет случайно, из-за неловкости; можно сбросить, чтобы посмотреть, что из этого получится; можно сбросить с целью разбить этот предмет; можно сбросить, чтобы расстроить обладателя; можно сбросить, чтобы привлечь внимание - это совершенно разные мотивации. Ребенок ожидает, что Вы будете реагировать на мотивацию, а не на действие, как часто делают взрослые. С этой точки зрения ребенок будет делить Ваши действия на адекватные и неадекватные. Если Вы будете постоянно оценивать действия, а не мотивировку, то ребенок будет считать, что Вы немного нездоровы, и к Вам нужно относиться снисходительно, потому что в данной ситуации он оказывается сильнее Вас.)
Реакции родителей, расцениваемые ребенком как управляющие:
· Бурная реакция: выражается в сильной жестикуляции, громких звуках и активном перемещении. Если такая реакция была адекватной, то ребенок понимает, что он сделал что-то совсем невероятное, нужно немедленно исправить ошибку (в норме ребенок, видя бурную реакцию, сразу бросается исправлять то, что он сделал не так). Если такая реакция была неадекватной (например, уронил что-то случайно, а не с целью навредить), то она приобретает эффект «кнопки» - ребенок будет повторять это действие специально, с любопытством наблюдая за бурной реакцией родителей; ребенок оказывается в театре: он перекладывает скрепку, и тут кто-то начинает бегать и кричать - это же забавно! Родители просто не понимают, в какое глупое положение они сами себя ставят. Ребенок действует бессознательно, делает что-то как всегда, и тут начинается такое действо, предсказуемая реакция; дети постоянно ловят на этом родителей, получается «мама на дистанционном управлении».
· Безразличные реакции: ребенок что-то делает, а родители его не видят. Это не нарочитое игнорирование, а когда Вы просто его не видите. Нужно запомнить, что Вы для ребенка являетесь ориентиром, вашей реакцией он проверяет, задело ли Вас его действие. Если вы никак не реагируете, то он сделал что-то совершенно неприемлемо. Те действия, которые ребенок делает неточно, неверно, Вы можете не замечать, ребенок на это реагирует. Например, дети часто приносят с улицы интересное занятие, например, биться головой о стену, падать на пол и дрыгать ногами. В этом случае его можно обойти и заняться своими делами. В принципе, можно считать, что ребенок занят решением какой-то своей задачи, которая Вас не касается, тогда нужно дать ему возможность найти решение - выйти из комнаты, и пусть он катается по полу. Вы должны продемонстрировать безразличие: это личное дело этого человека, в личные дела мы не лезем. Пример: ребенок увидел на улице, что можно упасть на пол и бить ногами об пол, когда что-то не дают или делают что-то не так. Вы пришли домой, предложили ему раздеться, он решил продемонстрировать это поведение; Вы должны спокойно раздеться и пойти заниматься своими делами, потому что ребенок сейчас занят чем-то своим - это и будет проявлением безразличной реакции. Когда ребенок занимается своими делами, Вы ему не должны мешать, его личные занятия Вас, как социальное существо, не волнуют. В таких случаях обычно ребенок встает, заходит перед Вами, ложится и еще раз повторяет, Вы уходите и из этой комнаты. Если ребенок пошел за Вами в ботинках, тогда нужно ограничить ему территорию, где он может лежать, коридором. Можно сказать ребенку: «у нас так не делают; это твои личные проблемы, ты сам с ними и разбирайся». Обычно с 3-ей попытки у ребенка пропадает интерес вести себя подобным образом. Одному в комнате (самому себе) устраивать сцену скучно. С одной стороны, родители тут предоставляют ребенку свободу, с другой стороны, лишают оценки.
· Поощрительные реакции: поведение, выражающее одобрение действиям ребенка, выражается в словах и в действиях: обнять, приласкать, погладить. Но нельзя переборщить, потому что ребенок считает, что он хороший и правильный, проявления бурной радости по поводу его правильного действия не должно быть. Бурные реакции настораживают, ребенок начинает подозревать, что что-то неправильно: начнет считать, что он был какой-то неправильный, раз его человеческое поведение вызвало такой бурный восторг. Когда ребенок взял тряпочку вытирать пыль, а бабушка очень сильно обрадовалась этому и стала восторгаться, то ребенок начал сомневаться в своей полноценности. Бурных восторгов по поводу того, что у ребенка что-то получилось, быть не должно, потому что ребенок и так ожидает, что у него все получится; нужно только сказать ему, что все получилось правильно, что сегодня получилось лучше, чем вчера. В принципе, нужно учитывать долю бурных и спокойных реакций; бабушке и дедушке позволительны более бурные эмоции, потому что для них ребенок немного инопланетянин, а мама должна держать себя в руках, проявлять эмоции для ориентира.
· Реакции опасности: поведение, которое проявляется, когда ребенок совершает действие, результатом которого может стать травма или гибель. Например, когда Вы входите в горящую комнату, в которой на столе сидит ребенок, тогда нужно схватить его и убежать в безопасное место, а не стоять в дверях комнаты и объяснять опасность; что-то оценивать будет можно уже в безопасности. Ребенок реагирует на активное поведение: когда Вы его хватаете и начинаете быстро куда-то перемещаться, он замирает, повисает и старается своими действиями никак не мешать Вашему движению, потому что он понимает, что так хватают только тогда, когда нужно спасаться - это тоже биологическая реакция. Рассуждать о том, в какой опасности находился ребенок, можно будет вдалеке от этой опасности. Если ребенок в розетке ищет фазу шпилькой, тогда нужно его схватить и убежать из этой комнаты, и только в другой комнате говорить о том, что это было опасно.
· Позиция подчинения: когда нужно показать ребенку, что он подчиненный, а Вы - ведущий, тогда можно над ним нависать, его можно взять на руки (тогда ребенок у Вас в подчинении, когда его поставили на пол, тогда уже не совсем подчиненный); когда ребенка носят под мышкой, то он тоже в подчиненном положении, потому что под мышкой его носят только тогда, когда спасают от опасности. Например, в поведении следования: если ребенок идет не в ту сторону, то нужно его взять на руки или под мышку, пройти с ним немного и поставить на землю.
Следующее средство педагогического воздействия:
· Единство взрослых в оценке действий и поведения ребенка. Вся семья должна оценивать действия ребенка одинаково, нужно договариваться. Если есть сомнения в правильности поступков ребенка, то нужно предоставить решение маме, а потом обсудить это с ней в другой комнате. Если выстроена иерархия, то мама имеет приоритет в «разборе полетов» своего ребенка, а если она в чем-то неправа или кому-то что-то непонятно, то это лучше обсудить в другой комнате. Лучше потом исправить ошибку, чем продемонстрировать разночтения в оценке: или оценивает мама, или все оценивают одинаково. Если существует разная оценка действий ребенка со стороны членов семьи, то ребенок начинает считать взрослых неполноценными (старшие дети формулируют это вслух); во-вторых, дети начинают считать, что, поскольку взрослые неполноценны, то ими можно манипулировать, они начинают плести интриги: специально натравливают взрослых друг на друга, потом садятся на диван и с большим любопытством за этим наблюдают. Если ребенок знает, что все взрослые «идут единым фронтом», тогда мама может обращаться за помощью к папе, когда сама не может справиться с ребенком.
Специфика воспитания ребенка раннего возраста:
1). Ребенок не понимает объяснений, он понимает действия и другие невербальные сигналы. Он рассчитывает, что с ним не будут говорить а поправят буквально: если он, пытаясь что-то зацепить в миске, расплескивает все, он ожидает, что вы не будете объяснять бесполезность его занятия и то, что он развел грязь; он ожидает, что Вы подойдете, поможете или покажете, как правильно зацепить то, что ему нужно и прекратите свинство, если это Вас не устраивает. Ребенку нужно, чтобы Вы объясняли ему действиями, а не долгими разговорами; он может пропускать Ваши слова мимо ушей, потому что, собственно говоря, он на это не рассчитывает. Постепенно это начинает уменьшаться, объяснения начинают занимать какую-то долю, но основное - действиями. Если Вы видите, что ребенок что-то делает неправильно или у него не получается, то нужно подойти, помочь и исправить, а уже потом объяснять - именно в таком порядке ребенок понимает, а не наоборот. Если Вы начнете помощь словами, то, считайте, все испортили. Но при этом нужно не забывать о демонстрации дружественности мамы - вежливости.
2). Ребенок считает себя неразделимым с мамой и с той группой, в которой он находится, от него совершенно не требуется согласия на многие действия. Ребенок безраздельно доверяет маме, она может делать с ним некоторые действия, не спрашивая у него разрешения: можно считать, что оно было дано тогда, когда он родился. Согласия от ребенка не требуют, когда все пошли есть, нужно просто сообщить ему, что вся семья пошла есть, если ребенок хочет есть - он присоединится. Вы должны просто взять его с собой, а хочет он есть или нет - он решает на месте. Также согласия не требуется, когда выходите из дому - это Вы идете, а ребенок следует за Вами. Ребенок не определяет, ложиться ему спать или нет - семья легла спать, ребенок тоже должен лечь; это определяет мама, у ребенка не нужно спрашивать, хочет ли он спать, нужно сказать, что пора ложиться. В этом тоже проявляется роль мамы как ведущей: если она спрашивает, значит, сильно сомневается, значит, хочет, чтобы ребенок взял на себя роль ведущего, а это совершенно неестественно.
Воспитание ребенка первого года жизни:
· Является наиболее комфортным, эффективным и продуктивным периодом воспитания. Начинать воспитание нужно именно в этом возрасте. Реализуется действительно очень просто, потому что основано на биологических и физиологических законах.
· Наиболее важными в этом периоде являются поведение у груди, холдинг, высаживание - в этом должна проявляться ведущая роль матери.
· Поведение у груди: мама следит за правильностью прикладывания, положением ребенка у груди, регулирует положение носа относительно груди; обязательно прикладывание по требованию матери - не должно быть отказов; обязательно сосание вокруг снов - в состоянии засыпания и пробуждения; успокоение под грудью - основные моменты воспитания.
· Холдинг (ношение на руках): мама выполняет функцию ведущей: учит ребенка заниматься миром, а не собой; не приучает ребенка выяснять отношения; определяет, в какой позе она носит ребенка; будет она с ним ходить, стоять или сидеть - не ребенок заказывает, что мама должна в этот момент делать. Мама определяет, какой деятельностью она будет заниматься - тоже не ребенок заказывает; и где и как именно она будет укладывать ребенка спать. Ребенок принимает, он только просит, чтобы его укачивали в нужном ритме (или слишком быстро, или слишком вяло); еще ребенок может попросить повернуть его на бочок и поправить руку, потому что так ему неудобно. Остальное определяет мама. Роль ведомого ребенок обязательно должен исполнять, иначе он не сможет в дальнейшем исполнять роль ведущего, а для этого ведущей должна быть мама.
· Организация высаживания: мама организует высаживание после сна и во время сна, высаживание по ритму в течение дня, т.е. по требованию мамы с поддержкой ритма.
· Реализация всего этого - та основа, с которой ребенок подходит к годовалому возрасту. К этому возрасту дети подходят очень осознанными и хорошо понимающими людьми. Предполагается, что управляющее поведение родителей было отфильтровано, проанализировано и реализовано раньше.
Приемы воспитания, применяемые после года:
· Совместные занятия и действия. Малыш после года (некоторые - и раньше) начинают подключаться к бытовой деятельности взрослых. Ребенок с большой радостью моет пол, вытирает пыль, подметает пол, пылесосит - подключается к совместной деятельности. Обязательно нужно подключать его в этот момент, иначе в подростковом возрасте Вам это отольется. Не нужно изолировать ребенка от каких-то бытовых занятий на том основании, что у него это плохо получится - никогда не получится, если он не сможет тренироваться. Например, дети прекрасно разбирают белье - они могут разбирать по цвету (правда, они сначала разбирают, потом смешивают и снова разбирают, но это не важно, главное - что ребенок был приобщен). Нельзя поручить ребенку разбирать белье, а самой подмести пол - нужно все делать совместно. Если Вы режете огурцы - выдайте ребенку огурец, который он будет резать так, как ему нравится, и не поправляйте его, не говорите, что у него не так получается - ребенок спросит сам, потому что он видит, что у него получается не так, как у Вас - это должно его волновать, а не Вас, это его ответственность, он сам должен находить решение. Ребенок будет очень стараться быть как мама. Дети в 2 года очень хорошо (по-настоящему!) моют посуду, и неважно, что ребенок будет весь мокрый - он был приобщен к делу; ребенку можно давать мыть ту посуду, которая моется легко, например, нежирную. Ребенка нужно приобщать к той деятельности, которой занимается мама, выдать ему инструмент, обозначить пространство и количество, которое он должен сделать: если Вы моете пол, выдайте ребенку ведро, тряпку и обозначьте квадрат, который он должен мыть, все остальное моет мама - если Вы ведущая, то ребенок согласится делать то, что ему обозначили. Если ребенок не соглашается делать то, что сказала мама, здесь и сейчас, то мама не позволяет заниматься этим делом вообще. У ребенка нет даже мысли о том, что можно делать неправильно: такие мысли появляются у ребенка, когда они есть у Вас, когда Вы считаете, что он будет хулиганить.
· Поручение. Мама выдала задание и ушла, а ребенок это делает. Дети с 1,5 лет прекрасно выполняют поручения, намного лучше, чем подростки; 2-хгодовалого ребенка вообще можно рассматривать как вспомогательную домашнюю рабочую силу: может мыть пол, вытирать пыль, сортировать белье и закладывать его в машинку. В 2,5 года дети могут нарезать овощи, если его научить до этого. 8-милетнему ребенку можно поручить все и не волноваться, что он сделает что-то не так - это происходит, когда Вы не доверяете детям. Вы должны только в конце посмотреть и сказать, что все получилось - тогда у ребенка будет огромная радость, что у него все получилось как у мамы. Не получилось - молодец, в следующий раз получится лучше. До 3-х лет дети могут отказываться от Ваших поручений - могут начать и оставить, на это не нужно реагировать, можно вообще оставить без внимания.
· Одобрение и ориентиры. Когда ребенок совершает какое-то позитивное действие, то нужно его поддержать; если он делает что-то и приводит Вас специально, чтобы В ы оценили, тогда нужно оценить так, как есть, сказать, что получилось хорошо, а что плохо. Оценочная реакция должна быть спокойная, если ребенок сделал что-то не то, у него не должно закрасться подозрений, чтобы он не решил это повторять.
· Уговоры и переключение внимания. Детей может иногда «заклинить», когда они упрутся и делают что-то не переставая, например, читает книжку: неплохое действие, но уже всех настолько достало - здесь нужно переключить внимание ребенка.
· Внимание ребенка можно переключать на разные вещи, например, на летящий в окне паровоз (который улетает, пока ребенок шел его смотреть), все должны броситься к окну смотреть на этот паровоз. Нужно придумывать, и если с этим все в порядке, то ребенок принимает эту игру. До 3-х лет дети нормально провожают паровозы, потом начинают ловить родителей на этом. После 3-х лет не бывает никаких ступоров. Ребенка можно отвлекать на эти паровозы, на ложный звонок в дверь, на мышку, которая побежала под кровать. После 5-6 переключений ребенок забудет, чем он занимался раньше. Если отвлечь только 1 раз, то ребенок вернется к тому, что его зациклило. Еще желательно территориально переместить ребенка, через 3 комнаты ребенок забывает о том, что его зациклило.
· Предложение позитивного решения. Применяется тогда, когда ребенок запутался и не знает, как распутаться, тогда задача взрослого - предложить способ красиво выпутаться из этой ситуации. Дети очень редко вредничают специально, они часто делают что-то по глупости, ставят себя в неловкую ситуацию, а потом не знают, как оттуда с достоинством выйти. В такие ситуации дети попадают уже с годовалого возраста; нужно помочь ребенку выйти из этой ситуации, сохранив лицо, иначе как он будет правильным, красивым и любимым. Подсказывать словами бесполезно, потому что они понимают только действия. Когда дети попадают в такие ситуации, они бывают очень рады любой помощи, и если им бросить ниточку помощи, то они в нее вцепляются. Если ребенок верит, что он правильный и хороший, то он старается избегать таких ситуаций, а попав, очень откликается на протянутую руку помощи. Бывают моменты, когда дети вредничают не специально, а потому, что начал что-то из себя строить и понял, что получается что-то совсем другое, но не хватает смелости прийти и сказать, что оплошал, тогда тоже нужно перевести это в шутку: можно, например, поиграть в «козу рогатую». Когда ребенка начинают щекотать, он понимает, что попал в глупую ситуацию, он рад бы был найти выход; после этой игры дети обычно начинают весело смеяться, бегать и делать вид, что ничего не было.
· Ограничивающие приемы.
· Запреты, которые существуют, можно разделить на условные и физические. Когда говорите «нельзя», то вы накладываете табу, и ребенок это хорошо понимает, и когда Вы накладываете табу на физические запреты (нельзя достать луну с неба), то Вы правы. Условные запреты (нельзя, потому что не хочу) смотрятся самодурством, например, когда мама запрещает брать баночки, стоящие на доступной для ребенка высоте. Тогда ребенок подходит, проверяет, что вполне возможно их взять - и кто тогда оказывается в дураках? Если мама сказала, что нельзя трогать ее баночку, поставив ее на шкаф, то ребенок попытается достать ее, но признает, что действительно нельзя. Условный запрет - чисто социальный: нельзя не потому, что невозможно, а потому, что кто-то так хочет. Когда взрослые необоснованно что-то табуируют, то они создают у ребенка образ недалекого человека, который постоянно врет - такой образ родителя поддерживать не стоит. У ребенка представление о запрете идет от представления о физическом запрете. Когда организуется среда для маленького ребенка, то все, что нельзя, должно быть невозможно. Ему нужно оставить шкафчики, полочки, на которые можно залазить, все остальное должно быть поднято наверх, чтобы это действительно нельзя было достать. Все остальные шкафчики должны быть закрыты, чтобы их действительно нельзя было открыть. Когда говорят, что этот шкафчик нельзя открыть, то должно быть действительно так (при этом мама может открывать этот шкафчик и снова защелкивать его, чтобы ребенок открыть не смог). Сначала нужно организовать физические запреты, и ребенок должен это понять, после этого он начинает понимать условные запреты. Кроме того, что есть «нельзя», есть еще другие понятия: «мы не будем этого трогать», «мы не будем этого делать», «это моё», «это чье-то, и мы не будем этого трогать». Когда вы обозначаете первоначально что-то «моё», Вы откладываете это куда-то, откуда его действительно достать невозможно. Дети начинают точно понимать условные запреты к 2-м годам, при условии, что Ваше поведение было правильным. Ребенок рассчитывает на адекватное поведение взрослых. Еще у детей есть такое понятие, как «добыча». Когда ребенку 8-9 мес. (когда появляются моторные навыки) обозначить какую-то вещь как «мою» и положить ее на полочку, а позже оставить ее где-то в зоне досягаемости, тогда, если ребенок сможет ее схватить, то это его добыча. Что же вы не следите за своей вещью? А если это добыча, то вернуть обратно можно только путем обмена, причем равноценного с точки зрения ребенка. Когда ребенок подрастает, возникает другая ситуация: если ребенку обозначить вещь как «мою» и положить на полочку, то ребенок залезет на эту полочку, схватит эту вещь и сядет на диванчик для детального осмотра. И если в этот момент в комнату вошли Вы и увидели, что ребенок взял вещь, которую Вы положили на свое место и сказали, что это Ваше, тогда Вы должны молча взять эту вещь, положить ее обратно на полочку, где она лежала, а после этого нужно развлекать ребенка, переключать его внимание. Ребенок воспримет это как справедливое действие (с любого возраста, когда у него хватит возможности залезть на 3-й ярус квартиры и снять вещь оттуда). Когда Вы отнимаете Вашу вещь у ребенка, то Вы ничего не говорите, не комментируете, потому что ребенок и так понимает, что он взял то, чего брать не следовало. В отличие от Вас, чужой человек может накладывать табу на все, на что хочет. Если вы не можете говорить, что нельзя лазить в тот шкафчик, который открывается, то чужак может это запретить, ребенок будет воспринимать это как то, что действительно нельзя. Если Вы позволите распоряжаться на Вашей территории чужому человеку, то он может сделать это; ребенок будет подчиняться, потому что это почти физический запрет: чужак может съесть. Вы можете приглашать чужих к себе просто для того, чтобы они дали оценку ребенку со стороны - на детей это очень сильно влияет. Только оценивать должен дружественный чужак, потому что если пришел агрессивный, покомандовал, и его прогнали, то это значит, что он побежден и все его распоряжения ушли вместе с ним.
· Выбор и иллюзия выбора. Например, то, что вы идете гулять, Ваш выбор, не ребенка, тут он полагается на Вас как на ведущую; а вот одеваться ли ему или нет - это выбор ребенка (если у ребенка есть стремление выйти зимой голышом, то дайте ему эту возможность - дальше 1-го этажа в таком виде вы не уйдете). Иногда, если ребенок решает идти в такую погоду в трусах, то можно сложить его одежду в пакетик и идти с ним, потому что он может переменить свое решение. Когда ребенок делает выбор, то Вы должны передать ему ответственность за этот выбор, потому что иначе он будет самодурствовать. Когда ребенок сделал выбор, нужно дать ему возможность взять ответственность и нести её до конца. Ни в коем случае не надо спрашивать, не передумал ли ребенок - Вы должны об этом забыть. Этот выбор ребенок делает с годовалого возраста; к этому же возрасту ребенок знает состав одежды, которую он должен носить. Можно устроить ему экскурсию по одежде (не тогда, когда Вы идете на прогулку), показав, что в таких погодных условиях надевается это. Это как поручение: выдали нужный комплект одежды, и пусть сам выбирает, что надевать. Если не хочет одеваться - пусть идет таким; если не хочет идти - пусть остается дома (если есть, с кем оставить, в противном случае - взять под мышку и нести в том, во что успел одеться). Иллюзия выбора (после 2-х лет, раньше дети не понимают вербальное воздействие; в 2,5-3 года ребенок рассуждает и хорошо понимает) - когда ребенок сопротивляется в локальных местах. Например, когда ребенок сопротивляется надеванию куртки - неловкий момент, потому что ответственность переложена на ребенка, все равно есть затруднения. Можно предлагать выбрать из двух курток, например, надевать зеленую или красную, и если ребенок выберет зеленую, сказать, что такой нет. Если вы предложите позитивное решение, а потом скажете, что зеленой куртки нет, то дети обычно начинают хохотать над этим, потом просто одеваются и идут на улицу. Они не отвлекаются, они понимают, что делают глупость. Просто если с ними общаться как с людьми, то они вполне способны вести себя адекватно.
· Преувеличение. Нужно в тех случаях, когда нужно показать нелепость требования. Например, если ребенок хочет ходить на улицу голым, тогда выберите погоду похолоднее, повьюжнее и идите нагишом. Если ребенок просит положить ложку сметаны на плоскую тарелку и отказывается от глубокой миски, тогда поставьте ему большое плоское блюдо и смотрите, что получится: обычно, развозив всю сметану по тарелке, ничего в рот не положит. Только ни в чем не отказывайте ребенку; «все лучшее - для Вас!». Ребенок хочет идти на улицу в больших сапогах - выдать самые большие (папины). Этот прием не демонстрирует неуважение к ребенку, Вы просто даете ребенку возможность показать, что же он на самом деле требует, ребенок прекрасно поймет то, что Вы ему пытались объяснить и то, что Вы при этом испытывали другое чувство. Если бы Вы хотели проявить неуважение, это так бы и выглядело - злобное действие мамы. Преувеличение - необходимый элемент воспитания, потому что дети, не имея опыта, часто просят какие-то совершенно невероятные вещи, и пока Вы не дадите возможность походить в самых больших сапогах, он не поймет, почему это неудобно. Вы просто даете ребенку понять нелепость его просьбы, Вы не хотите его унизить и оскорбить. Ни в коем случае не отказывайте детям, нужно дать им возможность попробовать все. Ребенок прекрасно поймет, что он сидит в калоше, и будет аккуратно оттуда выползать, потом подойдет и скажет маме, что он подумал и пришел к другому выбору (не мама была права, а ребенок изменил выбор). Задача была не маме подумать, а включить мысли ребенка, на что очень хорошо влияют неудобства.
· Наказание. Если вам приходится кого-то за что-то наказывать, т это говорит о том, что его очень плохо воспитали. Это оценка Ваших родительских качеств: как же Вы воспитывали, что ребенка пришлось наказывать? Наказание может быть, когда есть преступление - преднамеренное, злоумышленное действие, которого у маленького ребенка нет и не может быть. Если ребенок действует из детского любопытства, то у него нет состава преступления, у него нет вины, значит, не может быть наказания. Такого приема воспитания просто не должно быть.