Leave a comment

vanxant July 15 2016, 03:45:57 UTC
А в чем противоречие, если понимать термины в их техническом, а не бытовом смысле?
Сверхманевренность - это наличие сопла с изменяемым вектором тяги. Которое позволяет управлять полетом даже в режимах, когда аэродинамические поверхности уже не работают.
Для сверхзвуковых истребителей это приятный бонус, но не более. Ну да, сокращаются радиусы поворота (если пилот не сдохнет от перегрузок), в принципе, такой самолет может зависнуть на одном месте и развернуться на этом месте же. Но это все актуально для ближнего воздушного боя с пушками; при наличии ракет воздух-воздух с дальностью в сотни км - не самое важное.
А вот для гиперзвука все наоборот. Маневрировать аэродинамическими рулями на гиперзвуке очень сложно, по факту никто пока толком даже и не умеет, только учатся (4202, циркон, вот это все). Малейшая ошибка - и рули тупо оторвет. И будет как с Шаттлом, да.
Поэтому возможность отклонять вектор тяги двигателя для целей управления становится ключевой. Хотя это и называется сверхманевренностью, да.

Еще есть заморочки с двигателями: критическое сечение гуляет по соплу в зависимости от скорости, а на гипере исчезает вовсе. Поэтому многорежимный сверх/гиперзвуковой движок должен иметь сопло полностью изменяемой геометрии, а к такому соплу возможность изменения вектора тяги поставляется просто в бесплатном комплекте.

Reply


Leave a comment

Up