Морские аллигаторы... или куда девать Ка-52К?

Mar 22, 2015 23:25



7 марта первый полет совершил морской "аллигатор". Точнее "Катран". Именно такое имя получил "оморяченный" Ка-52, разработанный специально для "Мистралей". В свете последних заявлений французов возникает вопрос - куда мы денем уже заказанные 32 вертолета? А не начудили ли опять наши "эффективные менеджеры"?

В начале года появилась информация, что первые десять серийных Ка-52К будут использоваться в качестве машин берегового базирования на Камчатке.

Что могут Ка-52 на Камчатке... и кому они там нужны?
Вопрос не праздный.
Для начала попробуем разобраться, что они вообще могут по сравнению с сухопутным "Аллигатором"?

Усиленное шасси и уменьшенные габариты на стоянке сразу отодвинем. Это нас в данном случае не интересует.
"Катрану" обещали дать ПКР Х-35 и Х-31А. А вот это уже интереснее.



ПКР Х-35 (слева) и ПКР Х-31А (справа)

Как далеко "Катран" может применять их без внешнего целеуказания?

Если предположить, что РЛС "Катрана" такая же как на предке-аллигаторе, то... дальность обнаружения цели типа "мост" (сравнимой с кораблем по ЭПР) РЛС "Арбалет" - 25 километров.
Может морской Ка-27 видит дальше?
Его РЛС "Осьминог ПС" с высоты полета 100-500 м при волнении моря до 3-х балов
дает следующие дальности по надводным объектам:
-со средним значением ЭРП 250 квадратных метров - не меньше 25 км
-со средним значением ЭРП 2 квадратных метра - не меньше 5 км
-оборудованных маяками-ответчиками - от 20 до 100 км в зависимости от типа маяка (для станции "Осьминог ПС").
Нет, дальность сопоставима и скорее всего 25 км штатного "Арбалета" похожи на правду.
С такой дальностью ПКР придется применять либо по внешнему целеуказанию, либо из засад на побережье (укрываясь до и после пуска в складках местности). В принципе, получится почти пусковая установка Берегового ракетного комплекса "Бал", но в отличие от последнего - не привязанная к дорогам и не ограниченная в мобильности. Из любой бухты из-за любого пригорка может прилететь противокорабельная ракета... противника, пожелавшего покуситься на наш берег, это должно серьезно остудить.

Но все становится еще интереснее, ежели оборудовать "Катраны" (о возможности чего еще в 2011 году заявили в "Фазотрон-НИИР") РЛС с АФАР, к примеру РЛС "Жук-АЭ".


При таком раскладе Ка-52К сможет обнаруживать вражьи корабли на больших дистанциях вплоть до максимальной дальности пуска Х-35 (более 200 км), ограничиваясь лишь радиогоризонтом.
Так же он сможет выступать разведчиком и системой дальнего радиолокационного обнаружения корабельного базирования. А может в перспективе сможет и напрямую выдавать целеуказание непосредственно корабельным ракетам по тем целям, которые для корабельных РЛС находятся за радиогоризонтом (напомню, что радиогоризонт на уровне моря равен 17 километрам, а затем искривление земли прячет от наблюдателя объекты).

Так, кстати, используя ПКР с АРЛГСН можно издеваться над кораблями противника не прикрытыми с воздуха и посреди открытого океана: поднялся на 5 километров - увидел корабль в 100 километрах... шваркнул по нему парой ракет. На корабле оновременно обнаружили вражеский Ка-52К и начали разворачивать ИДЖИС со "Стандартами". Захватили цель - ракеты ушли (они правда полетят в уже запущенные Х-35 а не в носитель, потому что таков приоритет).
В это время вертолет, уже выпустив ракеты, снижается, опускаясь за радиогоризонт и уходя из поля зрения ИДЖИСА и РЛС сопровождения цели (при средней скорости полета ЗУР порядка километра в секунду у него есть полторы минуты). А вот ПКР, используя инерциальную систему наведения на марше, а активное радиолокационное самонаведение в конце - продолжает себе лететь в район пребывания вражеского корабля, готовясь включить ГСН на рубеже.


На сегодня итог в такой дуэли на большой дистанции остался бы за "Катраном". Просто вследствие того, что зенитная ракета "Стандарт" СМ-2 (имеющая дальность пуска больше 200 км) наводится на цель отдельной РЛС сопровождения цели, и как только цель спускается ниже радиогоризонта - наведение ракет на нее становится невозможным.

Кстати, при таком раскладе имеет смысл придавать Ка-52К прочим кораблям ВМФ, на которых базируются вертолеты.
Например на БПК проекта 1155, у которых аж 2 вертолета со своими ангарами. Один Ка-27 можно безбоязненно заменить на Ка-52 значительно расширив возможности корабля и усилив его противокорабельную силу. Остается один вопрос - влезет ли "Катран" в ангар для Ка-27 (он ниже, но длиннее)?

UPD.

По предварительным прикидкам - влезет (подробнее здесь)



И тут становится более менее ясно, зачем минобороны заказывает вдвое больше вертолетов чем надо. Ведь у многих вопрос по количеству возник изначально.
На одном Мистрале планировалось держать 8 Ка-52К (совместно с 8 транспортно-боевыми Ка-29). Итого... на два Мистраля 16 машин. Куда остальные? Если даже предположить, что еще две эскадрильи по 8 машин предназначаются для еще только планируемых в далеком необозримом будущем... то где резерв?
Да и рановато слишком - пока эти еще два мистраля построили бы (на наших верфях) у вертолетов уже вышел бы ресурс.

Следовательно "Катраны" изначально замыслили дать на вооружение не только "Мистралям".
И наше предположение подтвержает оговорка разработчиков:
"Через пять лет, обещают конструкторы Камова, "Аллигатор" займет место не только на "Мистралях", но и на других кораблях Военно-морского флота."

Размышления, Флот, Ка, Оружие, made in russia, Авиация, военное

Previous post Next post
Up