Спасение капрала Форда

Mar 13, 2017 11:14




В январе 2006 года Джон Рид, глава Министерства обороны Великобритании, послал в афганскую провинцию Гильменд 3300 солдат. Выступая в Палате общин, он выразил надежду, что британские войска покинут Афганистан, не сделав ни одного выстрела. Этим чаяниям не суждено было сбыться: уже между июнем и октябрем 2006 года британские парашютисты в Афганистане израсходовали в боях 450 000 патронов, 10 000 снарядов и 6 500 мин. А 15 января 2007 года, ровно десять лет назад, в Афганистане началась одна из самых дорогостоящих и драматических спасательных операций в истории британской армии.


Война «за речкой»

Власть талибов над большей частью Афганистана была официально свергнута еще в ноябре 2001 года. Однако уже вскоре президент нового Афганистана Хамид Карзай получил неофициальное прозвище «мэр Кабула», потому что кроме столицы он фактически ничем не управлял. А значительной частью страны продолжали править талибы. Впрочем, не особенно разбираясь в «сортах» боевиков, «талибами» британцы называли и членов движения Талибан, и сторонников Аль-Каиды (деятельность обеих организаций признана террористической и запрещена на территории Российской Федерации), и участников прочих группировок.

Провинция Гильменд, обеспечивать контроль над которой вызвались британцы, занимает территорию размером с Ирландию. Среди других провинций Гильменд заметно выделялся сбором почти половины афганского опиума. Даже бесперебойное снабжение британского контингента, который прибыли к месту назначения в апреле 2006 года, представляло собой серьезную проблему. Если людей сюда можно было перебросить по воздуху транспортными «Геркулесами» и «Чинуками», то каждый гаечный ключ и каждую палатку приходилось буквально тащить по суше из пакистанского порта Карачи. Такое путешествие длиной более чем в полторы тысячи километров занимало в условиях тамошнего бездорожья примерно три недели.



​Бронированный транспортер-вездеход «Викинг» британских вооруженных сил в Афганистане

В свое время советский «ограниченный контингент» пытался контролировать Гильменд, имея здесь 12 тысяч «активных» штыков. Британские «товарищи по несчастью» могли выделить непосредственно для боя менее четверти из контингента общей численностью в 3300 человек. Первоначально разведка предполагала, что силы талибов в Кандагаре и Гильменде составляют порядка тысячи бойцов. Но к августу 2006 года оценки только для Гильменда возросли до 10 000. По свидетельствам самих англичан, каждый их блокпост превращался в мини-Аламо, день и ночь обстреливаемый из РПГ, минометов и стрелкового оружия. Временами доходило и до рукопашных схваток.

Англичане могли убивать талибов до бесконечности. Но не могли выиграть этим войну. Если присутствие чужих войск делало жизнь местного населения хуже - рано или поздно жители переходили на сторону талибов. Афганцам нужно было предложить лучшую жизнь, чем им обеспечивала торговля опиумом при талибах - но как это сделать, никто толком не знал.

«Апачи» Туманного Альбиона

Пока стратегически новая война в Афганистане заходила в мрачный тупик, тактически дела обстояли тоже далеко не блестяще. Большую часть поддержки сухопутных войск с воздуха приходилось выполнять единственной эскадрилье британских ударных вертолетов «Апач» из восьми машин.

Теоретически дневная телекамера на «Апаче» с увеличением в 127 раз могла прочитать номер автомобиля с дистанции свыше 4 км. А ночной тепловизор позволял различить пятна теплой крови с расстояния около километра. Новейший радар в любое время дня и ночи мог распознавать на расстоянии до 8 км свыше тысячи целей и определял 16 важнейших из них для одновременного обстрела противотанковыми ракетами Hellfire. Таким образом, эскадрилья из восьми «Апачей» в теории за считанные секунды могла уничтожить 128 танков. Проблема заключалась в том, что в Афганистане у талибов не было столько танков, а чуть ли не за каждым пехотинцем приходилось охотиться отдельно.



​Приземление «Апача» на базе в Афганистане

Еще одной проблемой стало то, что Британия решила не закупать вертолеты у США, а строила их сама. Конечно, двигатели «Роллс-ройс» давали почти на треть больше мощности, чем у AH64D американского производства. А складные лопасти винта позволяли базировать вертолеты на кораблях. Но такая красота обходилась в 46 млн. фунтов (!) за штуку. «Апач» оказался вторым по стоимости боевым летательным аппаратом Британии после истребителя-бомбардировщика «Тайфун» ценой в 62 млн. (а 1 фунт в то время стоил около $1,8). Подготовка каждого пилота-вертолетчика обходилась бюджету еще в 3 млн. фунтов, и из 800 выпускаемых в Великобритании каждый год армейских пилотов лишь 24 могли управлять «Апачем».

Не менее дорогим и сложным было обслуживание новейших машин. Каждый летный час «Апача» стоил 20 000 фунтов и требовал 32 человеко-часов наземной работы. В обслуживании 8 вертолетов эскадрильи «Апачей» были задействованы 18 четырехтонных грузовиков и один восьмитонный, 7 трейлеров, 5 топливозаправщиков, 3 автопогрузчика, 2 мотоцикла, 5 «техничек» и пожарная машина. Одна-единственная управляемая ракета Hellfire стоила как гоночный автомобиль, при этом она могла перенести строго определенное количество вылетов. Поэтому неосторожный пилот после боевого вылета вполне мог иметь неприятную беседу с оружейником на тему «почему ты выпустил левую ракету, которой еще летать и летать, а не правую?» В совокупности все эти факторы многое объясняют в описанных ниже событиях.

Когда все пошло не так

К январю 2007 года постоянные стычки с талибами надоели британскому командованию, и оно разработало операцию поэтапного вытеснения и уничтожения противника в направлении с юга на север. На первом этапе, 11 января, британцы удачно разбомбили позиции талибов в Коштае. Вторым этапом стала атака крепости Джагрум (Jugroom) в пустыне Гермсир, на крайней юге Гильменда. Эта крепость длиной 200 м и шириной 100 м была построена много веков назад и имела стены толщиной около метра. Талибы использовали ее как место для отдыха и перевалочную базу. Съемки с разведсамолета Nimrod MR2 показали, что крепость недавно была перестроена и оказалась неплохо обжита.

Теоретически план операции был прост и красив. Предварительно крепость накрывают порядка 45 тонн бомб с американских стратегических бомбардировщиков В-1, вылетавших с базы Диего-Гарсия в Индийском океане. Если выжившие талибы пожелают сражаться - около четырех часов утра 15 января с ними будут иметь дело морские пехотинцы (120 человек роты «Зулу» из 45-го батальона коммандос) на бронированных вездеходах «Викинг» при поддержке «Апачей», БРМ «Скимитар» и 105-мм гаубиц с близлежащей базы. Пехота втыкает флаг в остатки форта, провоцируя тем самым противника, и перед самым рассветом быстро отступает, подставляя контратакующих талибов под удары с воздуха. Казалось бы, что может пойти не так?



​Фото крепости Джагрум

Для начала, пехота опоздала с выдвижением - до шести часов утра. И уже в начале восьмого пришло сообщение о пятерых раненых. Вскоре потери уточнили - четверо раненых, один боец пропал без вести.

По описанию вертолетчиков, крепость была опустошена тяжелыми бомбами - кроме сторожевой башни на северо-востоке и основного здания. «Апачи» добили уцелевшие постройки ракетами, а бегавших поблизости талибов - пушками.

Дюжина «Викингов» пересекла реку, на берегу которой стояла крепость, уже на рассвете. Машины остановились у пролома, проделанного 900-кг бомбой в южной наружной стене. Но когда пехота попробовала прорваться внутрь, пятерых бойцов накрыло очередью из пулемета. Остальных прижало к земле огнем автоматов и РПГ. Огонь велся и из деревень неподалеку, которые не подверглись бомбардировке. Атака при свете дня, при неподавленном противнике больше не имела смысла, и пехотинцы по приказу отступили. Прикрывая их отход, два «Апача» расстреляли почти все боеприпасы. И только после подсчета солдат «по головам» выяснилось, что один боец из пятерых раненых, капрал Мэтью Форд, пропал без вести.



​ Мэтью Форд

Высоко над полем боя нарезали круги Nimrod и беспилотный Predator. Но только когда на смену первой паре «Апачей», у которых кончалось топливо, прилетела свежая, стали возможными детальные поиски. Вертолетчики, рискуя получить гранату из РПГ, наконец нашли пропавшего. Он лежал на боку, в бронежилете и каске, с закрытыми глазами и приоткрытым ртом. Тепловизор показывал, что Форд еще теплый, видимых следов смерти не было. Если капрал был ранен, его нужно было спасать как можно быстрее. Но как?

Верхом на вертолетах

Пехота никак не могла продвинуться вперед. Обещанное наземное подкрепление запаздывало, а время шло. Боеприпасы на «Апачах», продолжавших подавлять талибов, подходили к концу. Транспортные вертолеты «Чинук» были уже заняты на других операциях, да и сажать огромный небронированный вертолет в месте, где и боевые «Апачи» снижались с опаской, было почти наверняка самоубийством.

И тут один из пилотов предложил безумный план, согласно которому «Апачи» должны были взять на борт по паре добровольцев из морпехов и высадить их прямо в крепость. Те должны были подобрать раненого, после чего на тех же вертолетах улететь. План выглядел неплохо, но была одна существенная проблема: в «Апачах» не предусмотрено места для десанта внутри вертолета. За 16 лет боевого использования никто ни разу не возил пехотинцев на «Апачах». В теории у них была «аварийная упряжь» и скобы чуть позади кабины для эвакуации сбитых летчиков. Но летчики хотя бы примерно представляли себе, что такое летать «на», а не «в» вертолете, а тут предстояло без всякой подготовки взять на борт неподготовленных пехотинцев.



​Схема участия вертолетов «Апач» в операции у крепости Джагрум

На помощь прилетел штурмовик А-10. Он спикировал на выходы из туннелей, где прятались талибы. Попадания из знаменитой семиствольной пушки ощущались как небольшое землетрясение. Рев стрельбы было слышно на несколько километров вокруг. Это дало время вертолетчикам слетать к пехотинцам, где уже вызвались четверо добровольцев. Наскоро объяснив, как пристегнуться к скобам, пилоты забрали импровизированный десант и полетели обратно к крепости.

Тем временем ближайшую деревню, из которой вели огонь талибы, накрыли 900-кг бомбой со стратегического бомбардировщика В-1. В клубах пыли и дыма после этого взрыва один «Апач» сел прямо в крепости, второй по ошибке приземлился у северной стены вместо западной. Третий вертолет прикрывал их сверху. Пехотинцы при помощи выскочивших из машин вертолетчиков под аккомпанемент очередей и разрывов гранат подобрали товарища и пристегнули его к машине. В 10 часов 43 минуты утра вертолеты взлетели. Вся наземная часть спасательной операции продолжалась пять минут десять секунд.

На «Апачах» еще оставалось по 20-80 снарядов к пушкам и по нескольку неуправляемых ракет. Один экипаж расстрелял вообще все, что было на борту. Спасение Мэтью Форда обошлось «Апачам» (только по цене израсходованных боеприпасов) примерно в полтора миллиона фунтов. Такова общая стоимость полутора тысяч снарядов, 62-х неуправляемых ракет и 18-ти ракет Hellfire. Из этой суммы свыше 300 000 фунтов было «выстрелено» вертолетчиками меньше чем за минуту, во время отхода.

Кроме того, три 105-мм гаубицы за время операции расстреляли 430 фугасных и 20 осветительных снарядов. Американские бомбардировщики B-1 сбросили шесть 450-кг и восемь 900-кг бомб. Штурмовики А-10 израсходовали 1500 снарядов, 7 неуправляемых ракет, три 250-кг бомбы воздушного подрыва и две управляемые бомбы.

На поле боя насчитали 40 трупов талибов.
Видео спасения с камер вертолетов попало в СМИ и стало весьма популярным

image Click to view



Первый же вопрос, который задало командование вернувшимся пилотам - зачем они рисковали собой, пехотинцами и двумя сорокамиллионными машинами ради спасения солдата… который был уже мертв? Да, Мэтью Форд был убит. Оставался вопрос - когда. И кем.

После вскрытия тела выяснилось, что четверо солдат были ранены, а Форд убит очередью из британского пулемета. Один из стрелков, стоявших позади «Викингов», решил, что слышит выстрелы со стороны пролома, развернул пулемет в его сторону и открыл огонь. Форд получил 7,62-мм пулю в бицепс, пулю в грудь и пулю в голову. Последняя пуля, в голову, должна была убить его практически сразу же. Но, поскольку именно эта пуля разбилась на части, была ли это пуля из той же роковой очереди, или она была выпущена позднее талибами - осталось неизвестным.

Разразился скандал. Выяснилось, что принимавшая участие в штурме рота, находясь на родине, даже не тренировалась для ведения боев в далекой азиатской стране. А в самом Афганистане она занималась патрулированием в Кабуле. Оказалось, что командир роты стал ее командиром лишь за четыре недели до отправки в Афганистан. Что подразделения роты никогда не упражнялись совместно с использованием боевых патронов. Что командующий британским контингентом просил о подкреплениях, но руководство ему отказало. Поэтому и пришлось «затыкать дыру» кем придется.

Капитан Том Оуэн, пилот «Апача», севшего в крепости, получил крест «За выдающиеся лётные заслуги» (The Distinguished Flying Cross), как и капитан Ник Борн, прикрывавший огнем высадку. Вторые пилоты, штаб-сержант Кит Артур и уоррент-офицер Марк Роулингс, были награждены Военными крестами. Капитан Дэйв Ригг, сапер, летавший на «Апаче», тоже получил Военный крест. Морские пехотинцы, летевшие вместе с ним, не получили ничего. Командир роты морской пехоты, которая опоздала и с атакой, и со спасением, был снят с должности - первый случай в британских вооруженных силах за десятки лет.

26 октября 2014 года Великобритания объявила о завершении своего участия в операции в Афганистане.

[Литература:]https://ukforcesafghanistan.wordpress.com/
Lewis Damien. Apache Dawn: Always outnumbered, never outgunned. Sphere, 2008.
Macy Ed. Apache. HarperCollins, 2008.
Helicopter rescue marine was shot by friendly fire because of inadequate training. http://www.dailymail.co.uk/
Poor training, confusion and friendly fire, the real story behind brave Apache rescue. https://www.theguardian.com
UK troops 'to target terrorists' http://news.bbc.co.uk/


пруф

Так же рекомендую:
☆ Пушка для самолета, или самолет для пушки? Штурмовик A-10 Thunderbolt II

Афганистан, англосаксы, Курьезы, война, Рекомендую, Авиация

Previous post Next post
Up