Оригинал взят у
george_rooke в
Когда "умеренной оппозиции" надо как-то житьДо 1680-х годов берберийским пиратам в Средиземноморье было полное раздолье. Идут войны между большими державами. Все флоты в основном в Северном море и Атлантике, либо бьются в колониях. Систем конвоев нет, потроши кого хочешь и назначай за выкуп те суммы, какие придут в голову.
Нет, были экспедиции голландцев к берегам Туниса, была британская экспедиция Нарборо, но в 1683 году британцы впервые решили на постоянной основе завести консула и поверенного в делах. Оклад ему положили очень большой - 600 фунтов (примерно столько в английском флоте получал адмирал в то время), но часть этих денег могло тратиться на подкупы и выкупы. Англичане первыми заметили, что оперативное вмешательство сильно снижает сумму выкупа, ибо Восток без торговли - это не Восток.
Ну а начина с войны за Аугсбургскую лигу (точнее с 1693 года) в Средиземноморье пришли большие флоты. Сначала Турвилль с 50 кораблями, потом - Рассел с англо-голландской эскадрой в 80 кораблей. И вот тут у пашей Туниса, Алжира, Марокко и Магриба начало немного колоть в боку. Понятно, что такая силища рушила весь бизнес на корню. Но ведь деньги-то нужны, хрен знает, сколько будут тут плавать эти суровые парни.
Первым нашел выход паша Алжира - в подарок адмиралу Расселу он послал инкрустированный золотом и серебром ятаган, но самое главное - 10 овец, с просьбой "чтобы британские матросы помолились за мое здоровье, когда будут кушать этих бедных овечек". Те, кто читал "Аугсбургскую лигу", помнят, как Рассел стремился свалить со Средиземного моря побыстрее, а Вильгельм Оранский приказывал ему оставаться на месте и не рыпаться. В отчаянии адмирал писал королю Англии, что "флоту совсем нечего есть, остается разве только заниматься рыболовством". И тут - подарок небес! - есть где закупать провизию и припасы!
Берберийские пираты тоже обрадовались - смело повысили цены в полтора раза и начали грести денежку лопатой. Однако вскоре над выгодным бизнесом нависли тучи - оказалось, что земля Алжира и Туниса не настолько плодородная, а флоты воюющих держав слишком прожорливы, и требуют все новых и новых поставок.
Но если надо продать что-то, чего у тебя нет, то значит это что-то... надо украсть, конечно же!
Первый налет на Сицилию в 1694-м был чисто продовольственным. Наверное впервые корсаров интересовали не рабы, а козы, куры, овцы, зерно и т.д. Но оказалась проблема - Сицилия тогда принадлежала Испании, которая была союзницей Англии. Поскольку берберы - удивительное дело! - не увели ни одного раба, их не стали наказывать, но объяснили, что дальнейших набегов не потерпят.
Дею Алжира было впору затянуть любимую песню сериала "Универ": "Шняга шняжная..." и далее по тексту, однако корсары опять нашли выход! Значит надо грабить.... турецкие пашалыки на Адриатике! Нет, ну логично же! Конечно, это испортит отношения с турецким султаном, но султан далеко, а деньги нужны. И кто в здравом уме будет упускать бакшиш? До лета 1695 года на Далматинское побережье было сделано в общей сложности 5 "продовольственных" рейдов, а потом идиллия закончилась. Сначала ушел к своим берегам английский флот. А летом французы решили организовать высадку в Англии и увели из Тулона в Брест Флот Леванта.
Танцы с продажей краденного продовольствия закончились, больших флотов на Средиземном море не осталось, и можно было вернуться к своим обычным занятиям - грабить купцов и захватывать рабов.
Инфо дается по книге Бромли "Corsairs and navies, 1660-1760"