Надо учесть что наша космическая отрасль держалась на разработках 70-х годов, задела которых хватало до вчерашнего дня. Их использовали для оборон-заказов и продажи иностранцам. С оборонкой понятно. А иностранцы покупали у нас лишь по двум причинам - либо нигде такого нет(например максимальная масса полезной нагрузки), либо из-за цены на порядок ниже конкурентов. Кстати и цена уже не намного ниже зарубежных аналогов. Сегодня иностранцы уже подтягиваются до уровня СССР 70-х и скоро смогут предложить более качественное за меньшие деньги. Наши из последний сил отпиливают куски аппаратуры без которой можно обойтись, жертвуя надёжностью в угоду лишнего грамма, который можно предложить клиенту в качестве подарка под его полезную нагрузку. И про надёжность речь уже давно не идёт - она уже тоже сравнялась с конкурентами. Меня больше всего беспокоит средний возраст специалистов на предприятиях космической отрасли. 10 лет назад он был предпенсионный. На 10 стариков в отделе был один студент(оказавшийся там случайно потому что за лето не успел найти работу получше), а потом и вовсе молодёжи не стало, когда у заводов отобрали возможность давать отсрочку от армии. Сейчас уже просто некому передать знания новому поколению (если оно вдруг придёт в отрасль, чего пока не наблюдается). Примером тому служит Ангара. Многие годы её деревянный макет пылился на заводе, и усилий пенсионеров, работавших над ней не хватало, чтобы вдохнуть в деревяшку жизнь. Но тут пришли китайцы, и начались совместные российско-китайские разработки. По окончании работ китайцы удалились с заготовкой-двигателем для своей ракеты носителя, а наши начали прикручивать эту поделку на испытательный стенд в качестве 1-ступени для Ангары. Лет 5 назад было много статей на эту тему(совместной работой над двигателем n-ступени для китайской ракеты положенной в основу ступени для ангары), но сегодня хотел вспомнить как называлась та ракета (кажется это была 1 ступень для ракеты Великий поход-5) и на скорую руку не смог найти ни одной статьи. Либо плохо искал, либо потёрли следы, потому как я хотел сказать что тогда по окончании работ, уже меньше чем через год китайцы успешно запустили в космос свою РН на этой ступени, а наши ещё пару лет безуспешно пытались завести её на своём испытательном стенде. Отсюда сделал вывод кто был главным мозгом в том проекте и кто лучше разбирается в технологиях СССР на основе которых всё это делалось. С тех пор уже столько воды утекло, китайцы уже столько всего сделали, а Ангара и ныне там. Кстати говоря, стоимость запуска Ангары будет минимум в 2 раза дороже запуска Протона. И это ещё вопрос, будет ли она кому-то нужна, ибо протон из кожи вон лезет пытаясь ещё удешевить пуски, но даже это его не спасает, клиентов всё меньше и меньше. В погоне за дешевизной уже отказались от стольких важных модулей, что неудачные запуски зашкаливать начали. Это к слову про надёжность, упомянутую выше.
Меня больше всего беспокоит средний возраст специалистов на предприятиях космической отрасли. 10 лет назад он был предпенсионный. На 10 стариков в отделе был один студент(оказавшийся там случайно потому что за лето не успел найти работу получше), а потом и вовсе молодёжи не стало, когда у заводов отобрали возможность давать отсрочку от армии. Сейчас уже просто некому передать знания новому поколению (если оно вдруг придёт в отрасль, чего пока не наблюдается).
Примером тому служит Ангара. Многие годы её деревянный макет пылился на заводе, и усилий пенсионеров, работавших над ней не хватало, чтобы вдохнуть в деревяшку жизнь. Но тут пришли китайцы, и начались совместные российско-китайские разработки. По окончании работ китайцы удалились с заготовкой-двигателем для своей ракеты носителя, а наши начали прикручивать эту поделку на испытательный стенд в качестве 1-ступени для Ангары. Лет 5 назад было много статей на эту тему(совместной работой над двигателем n-ступени для китайской ракеты положенной в основу ступени для ангары), но сегодня хотел вспомнить как называлась та ракета (кажется это была 1 ступень для ракеты Великий поход-5) и на скорую руку не смог найти ни одной статьи. Либо плохо искал, либо потёрли следы, потому как я хотел сказать что тогда по окончании работ, уже меньше чем через год китайцы успешно запустили в космос свою РН на этой ступени, а наши ещё пару лет безуспешно пытались завести её на своём испытательном стенде. Отсюда сделал вывод кто был главным мозгом в том проекте и кто лучше разбирается в технологиях СССР на основе которых всё это делалось. С тех пор уже столько воды утекло, китайцы уже столько всего сделали, а Ангара и ныне там.
Кстати говоря, стоимость запуска Ангары будет минимум в 2 раза дороже запуска Протона. И это ещё вопрос, будет ли она кому-то нужна, ибо протон из кожи вон лезет пытаясь ещё удешевить пуски, но даже это его не спасает, клиентов всё меньше и меньше. В погоне за дешевизной уже отказались от стольких важных модулей, что неудачные запуски зашкаливать начали. Это к слову про надёжность, упомянутую выше.
Reply
Leave a comment