Актуальность работы состоит в том, что Польша и Чехия сравнительно недавно вышли на путь демократического развития, потребовавшего коренной перестройки системы государственного управления, и опыт этих восточноевропейских стран являет нам пример мирного перехода от одной политической системы к качественно другой. Целью данной работы является исследование структуры государственной власти в Польше и Чехии, задачами - анализ положения законодательных, исполнительных и судебных органов власти данных стран, а также выявление состояния органов местного самоуправления.
Глава государства
В Польше, как и в Чехии, им является Президент. Разница состоит в том, что поляки избирают его на пять лет с помощью всеобщих выборов, а в Чехии Президент избирается членами Палаты депутатов и сенаторами на совместном заседании. Срок полномочий Президента в обеих странах составляет пять лет и исчисляется со дня принесения присяги.
Президент Чехии обладает следующими полномочиями: назначает и отзывает председателя и других членов Правительства, принимает их отставку; отзывает Правительство и принимает его отставку; созывает сессию Палаты депутатов; распускает Палату депутатов; осуществляет помилования и смягчает наказания, назначенные судом; дает указание не начинать производство по уголовному делу и приостановить уже начатое уголовное дело; снимает судимость; имеет право предоставлять амнистию; имеет право возвратить Парламенту принятый им закон, за исключением конституционного закона; подписывает законы.
Однако чешский президент лишен права законодательной инициативы. Он также не может более чем дважды предлагать от своего имени на утверждение парламенту кандидатуры премьер-министра и членов правительства. В том случае, если сформированное Правительство не будет утверждено парламентом, нового премьер-министра президент назначает только по предложению председателя Палаты депутатов. Таким образом обеспечивается согласие между законодательной и исполнительной властями.
В Польше, по Конституции 1997 г., Президент имеет широкие полномочия в области внешней политики и национальной обороны, назначает и отзывает послов, ратифицирует международные договоры, назначает руководителей высших судебных органов и вооруженных сил. Эти назначения согласуются с премьер-министром. Кроме того, президент назначает премьер-министра; при определенных условиях он может распустить парламент; наложить вето на законы, принятые сеймом (оно может быть преодолено сеймом большинством в 3/5 голосов); объявить военное положение и частичную или всеобщую мобилизацию.
На этом примере мы видим заметное отличие польской парламентско-правительственной системы от чешской парламентской, где президентская власть не настолько сильна.
Законодательная власть
В Польше государственными законодательными органами являются Сейм (нижняя палата парламента) и Сенат (верхняя палата). Сейм состоит из 460 депутатов, избираемых на четырехлетний срок. В состав сената входят 100 депутатов, которые избираются на срок полномочий сейма. Сейм исполняет более важные функции, чем Сенат, который обладает, прежде всего, совещательными и контролирующими полномочиями. Депутатом может стать каждый польский гражданин, пользующийся общественными правами в полном объеме, которому к моменту проведения выборов исполнился 21 год. Сенатором можно стать в возрасте не менее 30 лет. Во время голосования в парламенте ни депутаты, ни сенаторы не связывают никакими инструкциями своих избирателей. Конституция обязывает членов обеих палат парламента руководствоваться интересом Республики Польша в целом.
Парламент Чешской Республики состоит из двух палат - Палаты депутатов и Сената. Право участвовать в выборах в Палату депутатов и в Сенат имеет каждый гражданин Чешской Республики, достигший 18 лет. Палата состоит из 200 депутатов, которые избираются сроком на четыре года. Избирательная система основана на принципах пропорционального представительства. На основании результатов выборов составляется новое Правительство. В Палату депутатов может быть избран каждый гражданин Чешской Республики, имеющий право участвовать в выборах и достигший 21 года. Депутаты избираются из представителей отдельных политических партий, после избрания представители партий создают в палате депутатов депутатские клубы. Депутаты также распределяются по 18 комитетам Палаты депутатов. Комитеты должны выполнять функцию квалифицированного гаранта для определенной области общественной и политической жизни страны.
Чешский Сенат возник в 1996 году. На шестилетний срок полномочий избирается 81 сенатор по принципам мажоритарной избирательной системы. Выборы проводятся каждые два года, когда избирается одна треть новых сенаторов. В Сенат может быть избран каждый гражданин Чешской Республики, имеющий право участвовать в выборах и достигший 40 лет. Сенат создан в качестве альтернативы Палате депутатов как элемент, создающий предпосылки более качественного законодательного процесса и как элемент преемственности Парламента в том случае, если Палата депутатов будет распущена.
Чешский парламент относительно стабилен, но крайне непопулярен. Низкий уровень доверия парламенту вызван многочисленными привилегиями депутатов, практикой решения главных вопросов вне парламентских процедур и проявляется в достаточно устойчивом абсентеизме граждан: в 2002 г. явка на выборы составила 58,8 %, в 2006 г. - 64,5 %. Кроме того, суровой платой за относительную политическую стабильность (особенно на фоне других посткоммунистических стран) стала тотальная партизация чешской политики, что шло вразрез с идеалами «бархатной революции».
Исполнительная власть
Правительство Польши возглавляет премьер-министр; он предлагает состав кабинета министров, который должен получить в сейме вотум доверия в течение 14 дней с момента его назначения. Премьер-министр может заменять членов своего кабинета без одобрения сейма. Кабинет министров обеспечивает исполнение законов; при необходимости выпускает постановления, имеющие силу закона; направляет, координирует и контролирует работу всех исполнительных органов государственной власти; гарантирует внутреннюю и общественную безопасность; составляет проект бюджета и представляет его на рассмотрение сейма; контролирует местные органы власти.
Совет министров, то есть польское правительство, состоит из более десятка министерств и центральных ведомств. Совет министров является органом исполнительной власти. Закон о деятельности государственной администрации дает премьер-министру, стоящему во главе Совета министров, большие возможности в формировании кадрового состава правительства. Получить назначение в Совет министров могут также председатели определенных в законодательстве комитетов, например Комитета Европейской интеграции. В настоящее время Совет Министров состоит из премьер-министра и 17 министров.
Необходимо отметить тот факт, что в Польше к исполнительной ветви власти относятся не только премьер-министр и Совет министров, но и Президент, что обусловлено парламентско-правительственным характером польской системы власти. Но и в парламентской чешской республике Президент также относится к исполнительной ветви власти.
Правительство Чехии является верховным органом исполнительной власти. За свою деятельность он отвечает перед Палатой депутатов. Составной частью исполнительной власти наряду с Правительством являются также министерства и другие административные органы. Их учреждение и наделение полномочиями возможны только в соответствии с законом. Деятельность Правительства исходит, главным образом, из программного заявления Правительства, с которым председатель Правительства выступает перед Палатой депутатов. Если Палата депутатов утвердит программу, а ее члены выразят доверие в процессе голосования, Правительство может начать свою деятельность и приступить к осуществлению своих полномочий.
Судебная власть
Республика Польша имеет Верховный суд, а также местные, военный и другие специальные суды. Президент назначает председателей высших судебных органов страны, в т.ч. председателя Верховного суда, главного судью Высшего государственного суда, а также председателя и вице-председателя Конституционного суда. Все судьи назначаются Президентом пожизненно после выдвижения кандидатур Национальным советом юстиции; заседатели суда избираются. Пост государственного прокурора, который до 1989 г. являлся ключевым в судебной системе страны, был подчинен министру юстиции. Конституционный суд, Государственный суд, Верховная контрольная палата и уполномоченный по правам человека назначаются Сеймом с согласия Сената. В 1998 г. Правительство одобрило план реформирования судебной системы Польши по стандартам Европейского союза. В соответствии с ними планируется создание приблизительно 400 местных судов, которые будут рассматривать мелкие правонарушения.
В Чехии Судебную власть осуществляют именем Республики независимые суды. Судьи должны быть при исполнении своих функций независимыми, никто не вправе посягать на их беспристрастность. Судебную систему составляют Верховный суд, Верховный административный суд, высшие, областные и районные суды.
За соблюдением Конституции следит Конституционный суд, который состоит из 15 судей, назначаемых сроком на десять лет. Конституционный Суд разрешает вопросы соответствия законодательства Конституции Чешской Республики, разрешает жалобы на решения других судов и вмешательство органов власти, нарушающих конституционные права и свободы. Конституционный Суд также дает заключение относительно возможного совершения Президентом республики государственной измены.
Служащих Верховного, Высших и Региональных судов назначает Президент Республики, окружных судов - Министр юстиции. Служащие назначаются сроком на 7 лет, за исключением служащих Верховного Суда, назначаемых на 10 лет. Служащие могут быть переназначены повторно. Служащие осуществляют управление судами, ответственны за их материальное обеспечение, использование финансовых средств, полученных из национального бюджета, через Министерство юстиции.
Местное самоуправление
В Польше до 1990 г. местные органы государственной власти состояли из построенных по иерархическому принципу народных советов, члены которых избирались на 3 года населением соответствующих территориальных единиц. Формально депутаты могли отзываться избирателями. Народные советы руководили местной экономической, социальной и культурной деятельностью и координировали местные нужды с государственными потребностями.
С 1990 г. до конца 1998 г. основной единицей местных органов власти являлась община (гмина) - всего общин было 2121. В стране насчитывалось 49 воеводств, в т.ч. три города (Варшава, Лодзь и Краков), имевшие статус воеводств; они управлялись губернаторами (воеводами), которые назначались Советом министров. Промежуточное звено местного управления - 293 округа (повята) были ликвидированы в 1975 г… В июле 1998 г. парламент принял закон о новом административном делении страны; цель его - передача значительной части полномочий местным органам власти. Закон, вступивший в силу 1 января 1999 г., восстановил повяты (которых теперь 308), придал 65 городам статус повятов и одновременно уменьшил число воеводств (с 49 до 16).
Чешская Республика в 1998 г. состояла из 8 областей, включая Прагу в качестве столичного города. Области делятся на 76 районов, в которые входят 6242 населенных пункта. В 1997 г. был принят закон, согласно которому с 1 января 2000 г. государство состоит из 14 областей.
Основным элементом чешского самоуправления являются муниципалитеты - полноправные юридические субъекты; государство не имеет права вмешиваться в самоуправление, за исключением оговоренных законом случаев. Города и селения распоряжаются собственными средствами, имеют бюджет, отделенный от государственного. Самоуправление в них осуществляется при помощи муниципального парламента, который избирается каждые 4 года местным населением (условием права голоса является постоянное место жительства в данном населенным пункте). Представительство данного населенного пункта затем выбирает из своих рядов исполнительные органы - муниципальный совет и старосту. Численность жителей в 80% населенных пунктов не превышает 1 тыс. человек; количество городов - 375.
Итоги
В завершении работы следует сказать, что в Чехии постепенно формируются традиции взаимного контроля ветвей власти, а также в какой-то мере влияния гражданского общества на властные структуры, осуществляемого в первую очередь через партии и парламент. Чешская Республика - пример относительно успешного перехода к демократии в посткоммунистическом мире. В этой стране оформилась политическая система, одновременно сохраняющая исторические традиции и открытая для социальных инноваций. Динамизм демократических процессов и устойчивость новых политических институтов выгодно отличают ее от большинства стран, идущих по пути демократизации.
Но и в Чехии, как и в Польше, наблюдаются общие проблемы посткоммунистических обществ: периодическая политическая дестабилизация, взаимное отчуждение граждан и государства, сложности в построении гражданского общества, политическая коррупция, низкая эффективность социальной системы и проч.
Завершив разбор систем власти двух восточно-европейских стран, мы можем отметить важность изменений, которые явились необходимыми на новом этапе исторического развития Польши и Чехии. Вопрос сопоставления политических систем Польши и Чехии на современном этапе их развития является актуальным по причине динамического характера политической жизни в мире в целом и в Европе в частности. Анализируя различные типы государственного устройства, исследователи неизменно будут находить причины положительных, либо негативных тенденций в жизни государства, проистекающих из структуры властной системы. Это важно для политической науки, правоведения, геополитики, социологии и экономики - основных наук, направленных на изучение государства и социума.
Источники:
www.evropa.org.ua/country/polland/1_6.htmwww.epoland.ru/poland/poland_gov.phpwww.czech.cz/ru/88070-politicheskaya-sistema-cheshskoy-respublikiwww.perspektivy.info/oykumena/europe/parlamentarizm_i_politicheskaja_konkurencija_v_cheshskoj_respublike_2008-05-21.htmeuro-advocate.com/component/content/article/8-2011-06-21-00-47-08/26-2011-06-13-04-38-53.htmlczech-info.ru/about/politics.html
Опубликовано 20 ноября 2011 г.:
http://pioss.net/blog/5832.html